Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа
Цель курсовой работ - на основе теоретического анализа выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя и охарактеризовать пути их решения.
Объект исследования – профессиональная деятельность учителя современной школы.
Предмет исследования – наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы
Понятие и структура педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности
Психологические требования к личности современного учителя
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения
2.1. Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования
2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога
2.3. Взаимодействие с родителями
2.4. Психологическая поддержка молодых учителей и организация наставничества в школе
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО
Кафедра практической психологии
и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Деятельность учителя современной школы:
проблемы
и пути их решения.
Выполнила:
студентка 3 курса группы А
очной формы обучения
факультета психологии
Гладкова
Евгения Вячеславовна
Проверила:
к.п.н.
доцент Кувырталова М.А.
Тула-2010
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения 2.1.
Объективность оценки качества
знаний учащихся на 2.2.
Новые информационные 2.3. Взаимодействие с родителями 2.4.
Психологическая поддержка Заключение Литература |
3 5 10 12 19 21 29 35 41 42 |
Введение
Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений.
Вместе с тем, государство предъявляет новые требования к содержанию образования и качеству образовательных услуг.
Ключевой фигурой, формирующей новое содержание и качество, безусловно, является учитель. Поэтому вопрос о профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений и требований выдвигается на первый план. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики.
Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач. Однако в условиях модернизации отечественного образования перед учителем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи. Среди них следует отметить такие, как объективная оценка качества знаний учащихся на современном этапе развития образования, освоение новых информационных технологий, взаимодействие с родителями, адаптация молодых учителей и организация наставничества. Различные аспекты проблем деятельности учителя нашли отражение в работах отечественных психологов и педагогов. Так, например, проблемой изучения формирования педагогического мастерства занимались В.Н. Дружинин, Н.В. Кузьмина, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин. В трудах О. А. Абдулиной , Л. М. Митиной обоснована структура профессиональной педагогической деятельности и пути ее становления. Исследованием дидактических основ применения новых информационных технологий занимались такие ученые, как Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, А.С. Кондратьев, В.В. Лаптев, Е.И. др. Проблемы оценочной деятельности учителя нашли свое отражение в трудах Ш.А. Амонашвили, Г.Ю. Ксензовой, Ф.В. Костылева. Однако, целостных исследований, выявляющих и систематизирующих наиболее актуальные проблемы деятельности учителя не выявлено.
Актуальность проблемы, отсутствие специальных исследований по изучаемой проблеме обусловили выбор темы курсовой работы: деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения.
Цель курсовой работ - на основе теоретического анализа выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя и охарактеризовать пути их решения.
Объект исследования – профессиональная деятельность учителя современной школы.
Предмет исследования – наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.
Цель предполагает решение следующих задач:
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы.
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности
Своим
происхождением учительская профессия
обязана обособлению
Многие теоретики-педагоги
Климовым Е.А. была
Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.
Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
Выделяют три компонента педагогической деятельности: [7]
- конструктивный;
- организаторский;
- коммуникативный.
Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.
Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.
Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.
Оказывается,
что взаимоотношения детей в
классе в большинстве случаев
соответствует тому или другому
эмоциональному стилю, которым характеризуется
поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-
Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.
А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство). [7]
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя. [22]
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5) коммуникативный.
1.
Гностический компонент (от
Информация о работе Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения