Дифференцированный подход в обучении говорению младших подростков на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучить и апробировать дифференцированный подход при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка.
Задачи:
 рассмотреть дифференцированный подход в обучении говорению на уроках иностранного языка;
 рассмотреть возрастные и психологические особенности младших школьников;
 рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
 рассмотреть критерии оценки при обучении говорению;
 разработать и апробировать фрагменты уроков, направленные на обучение младших школьников говорению на основе дифференцированного подхода;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………………6
1.1 Дифференциация обучения в школе……………………………………………...6
1.2 Оценка качества обучения говорению как виду речевой деятельности
в 3-4классах…………………………………………………………………….…….9
1.3 Дифференцированный подход при обучении говорению…………………….14
1.4 Особенности использования внутриклассной дифференциации по взаимоотношениям и по уровню сформированности умений говорения учащихся…………………………………………………………………………….17
1.5 Деление учащихся на подгруппы по уровню сформированности умений говорения…………………………………………………………………………... 20
Глава 2 Практическое изучение использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка……………………………………………………………………………………..22
2.1 Организация опытно-практической работы…………………………………...22
2.2 Описание опытного обучения и его результатов………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Диплом2.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Учитывая специфику  обучения говорению, психологические и возрастные особенности учащихся, мы сделали вывод, что для использования дифференцированного подхода на уроках иностранного языка наиболее подходящими являются принципы по уровню сформированности умений говорения и по взаимоотношениям учащихся.

Особенность психологической  совместимости при дифференциации в том, что контакт между людьми опосредован их действиями и поступками, мнениями и оценками. «Совместимость», «гармонизация», «согласованность» - понятия, описывающие одно явление - оптимальное сочетание свойств участников, обеспечивающее их эффективное взаимодействие. Эффективным можно считать взаимодействие, которое удовлетворяет участников микрогруппы, сохраняет их отношения и повышает продуктивность совместной деятельности.

Эффект совместимости  чаще возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости  является результатом формальных, деловых  отношений, он связан с деятельностью (трудовой, учебной, спортивно-игровой). Сработанность - согласованность в работе между участниками подгруппы, то есть лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Основным критерием сработанности является продуктивность. Положительные отношения целесообразны для поддержания оптимальных деловых контактов в микрогруппе, задачей которых является, в первую очередь, успешность совместной деятельности.

Неблагоприятные отношения  с одноклассниками внутри подгруппы  снижают и познавательную активность школьников. Можно предположить, что отмеченная в ряде исследований связь между плохой успеваемостью и неудовлетворительным положением в группе имеет двусторонний характер: низкая успеваемость ухудшает положение, а плохое положение в группе сверстников способствует понижению успеваемости. Отсюда, когда мы обнаруживаем среди «изолированных» детей большое число неуспевающих, то зачастую плохая успеваемость не столько причина, сколько следствие неудовлетворительного положения .

В процессе взаимодействия в микрогруппах повышается адекватность взаимопонимания, так как участники видят друг друга в разнообразных ситуациях деятельности. Происходит также своеобразная «притирка» возможностей партнеров.

Взаимная помощь - это  уже не только эмоциональная поддержка, но и действенное участие в делах друг друга .

Последние психолого-педагогические исследования свидетельствуют о  том, что для оптимизации статусной  структуры классного коллектива может быть с успехом применена  учебная деятельность на уроке. Об этом, в частности, говорят работы X. Лийметса, Е. И. Киричук и проведенные под руководством Т. Е. Конниковой исследования В. Л. Синицкой и В.В. Котова.

Таким образом, данный принцип  дифференциации является одним из наиболее подходящих при обучении говорению, так как, учитывая специфику младшего школьного возраста, более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Создавая микрогруппы с учетом взаимоотношений учащихся, возрастает стремление к выполнению творческих заданий, таких как: инсценировка диалогов, составление историй по иллюстрациям. Зная особенности друг друга, ученики быстро и слаженно выполняют упражнения, с удовольствием взаимодействуют в своей микрогруппе, так как в друзьях они находят сходство, понимание, принятие. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. У детей 7-10 лет существует потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Деление учащихся на подгруппы по уровню сформированности умений говорения 

 

Дифференциация по уровню сформированности умений говорения предусматривает групповую деятельность учащихся на уроке иностранного языка. Такая деятельность позволяет индивидуализировать процесс обучения, создать условия для общения. Взаимный контакт школьников в процессе выполнения задач способствует установлению коллективных отношений, формированию чувства долга и ответственности за совместную работу. При работе в группе ученики имеют возможность сразу выяснять непонятные для себя вопросы, своевременно исправлять ошибки, допущенные в процессе решения упражнений, учиться выслушивать мнение своего товарища, отстаивать и обосновывать правильность собственных суждений, принимать решения. Применение уровневой дифференциации позволяет каждому учащемуся работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты .

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

  • увеличение количества упражнений по формированию умений говорения, которые нужно выполнить;
  • отказ от авторитарного обучения;
  • использование разнообразных заданий, увеличивающих количество устноречевой практики на уроке [12].

Среди положительных  результатов уровневой дифференциации следует назвать следующие:

  • уменьшение нагрузки на детей, которые иногда не только по социальным, но и по физиологическим причинам не могут овладеть высоким уровнем  учебных достижений;
  • получение каждым учеником нужного именно ему содержания обучения английскому языку;
  • исчезновение страха ученика перед оцениванием.

Мною было выделено два способа деления учащихся по уровню усвоения языка:

    1. сильные + сильные / слабые + слабые;
    2. сильные + слабые / слабые + сильные.

При первом варианте наиболее способным учащимся даются задания, сложнее для выполнения или меньшие  по объему, чем менее способным. Во втором варианте ученик или ученики, которые являются «сильными» в микрогруппе, должны держать «слабых» в постоянном поле зрения и помогать им по мере необходимости, но, ни в коем случае не выполнять за них работу и предлагать готовых вариантов, то есть задача «сильных» - лишний раз объяснить.

Таким образом, принцип дифференциации по уровню сформированности умений говорения является одним из наиболее подходящих, так как, учитывая психологические особенности младшего подросткового возраста, у учащихся наблюдается отсутствие адаптации к неудачам, отсутствие адаптации к положению “худшего”, у слабых учеников появляется возможность воспользоваться примером более сильных, у них совершенствуются устноречевые умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Практическое изучение использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка

2.1 Организация опытно-практической  работы

 

Опытное обучение проходило  на базе средней общеобразовательной  школы №14 , где учащиеся непрерывно обучаются с шести до семнадцати лет.

В начальной школе занятия по английскому языку осуществляются по учебно-методическому комплекту И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной «English 2, 3, 4». В средней и старшей школе продолжается обучение по УМК О.В. Афанасьвой, И.В. Михеевой «English 5-11».

Во время работы был  проведен анализ психологических и  интеллектуальных особенностей учащихся 3 и 4 классов, на которых происходила апробация смоделированных заданий по использованию дифференцированного подхода при обучении говорению. Обучение учащихся осуществляется в подгруппах, в каждой подгруппе определенное количество человек: 3А – 6 человек, 3Б – 8 человек, 4А – 8 человек, 4Б – 8 человек. 

Подгруппы отличаются активностью, хорошей работоспособностью, большей частью дети усидчивые, внимательные, с высоким интеллектуальным развитием.

Первым этапом стало  проведение тестирования учащихся с  целью определить уровень сформированности умений говорения, выделяемых в соответствии с критериями оценки умений говорения. Речевые ситуации к тестам были разработаны самостоятельно, на основе тем, изучаемых в учебно-методических комплектах И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной «English» 3-4класс.

Для определения уровня сформированности умения монологического высказывания учащимся 3 класса была предложена тема – “Sports and Games”, изученная ранее. Задача каждого из учеников заключалась в том, чтобы, вытянув одну из карточек, построить монологическое высказывание по предложенной ситуации. Время подготовки и монолога строго лимитировано - на каждый из этапов отводится по 3 минуты .

Тест на определение  уровня сформированности умения диалогического высказывания был проведен с учащимися 5 класса. Задача учеников состояла в том, чтобы, вытянув одну из карточек, составить и разыграть диалог. Ситуации общения были составлены по теме – “The USA”. Работа проходила в парах, время подготовки и диалогического высказывания – по 3 минуты .

Оценивание результатов тестирования производилось на основе критериев оценки умений говорения. В результате  анализа тестов был сделан вывод, что самыми сильными учениками 3 А класса по степени сформированности умения монологического высказывания являются Арина С., Даша Ш., Эллина О., Эмма М. Они проявляют большую активность, отвечают правильно, знания, применяемые в говорении, хорошие. Настя К. и Гриша Л. – сообразительные, активные учащиеся, но не усидчивые, много отвлекаются, в результате знания неплохие, но присутствуют ошибки. Галя П. и Дима С. – слабые ученики, показали низкий уровень владения языком и слабую мотивацию к изучению предмета .

В 3 Б классе сильными учащимися являются Артем З. и Рома А. Старательные ученики, выполняют задания вовремя и правильно, активны на уроке, высокий уровень владения языком. Катя П., Саша Г., Лера Т., Лена А. -  ученики с развитой устной речью, не всегда активны, допускают грамматические ошибки. Даша Р. и Ксюша И. – отстающие учащиеся, имеют ограниченный словарный запас, часто отвлекаются и не выполняют поставленных задач .

В 4 А классе наиболее высокий уровень сформированности умения диалогического высказывания имеют Рената Л., Миша Б., Надя В. и Саша Р. Они логично и связно ведут беседу, активно участвуют в процессе обучения. Лиза С. обладает хорошими знаниями, но на уроке чаще молчит. Илья К. показал низкий уровень владения языком, задания выполняет с трудом, плохо развиты внимание и память (Приложение 9).

В 4Б классе самыми сильными учениками являются Дима П., Саша Ч., Антон Щ. и Поля К. Они всегда достигают поставленной задачи, их речь грамотна и понятна. Настя С. и Аня Е. – средние ученики, стараются, но допускают грамматические и фонематические ошибки. Даша М. и Полина П. – слабые учащиеся, делают много ошибок в речи .

В целом, учащиеся легко запоминают, внимательны, сосредоточены, хорошо развиты догадка и логика, воображение. В работу включаются с интересом, имеют высокую мотивацию. Степень сформированности иноязычных навыков и умений у большинства учеников достаточна для данного этапа обучения, результаты обучения высокие.

В ходе исследования были проанализированы учебно-методические комплекты «English 3-4» предназначенные для обучения детей 7-10 лет школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. Данные УМК состоят из следующих компонентов: учебника, книги для учителя, книги для чтения, рабочей тетради, звукового пособия.

 Авторы учебников ставят своей целью коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников, использовать иностранный язык в развитии способностей учащихся как инструмент общения на межкультурном уровне в устной и письменной формах.  Учебно-методические комплекты основаны на следующих принципах:

    • коммуникативной направленности обучения;
    • дифференциации и интеграции обучения всем аспектам и видам речевой деятельности;
    • учета родного языка учащихся;
    • избыточности;
    • воспитывающего и развивающего обучения;
    • сознательности, активности, наглядности.

Книги для учащихся «English 3-4» состоят из 23 и 22 разделов (Units 1-23, 1-22) соответственно. Учебники также содержат таблицы неправильных глаголов, краткие грамматические справочники, двуязычные словари. Уроки имеют примерно одинаковую структуру, предусматривающую наличие следующих компонентов:

    1. несколько заданий на повторения различной направленности (Let Us Review);
    2. блок лексических и грамматических упражнений, включающий новые лексические единицы и речевые клише (Let Us Read and Learn);
    3. аутентичные или учебные тексты для чтения с пред/послетекстовыми заданиями (Let Us Read);
    4. серия упражнений речеподготовительного и речевого характера, направленная на формирование умений монологического и диалогического высказываний (Let Us Talk);
    5. упражнения, обучающие письменной речи для выполнения дома (Let Us Write);
    6. аудитивные задания (Let Us Listen and Discuss).

 

Книги для учителя раскрывают общие цели курса, принципы построения авторской концепции, содержат рекомендации по обучению основным коммуникативным умениям на данных этапах, общее тематическое планирование, таблицы поурочного распределения упражнений, тексты для аудирования, ключи к упражнениям учебника и рабочей тетради.

Рабочие тетради содержат большое количество разнообразных по трудности и характеру упражнений. Авторы считают, что их использование позволяет автоматизировать лексические и грамматические умения, особое внимание уделяется письменной речи.

Информация о работе Дифференцированный подход в обучении говорению младших подростков на уроках иностранного языка