Дифференцированный подход в обучении говорению младших подростков на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучить и апробировать дифференцированный подход при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка.
Задачи:
 рассмотреть дифференцированный подход в обучении говорению на уроках иностранного языка;
 рассмотреть возрастные и психологические особенности младших школьников;
 рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
 рассмотреть критерии оценки при обучении говорению;
 разработать и апробировать фрагменты уроков, направленные на обучение младших школьников говорению на основе дифференцированного подхода;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………………6
1.1 Дифференциация обучения в школе……………………………………………...6
1.2 Оценка качества обучения говорению как виду речевой деятельности
в 3-4классах…………………………………………………………………….…….9
1.3 Дифференцированный подход при обучении говорению…………………….14
1.4 Особенности использования внутриклассной дифференциации по взаимоотношениям и по уровню сформированности умений говорения учащихся…………………………………………………………………………….17
1.5 Деление учащихся на подгруппы по уровню сформированности умений говорения…………………………………………………………………………... 20
Глава 2 Практическое изучение использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка……………………………………………………………………………………..22
2.1 Организация опытно-практической работы…………………………………...22
2.2 Описание опытного обучения и его результатов………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………...34
Библиографический список…………………………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Диплом2.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  автономное учреждение

 среднего профессионального образования Ярославской области

 Рыбинский педагогический  колледж

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа по педагогической психологии

 «Дифференцированный подход в обучении говорению младших подростков на уроках иностранного языка»

 

 

 

 

 

 

Студентов 509 «А» группы

Специальность 050303 Иностранный язык

Матвеевой Ольги 

Шавриной Ольги 

Научный руководитель:

Кисина Татьяна Сергеевна

Консультант:

Белякова Елена Андреевна

 

 

 

 

 

 

Рыбинск 2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода при обучении         говорению младших школьников на уроках иностранного языка………………………………………………………………………………………6

    1. Дифференциация обучения в школе……………………………………………...6
    2. Оценка качества обучения говорению как виду речевой деятельности

 в 3-4классах…………………………………………………………………….…….9

    1. Дифференцированный подход при обучении говорению…………………….14
    2. Особенности использования внутриклассной дифференциации по взаимоотношениям и по уровню сформированности умений говорения учащихся…………………………………………………………………………….17
    3. Деление учащихся на подгруппы по уровню сформированности умений говорения…………………………………………………………………………... 20

Глава 2 Практическое изучение использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка……………………………………………………………………………………..22

2.1 Организация  опытно-практической работы…………………………………...22

2.2 Описание  опытного обучения и его результатов………………………………28

Заключение……………………………………………………………………………...34

Библиографический список…………………………………………………………..37

Приложение……………………………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение


 

В связи с прогрессивным  развитием общества в последние  годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Самым популярным иностранным языком, на котором говорит  большая часть населения земного шара, считается английский. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Кто-то хочет понимать, о чем поется в песнях, кто-то хочет читать книги в оригинале или мечтает путешествовать, другие же хотят общаться с иностранцами, или решили связать будущую профессию с английским. Поэтому не случайно одним из распространенных  языков, изучаемых в школе, является именно английский язык.

Начало изучения иностранного языка – важный момент в жизни  каждого ребенка. Он поднимается  на новую ступень лестницы познания. По словам учителя А.А. Антипиной «Стремясь научить детей основам иноязычной фонетики, грамматики, обогатить их лексический запас, учитель отодвигает на второй план индивидуальные особенности ребенка, скорость реакции, психическое здоровье»

Вследствие этого учащиеся не могут равномерно продвигаться вперед в усвоении знаний, так как в  основе успешного обучения лежит не только традиционный возрастной принцип. Поэтому задача достижения максимально высокого качества обучения каждым учеником может быть решена с помощью учета возрастных и психологических особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Данный вопрос актуален в современной  школе, так как основная цель дифференцированного  подхода заключается не столько  в обеспечении необходимого минимума в освоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально  возможной глубины в овладении  материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших продвижений в развитии каждого ребенка.

Учащиеся разных возрастов, по мнению Е.Н. Солововой, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего, хотят научиться говорить на этом языке. Родители, оценивая результаты и эффективность своих затрат, как правило, обращают внимание на способность своих детей к устноречевому общению на изучаемом языке. Иностранный язык характеризуется многогранностью, то есть, изучая язык, ребенок не может знать только лексику, не зная грамматики, он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимые для требуемых программой условий общения. Основные трудности при обучении говорению возникают, когда учащиеся не понимают речевую задачу, когда один ученик говорит, а остальные молчат, есть опасность их исключения из учебного общения. Именно дифференцированный подход, своим многообразием и нестандартностью, может обеспечить учащимся полное усвоение языка и сократить количество возникающих трудностей.

Проблемой моего исследования является– как осуществлять дифференцированный подход при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка?

Цель – изучить и апробировать дифференцированный подход при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка.

Задачи: 

  • рассмотреть дифференцированный подход в обучении говорению на уроках иностранного языка;
  • рассмотреть возрастные и психологические особенности младших школьников;
  • рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
  • рассмотреть критерии оценки при обучении говорению;
  • разработать и апробировать фрагменты уроков, направленные на обучение младших школьников говорению на основе дифференцированного подхода;

Объект исследования – процесс обучения говорению младших школьников на уроках иностранного языка.

Предмет исследования - дифференцированный подход в обучении  говорению младших школьников на уроках иностранного языка.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в обобщении и систематизации рассмотренных терминов и позиций авторов по использованию дифференцированного подхода при обучении говорению. 

Практическая  значимость курсовой работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы при проведении уроков обучения говорению с использованием дифференцированного подхода в 3-4классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты использования дифференцированного подхода при обучении говорению младших школьников на уроках иностранного языка

1.1 Дифференциация  обучения в школе

 

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это:  1) форма организации  учебного процесса, при которой учитель  работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп, для учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах .

Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.

Таким образом, дифференциация обучения предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования  и различное построение учебного процесса в выделенных группах.

В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциаций.

 Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по определенным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи. На таком уроке должна быть создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного процесса .

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются .

Виды дифференциации определяются, исходя из тех признаков (оснований), которые лежат в основе разделения учащихся на группы. Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии.

Дифференциация обучения не предполагает негативных последствий, так как обязательным является учет индивидуально-типологических особенностей личности, что приспосабливает учебный процесс к ученику. Однако наряду с содержанием дифференциация обучения имеет и форму, в которой реализуется на практике. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия, включенные в учебный процесс задания различного уровня сложности и т.д. При анализе форм дифференцированного обучения явно выделяются как положительные, так и отрицательные проявления дифференциации .

Проблеме дифференцированного  обучения посвящено значительное количество работ, в которых рассматриваются общие и частные аспекты данной проблемы. Такие авторы, как Н.П. Гузик, Г.К. Селевко рассматривали только положительные стороны дифференцированного подхода. Наибольший интерес вызывают работы И.М. Осмоловской, в которых она указывает как положительные, так и отрицательные аспекты данного подхода.

Проанализировав работы данных авторов , я выделяю следующие положительные особенности внутриклассной дифференциации обучения:

  1. использование разноуровневых заданий;
  2. дозирование помощи учителя ученикам;
  3. неявное выделение групп, внимание учащихся на них не акцентируется;
  4. возможность учащихся переходить из группы в группу;
  5. формирование умения работать в команде;
  6. разнообразие учебного процесса;
  7. опосредование межличностных отношений в классе.
  8. отрицательными сторонами являются:
  9. возможность появления ситуации соперничества, а не взаимопомощи;
  10. учет индивидуальных особенностей предполагает длительные предварительные исследования;
  11. использование дифференцированного подхода требует тщательного подбора материала.

Таким образом, дифференциация обучения сегодня активно включается в образовательный процесс. Явление это неоднозначное, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Оценка качества обучения говорению как виду речевой деятельности в 3-4 классах

 

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся .

Содержанием говорения  является выражение мыслей в устной форме. В его основе лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего .

Говорение характеризуется  наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения аффектного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Этот переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти .

Информация о работе Дифференцированный подход в обучении говорению младших подростков на уроках иностранного языка