Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работ - на основе теоретического анализа выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя и охарактеризовать пути их решения.

Объект исследования – профессиональная деятельность учителя современной школы.

Предмет исследования – наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы

Понятие и структура педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности
Психологические требования к личности современного учителя
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения

2.1. Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования

2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога

2.3. Взаимодействие с родителями

2.4. Психологическая поддержка молодых учителей и организация наставничества в школе

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая с Кувырталовой.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    Под информационной образовательной средой общеобразовательной школы понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему школы с целью построения личностно- ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс. [15]

    В условиях развивающейся информационной образовательной среды школы  осуществляется интенсификация всех уровней  учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых  информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

    Создание  единого информационного пространства в школе требует привлечения  к работе всего педагогического  коллектива, учащихся, и, несомненно, родителей.

    Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства НИТ в учебном процессе.

    Сегодня очевидно, что учитель, действующий  в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. [17]

    Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

    владеть основами работы на компьютере, а также  иметь доступ к информационному  образовательному пространству и уметь  его использовать;

    работать  с мультимедийными программами;

    знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

    В настоящее время в системе  образования сложились основные направления применения в учебном  процессе новых информационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование экспертных систем и систем поддержки принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных объектов и процессов; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.

    Использование универсальных информационных программ и средств информатики в процессе обучения: текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, мультимедиа-технологии делают учебный процесс более интересным и творческим. [12]

    Информатизация учебного процесса на современном этапе выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования. В связи с этим важнейшими задачами совершенствования учебного процесса являются как повышение информационной культуры преподавателей, как следствие повышение уровня образования и учащихся, так и проблемы адаптации информационных технологий в сфере образования, разработки единых стандартов при создании программных продуктов. Эти изменения естественно обсуждать в контексте трансформации учебных курсов, изменения их содержания, методов и организационных форм обучения в условиях становления школы. Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс средствами вычислительной техники – основа всех учебных программ нового поколения, предлагаемых сегодняшним школьникам. Основным тормозом на пути внедрения этих программ является методическая практика, существующее содержание учебных курсов, закрытая учебная архитектура. Новое содержание и новые информационные технологии должны предлагаться совместно с новыми педагогическими технологиями, новыми методами и организационными формами учебной работы, новыми регламентами работы школы. Нужна последовательная образовательная политика, позволяющая каждому работнику школы осознать себя участником планомерных долгосрочных изменений образовательного процесса.

    Сегодня особенно необходимы практические образцы, демонстрирующие:

    естественную  интеграцию в учебный процесс  доступных в школе новых информационных технологий;

    переход учителей к сознательному использованию  всего богатства потенциально доступных  методических и информационных средств;

    повышение качества образовательной работы, использование  всех преимуществ существующей образовательной  системы, решение стоящих перед обществом долгосрочных социальных проблем.

    В «школе информационного общества»  учитель перестал быть основным источником сведений об окружающем мире, а главный  акцент сегодня должен делаться на освоении способов деятельности. Изменяются традиционные представления об основных функциях школьного учебника: современное учебное издание помимо текста включает в себя ссылки на web-источники, мультимедийные приложения и специализированные инструменты учебной работы (компьютерные среды, виртуальные лаборатории, интерактивные учебные материалы, тренажеры и т. п.). В современном информационном обществе на передний план выходит задача развития навыков и освоения новых средств коммуникации (обмена результатами информационной работы). Естественно ожидать, что эти изменения должны найти отражение в характере и содержании учебной работы школьников.

    Для использования средств ИКТ в  своей деятельности учитель должен:

    -знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;

    -уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;

    -владеть методами анализа и синтеза, уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач. [10]

    Что привносит использование новых  информационных и коммуникационных технологий в содержание образования? НИТ предоставляют новые инструменты  для сбора, хранения, обработки, представления данных и коммуникации. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

    Нельзя  обойти вниманием обучение коммуникационным навыкам. Чаты и форумы в Интернете, текстовые редакторы со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания и стиля изложения материала приводят к возрастанию письменной речи учащихся. Быстро растет значение «графической грамотности», созданы программы для развития навыков рисунка, технического черчения. Структура и содержание ощеобразовательных курсов предоставляют необходимое пространство для коммуникации. Дополнительно к традиционному ответу на уроках такие курсы предусматривают проведение ученических конференций, использование возможности групповой работы с соответствующими обязательными сообщениями о ходе ее выполнения и полученных результатах (внутри группы и в классе). Проверенным временем инструментом для такой работы является регулярный выпуск школьных газет, альманахов и других изданий. Важно, что эти виды работ входят в учебный курс в качестве одной из обязательных составляющих и объединяются с другими формами учебной работы. Такое коммуникационное пространство естественным образом предполагает использование вновь появляющихся средств ИКТ. Например, мультимедиа-проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учащихся; школьный сайт становится местом размещения подготовленных учениками публикаций; Интернет позволяет вынести учебные проекты за стены отдельной школы и сделать их телекоммуникационными. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса. Однако сами по себе ИКТ не решают этой задачи. Соответствующие направления должны быть заложены в соответствующих учебных курсах. Если этого нет, то вряд ли стоит ожидать, что ИКТ окажутся действительно полезным образовательным инструментом. [15]

    Высокий образовательный потенциал современных  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уже не требует специальных доказательств. Цифровая информационная среда помогает изменить практику распространения информации в школе, что, в свою очередь, приводит к перераспределению ответственности за результаты учебной работы, дает учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу. Распространение новых информационных технологий ведет к сближению школы и ее окружения, дает учащимся возможность находиться в такой же быстро меняющейся культурной среде, пользоваться теми же инструментами, с которыми они столкнутся через несколько лет, выйдя из школы. Работа по воплощению подобных изменений в жизнь должна стать одним из ключевых условий успеха модернизации школы.

    На  данном этапе информатизации образования  в нашей школе основная часть  коллектива владеет необходимыми пользовательскими  навыками работы на компьютере, обучение и совершенствование навыков владения компьютером осуществляется преимущественно через индивидуальные консультации. Но, как показывает анализ практики, количество обученных педагогов далеко не совпадает с числом тех, кто компетентно (т. е. целенаправленно и самостоятельно, со знанием требований к профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного пространства и своих возможностей и ограничений) способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования. Иными словами, качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших обучение, не отвечают ожиданиям. [13]

    Здесь имеется ряд проблем, среди которых  можно выделить следующие:

    1. Всю работу по обслуживанию  техники, внедрению ИКТ в образование,  консультированию педагогов ведет  учитель информатики, который  по причине низкого уровня  оплаты труда перегружен уроками,  совмещает преподавание нескольких  предметов. Для активного использования информационных технологий в образовательном процессе необходимы системные координаторы – педагоги, осуществляющие управление этим процессом. В задачи системных координаторов включить: создание школьного образовательного пространства, наполнение Интернет образовательными ресурсами, развитие единого информационного образовательного пространства школы, оказание консультативной, методической помощи учителям-предметникам.

    2. Недостаточная оснащенность большинства  школ компьютерной техникой, периферийным оборудованием, особенно мультмимедийным, имеющаяся техника морально устарела и применяется, в основном, для изучения информатики в рамках учебного предмета;

    3. Отсутствие сервисных служб для  технической поддержки, ремонта  техники;

    4. Сохраняющийся дефицит методического обеспечения процесса использования ИКТ в учебной и административной деятельности.

    5. В школе имеется подключение  к Интернет, но скоростные характеристики  подключения привели к скептическому  отношению к данному виду коммуникации  как среди учителей, так и среди учащихся.

    6. Отсутствие мотивации у учителей  к внедрению ИКТ-технологий в  педагогическую и внеурочную  деятельность.

    Решение этих и других проблем, которые возникнут  и возникают в процессе информатизации образования позволят более широко использовать НИТ в повседневной практике работы педагогов. [16] 

    2.3.    Взаимодействие с  родителями

     Индивидуальность  ребенка изначально формируется  в семье. Воспитательная работа учителя не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.

     Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать учителю», учитель должен сам справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: необходимо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.

     В общем виде назначение работы учителя с родителями учащихся состоит в создании единой (вместе с коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей» [29]

Информация о работе Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения