Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работ - на основе теоретического анализа выявить наиболее актуальные проблемы в деятельности современного учителя и охарактеризовать пути их решения.

Объект исследования – профессиональная деятельность учителя современной школы.

Предмет исследования – наиболее актуальные проблемы профессиональной деятельности учителя и пути их решения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности учителя современной школы

Понятие и структура педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности
Психологические требования к личности современного учителя
Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения

2.1. Объективность оценки качества знаний учащихся на современном этапе развития образования

2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога

2.3. Взаимодействие с родителями

2.4. Психологическая поддержка молодых учителей и организация наставничества в школе

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая с Кувырталовой.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    - экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

    - перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

    - организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

    - суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки. [27]

    К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности  к воспитанию детей и педагогическому  общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

    К.Д. Ушинский справедливо относил это  понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…». Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

    - не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

    - не противопоставлять сильных слабым;

    - не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

    - замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;

    - воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

    - формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

    Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки. [9]

    Важным слагаемым мастерства современного учителя является индивидуальный стиль педагогической деятельности, т.е. то, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

    - в темпераменте;

    - в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;

    - в подборе средств воспитания;

    - в стиле педагогического общения;

    - в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;

    - в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

    Поэтому любой педагогический опыт буквально  копировать не стоит; воспринимая главное  в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим  собой. Это не только не снизит, но существенно  повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

    Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних  учителей бесперспективны, т.к. такой  опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими. [26] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения. 

    2.1.    Объективность оценки  качества знаний  учащихся на современном  этапе развития образования

     Школьная  отметка — это не только результат  работы ученика. В ней соединяются  характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой  процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность. [18]

     На практике возникает достаточное количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся. Приведем некоторые из них:

     1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.

     За  последнее время достаточно часто  менялись и учебные программы, вводились  новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые  бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.

     При проверке качества освоения темы, курса  или его отдельных частей учитель  ориентируется на свое понимание  и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие  важны, а какие второстепенны. Все  эти проблемы учитель решает сам, опираясь на свой опыт, либо опирается на методическую литературу, которой на данный момент появляется достаточно много. К сожалению, не вся литература качественна, способна реально помочь учителю, особенно молодому, не имеющему опыта.

     2. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.

     3. Игнорирование учителем условий  работы в классе.

     Несмотря  на то, что сейчас много говорят  об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто, ведя уроки в нескольких классах на параллели, учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверки качества знаний учащихся.

     4. Субъективизм учителя по отношению  к учащимся, который проявляется  в следующем: 

     • Разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»). Достаточно часто, если ученик попал у учителя в так называемую группу «слабых», ему сложно переместиться в группу «средних», и уж тем более «сильных».

     • Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить  родителям или общественности.

     • Избегание педагогами «крайних отметок» (например, 2 и 5).

     • Личные качества учителя, его отношение  к конкретному ребенку. [19]

     Можно предлагать разные пути решения проблемы объективизации процесса оценивания, обозначим два из них.

     Первый  путь — это переход на проведение оценки качества знаний с помощью тестов. Лучше, если это будет происходить с использованием средств ИКТ.

     Второй  путь — вынесение оценивания за рамки отношений «учитель-ученик». Достаточно сложно добиться полностью  объективного оценивания учителю, который  преподает это предмет. Поэтому предлагается предоставить право оценивать качество знаний учащихся на каждом уроке специальными структурами, которые должны быть созданы в школе.

     Оба варианта достаточно сложны для исполнения. Справиться со всеми этими проблемами силами отдельно взятого учителя, даже одного учебного учреждения, достаточно сложно. Поэтому вместе с модернизацией системы образования необходима модернизация системы оценивания. 

    2.2. Новые информационные технологии и профессиональная компетентность педагога

    Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.

    Существуют  определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis – соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области) и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?

    Какой труд учителя можно считать профессионально  компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность – это те компоненты, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности: ответственности, творчеству, любознательности, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и, конечно, к высокой нравственности, без которой немыслим подлинный профессионал своего дела… «Эмбрионы» всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре и содержании общего образования, но и в структуре грамотности». В свою очередь, «Профессионал – это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием». Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования. [9]

    Профессиональная  деятельность школьного учителя  за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение  профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

    Формирование  информационной культуры учителя –  залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения  качества образования. Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:

    во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

    во-вторых, умениями и навыками применения средств  и методов обработки и анализа  информации в различных видах  деятельности;

    в-третьих, умением использовать современные  информационные технологии в образовательной  деятельности;

    в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

    Конструирование урока с использованием новых  информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой  степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации. [16]

    Предполагается, что компетентность интегрирует  в себе 3 аспекта — когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей). Это объясняется тем, что компетентный специалист является индивидуальностью, самостью, обладающей способностью осознавать и рефлектировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее.

    Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности. На мой  взгляд, центральное место в формировании информационной компетентности занимает информационная среда общеобразовательной школы.

Информация о работе Деятельность учителя современной школы: проблемы и пути их решения