Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа
Цель курсовой работ - на основе теоретического анализа выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя и охарактеризовать пути их решения.
Объект исследования – профессиональная деятельность учителя современной школы.
Предмет исследования – наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы
Понятие и структура педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности
Психологические требования к личности современного учителя
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения
2.1. Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования
2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога
2.3. Взаимодействие с родителями
2.4. Психологическая поддержка молодых учителей и организация наставничества в школе
Заключение
Литература
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности. [21]
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагогнаставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагогнаставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. [28]
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
на требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда. [28]
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Наставничество
должно стимулировать потребности
молодого педагога в самосовершенствовании,
способствовать его профессиональной
и личностной самореализации. Всестороннее
рассмотрение эффективности системы наставничества
позволит руководителям образовательных
учреждений, педагогамнаставникам быстро
и качественно решать задачи профессионального
становления молодых учителей, включать
их в проектирование своего развития,
оказывать им помощь в самоорганизации,
самоанализе своего развития, повышать
их профессиональную компетентность.
[28]
Заключение
Теоретический анализ педагогической литературы показал, что на современном этапе развития среднего образования к деятельности учителя предъявляются новые требования. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В связи с новыми требованиями у современного учителя появляются новые задачи и связанные с ними проблемы.
В курсовой работе были выявлены и рассмотрены наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя:
- объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования;
- новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога;
- взаимодействие с родителями;
- психологическая поддержка молодых учителей;
- организация наставничества в школе;
Также
в работе были охарактеризованы возможные
пути решения проблем
Таким образом, поставленная цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.
Данное
исследование можно использовать в качестве
дополнительного материала к лекциям
по дисциплине теория и методика обучения.
Литература:
13. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Исаев Ю.В.и др. Информатика в понятиях и терминах. М Просвещение 1998г.
14. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А.Бордовский, В.А.Извозчиков // Педагогика. - 1999. - №5. - С.12-16.
15. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. - М.,2002.
16. Вилотиевич, М. От традиционной к информационной дидактике / М.Вилотиевич // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. - 2003. - №1.
17. Новожилова, Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В.Новожилова // Завуч. - 2003. - №8. - С.118-125.
18. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 121 с.
19. Амонашвили
Ш.А. Воспитательная и образовательная
функции оценки учения школьников: экспериментально-
Информация о работе Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения