Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работ - на основе теоретического анализа выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя и охарактеризовать пути их решения.

Объект исследования – профессиональная деятельность учителя современной школы.

Предмет исследования – наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы

Понятие и структура педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности
Психологические требования к личности современного учителя
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения

2.1. Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования

2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога

2.3. Взаимодействие с родителями

2.4. Психологическая поддержка молодых учителей и организация наставничества в школе

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая с Кувырталовой.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности. [21]

     Задача  наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог­наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

     Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности  обучения наставником молодого специалиста  профессиональным знаниям, умениям  и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог­наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. [28]

       Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

     на  требования к организации учебного процесса;

     требования  к ведению школьной документации;

     формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

     ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности  использования в практической деятельности);

     механизм  использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

     Обеспечить  поддержку молодым педагогам  в области:

     практического и теоретического освоения основ  педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

     разработки  программы собственного профессионального  роста;

     выбора  приоритетной методической темы для  самообразования;

     подготовки  к первичному повышению квалификации;

     освоения  инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

     подготовки  к предстоящей аттестации на подтверждение  или повышение разряда. [28]

     Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

     Наставничество  должно стимулировать потребности  молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогамнаставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. [28] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Теоретический анализ педагогической литературы показал, что на современном этапе развития среднего образования к деятельности учителя предъявляются новые требования. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В связи с новыми требованиями у современного учителя появляются новые задачи и связанные с ними проблемы.

    В курсовой работе были выявлены и рассмотрены наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя:

    - объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования;

    - новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога;

    - взаимодействие с родителями;

    - психологическая поддержка молодых учителей;

    - организация наставничества в школе;

    Также в работе были охарактеризованы возможные  пути решения проблем профессиональной деятельности учителя.

    Таким образом, поставленная цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.

    Данное  исследование можно использовать в качестве дополнительного материала к лекциям по дисциплине теория и методика обучения. 
 
 
 

    Литература: 

    
  1. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ. 3-е изд., испр. М., 2003. – 356 с.
  2. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2006
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений, 1996
  4. И.А. Зимняя, Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2006. – 384 с.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 247 с.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 — 400 с.
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  8. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. проф. Козырева В.А. и проф. Радионовой Н.Ф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004
  9. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.:АСМ, 2006.
  10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интер-Диалект+, 1997.
  11. Вострикова Т.В. Статья: Повышение уровня профессиональной компетенции кадров как фактор повышения качества образования.
  12. Шевцова Л.А. Статья: К вопросу исследования готовности учителей к использованию НИТ. http://www.rusedu.ru/.

    13. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Исаев Ю.В.и др. Информатика в понятиях и терминах. М Просвещение 1998г.

    14.  Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А.Бордовский, В.А.Извозчиков // Педагогика. - 1999. - №5. - С.12-16.

    15.  Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. - М.,2002.

    16.  Вилотиевич, М. От традиционной к информационной дидактике / М.Вилотиевич // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. - 2003. - №1.

    17.  Новожилова, Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В.Новожилова // Завуч. - 2003. - №8. - С.118-125.

    18. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 121 с.

    19. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Просвещение, 2003. – 296с

  1. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Педагогика / 2006
  2. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. - М., 2007
  3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1995.
  4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1998.
  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 2002.
  6. Абдуллина О.А. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие / О.А.Абдулина, И.А.Загрязкина. - 2-е изд.. - М.: Просвещение, 2003. - 175 с
  7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя – М., 2007 – 200 с.
  8. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М.: 2007 - 245 с.
  9. Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал под ред. В.А. Сластенина №1, 2007
  10. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы М., 1999

Информация о работе Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения