Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа
Цель курсовой работ - на основе теоретического анализа выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя и охарактеризовать пути их решения.
Объект исследования – профессиональная деятельность учителя современной школы.
Предмет исследования – наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы
Понятие и структура педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности
Психологические требования к личности современного учителя
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения
2.1. Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования
2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога
2.3. Взаимодействие с родителями
2.4. Психологическая поддержка молодых учителей и организация наставничества в школе
Заключение
Литература
Под
информационной образовательной средой
общеобразовательной школы
В
условиях развивающейся информационной
образовательной среды школы
осуществляется интенсификация всех уровней
учебно-воспитательного
Создание
единого информационного
Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства НИТ в учебном процессе.
Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. [17]
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:
владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
работать с мультимедийными программами;
знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.
В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе новых информационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.
Использование универсальных информационных программ и средств информатики в процессе обучения: текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, мультимедиа-технологии делают учебный процесс более интересным и творческим. [12]
Информатизация учебного процесса на современном этапе выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования. В связи с этим важнейшими задачами совершенствования учебного процесса являются как повышение информационной культуры преподавателей, как следствие повышение уровня образования и учащихся, так и проблемы адаптации информационных технологий в сфере образования, разработки единых стандартов при создании программных продуктов. Эти изменения естественно обсуждать в контексте трансформации учебных курсов, изменения их содержания, методов и организационных форм обучения в условиях становления школы. Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс средствами вычислительной техники – основа всех учебных программ нового поколения, предлагаемых сегодняшним школьникам. Основным тормозом на пути внедрения этих программ является методическая практика, существующее содержание учебных курсов, закрытая учебная архитектура. Новое содержание и новые информационные технологии должны предлагаться совместно с новыми педагогическими технологиями, новыми методами и организационными формами учебной работы, новыми регламентами работы школы. Нужна последовательная образовательная политика, позволяющая каждому работнику школы осознать себя участником планомерных долгосрочных изменений образовательного процесса.
Сегодня особенно необходимы практические образцы, демонстрирующие:
естественную
интеграцию в учебный процесс
доступных в школе новых
переход учителей к сознательному использованию всего богатства потенциально доступных методических и информационных средств;
повышение качества образовательной работы, использование всех преимуществ существующей образовательной системы, решение стоящих перед обществом долгосрочных социальных проблем.
В «школе информационного общества» учитель перестал быть основным источником сведений об окружающем мире, а главный акцент сегодня должен делаться на освоении способов деятельности. Изменяются традиционные представления об основных функциях школьного учебника: современное учебное издание помимо текста включает в себя ссылки на web-источники, мультимедийные приложения и специализированные инструменты учебной работы (компьютерные среды, виртуальные лаборатории, интерактивные учебные материалы, тренажеры и т. п.). В современном информационном обществе на передний план выходит задача развития навыков и освоения новых средств коммуникации (обмена результатами информационной работы). Естественно ожидать, что эти изменения должны найти отражение в характере и содержании учебной работы школьников.
Для использования средств ИКТ в своей деятельности учитель должен:
-знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
-уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;
-владеть методами анализа и синтеза, уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач. [10]
Что
привносит использование новых
информационных и коммуникационных
технологий в содержание образования?
НИТ предоставляют новые
Нельзя обойти вниманием обучение коммуникационным навыкам. Чаты и форумы в Интернете, текстовые редакторы со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания и стиля изложения материала приводят к возрастанию письменной речи учащихся. Быстро растет значение «графической грамотности», созданы программы для развития навыков рисунка, технического черчения. Структура и содержание ощеобразовательных курсов предоставляют необходимое пространство для коммуникации. Дополнительно к традиционному ответу на уроках такие курсы предусматривают проведение ученических конференций, использование возможности групповой работы с соответствующими обязательными сообщениями о ходе ее выполнения и полученных результатах (внутри группы и в классе). Проверенным временем инструментом для такой работы является регулярный выпуск школьных газет, альманахов и других изданий. Важно, что эти виды работ входят в учебный курс в качестве одной из обязательных составляющих и объединяются с другими формами учебной работы. Такое коммуникационное пространство естественным образом предполагает использование вновь появляющихся средств ИКТ. Например, мультимедиа-проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учащихся; школьный сайт становится местом размещения подготовленных учениками публикаций; Интернет позволяет вынести учебные проекты за стены отдельной школы и сделать их телекоммуникационными. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Однако сами по себе ИКТ не решают этой задачи. Соответствующие направления должны быть заложены в соответствующих учебных курсах. Если этого нет, то вряд ли стоит ожидать, что ИКТ окажутся действительно полезным образовательным инструментом. [15]
Высокий
образовательный потенциал
На данном этапе информатизации образования в нашей школе основная часть коллектива владеет необходимыми пользовательскими навыками работы на компьютере, обучение и совершенствование навыков владения компьютером осуществляется преимущественно через индивидуальные консультации. Но, как показывает анализ практики, количество обученных педагогов далеко не совпадает с числом тех, кто компетентно (т. е. целенаправленно и самостоятельно, со знанием требований к профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного пространства и своих возможностей и ограничений) способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования. Иными словами, качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших обучение, не отвечают ожиданиям. [13]
Здесь имеется ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
1.
Всю работу по обслуживанию
техники, внедрению ИКТ в
2.
Недостаточная оснащенность
3.
Отсутствие сервисных служб
4. Сохраняющийся дефицит методического обеспечения процесса использования ИКТ в учебной и административной деятельности.
5.
В школе имеется подключение
к Интернет, но скоростные характеристики
подключения привели к
6.
Отсутствие мотивации у
Решение
этих и других проблем, которые возникнут
и возникают в процессе информатизации
образования позволят более широко
использовать НИТ в повседневной практике
работы педагогов. [16]
2.3. Взаимодействие с родителями
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа учителя не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.
Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать учителю», учитель должен сам справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: необходимо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.
В общем виде назначение работы учителя с родителями учащихся состоит в создании единой (вместе с коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей» [29]
Информация о работе Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения