Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 10:00, контрольная работа
Педагогическая антропология – это наука о развитии ребенка, его воспитании.
Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое человек, какова его природа.
Человек является предметом изучения многих наук на протяжении многих столетий. Человек настолько многообразен, что разные науки обнаруживают в нем прямо противоположные человеческие свойства и сосредоточиваются на них.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Видовые особенности «Человека»…………………………………5
2.Понятия «Человек», «Индивидуальность», «Личность»………….9
Заключение ………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………..12
Федеральное агентство по образованию
Сочинский
государственный университет
Социально-педагогический факультет
Кафедра
педагогики
Контрольная работа
по курсу «Педагогическая антропология»
Человек,
как предмет педагогической антропологии
Выполнила:
студентка III курса, ЗФО спец. 050707 ЗДП
Мельникова Олеся Геннадьевна
Проверил к.п.н. доцент:
Садилова
О.П.
Сочи 2010
Введение……………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………
Введение
Педагогическая антропология – это наука о развитии ребенка, его воспитании.
Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое человек, какова его природа.
Человек является предметом изучения многих наук на протяжении многих столетий. Человек настолько многообразен, что разные науки обнаруживают в нем прямо противоположные человеческие свойства и сосредоточиваются на них. Если для экономики он – рационально мыслящее существо, то для психологии во многом – иррациональное. История рассматривает его как «автора», субъекта определенных исторический событий, а педагогика - как объект заботы, помощи, поддержки. Социологии он интересен как существо с инвариантным поведением, а для генетики – как запрограммированное существо. Для кибернетики он – универсальный робот, для химии – набор определенных химических соединений.
Как отмечал Л. Фейербах, человек – это «живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально – действенного бытия». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как «голографичность»: в любом проявлении человека, каждом его свойстве, органе и системе объемно представлен человек, его физическое и психическое состояние, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и приверженность определенным ценностям и смыслам.
Человек
– существо природное. Он – общественно
– историческое существо. Именно общественно
– исторический способ бытия сделал
прачеловека существом
1. Видовые особенности «Человека».
Человек, может научиться управлять ресурсами личной психики – и тогда на всю оставшуюся жизнь получит отличное здоровье, настоящее процветание, подлинное счастье. Подсознание, при правильном его применении подскажет человеку, как найти верное решение возникших проблем, выработать высокие нравственные качества, освободиться от дурных привычек. [3, с.91]
Разумность врожденна у человека. Благодаря разумности, он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жизни, стремиться к счастью. Благодаря разумности он способен самосовершенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир согласно собственным представлениям о ценном и идеальном (бытии, человеке). Она во многом обусловливает развитие производительности психических процессов, совершенствование воли человека. Разумность помогает человеку действовать вопреки своим органическим потребностям, биологическим ритмам (подавлять голод, активно работать ночью, жить в невесомости и пр.). Она дает ему силы преодолевать страх смерти. Это способность справляться с инстинктом, сознательно идти против природного начала в себе, против своего организма – видовая особенность человека.
Именно общественно-исторический способ бытия, духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но и Вселенной. Духовность свойственна всем людям как общечеловеческая потребность в ориентации на высшие ценности. Является ли духовность человека следствием его социально – исторического бытия или она свидетельство его божественного происхождения, этот вопрос остается до сих пор дискуссионным. Однако само наличие названной особенности как чисто человеческого феномена неоспоримо. [1, с.62-82]
Только человеку свойственны ненасыщаемые потребности в новом знании, в поиске истины, в особой деятельности по созданию нематериальных ценностей, в жизни по совести и справедливости. Только человек способен жить в нематериальном нереальном мире: в мире искусства, в воображаемом прошлом и будущем. Только человек способен трудиться для удовольствия и получать удовольствие от тяжелой работы, если она свободна, имеет личностный или общественно-значимый смысл. Только человеку свойственно испытывать такие трудноопределимые на рациональном уровне состояния, как стыд, ответственность, чувство собственного достоинства, раскаяние и т.д. Только человек способен к самопожертвованию, самоограничению, способен верить в идеалы, самого себя, в лучшее будущее, в добро, в Бога. Будучи разумным и духовным, живя в обществе, человек не мог не стать творческим существом. Креативность человека обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятиях искусством, и в сензитивности к нему.
Все
перечисленные видовые
Но дети проявляют свою человеческую природу несколько иначе, чем взрослые. Дети более чувствительны к космическим и природным явлениям, а возможности их вмешательства в земную и космическую природу минимальны.
А. Клизовский, в своем труде «Основы миропонимания новой эпохи», говорит о том, что дети до 7 лет получают информацию из двух миров – физического и тонкого мира (духовного). Тонкий мир влияет на мироощущение, миропонимание детей, во многом больше, чем физический.
А также в Тибетском учении «Дети и учение Махатм» уделяют большое внимание духовному развитию ребенка, объясняя тем, что в младенческом возрасте ребенок бессознательно получает информацию при грудном вскармливании, мысли матери влияют на сознание ребенка, на будущие взгляды, принципы, приоритеты. [5, с.44]
В то же время дети максимально активны в освоении окружающего и созидании внутреннего мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, т. е. он наиболее динамичен. Преобладание в детстве тех психических процессов, которые связаны не с корой больших полушарий, а с другими структурами мозга, обеспечивает значительно большую впечатлительность, непосредственность, эмоциональность, неспособность ребенка к самоанализу в начале жизни и стремительное его развертывание по мере созревания мозга. В силу психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знаний ребенок больше, чем взрослый, привержен к воображаемому миру, к игре. Но это не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослого гораздо беднее детского. Оценки в этой ситуации вообще неуместны, так как психика ребенка просто иная, чем психика взрослого.
Духовность ребенка проявляется в способности получать удовольствие от человеческого (нравственного) поведения, любить близких людей, верить в добро и справедливость, ориентироваться на идеал и следовать ему более или менее продуктивно; в сензитивности к искусству; в любознательности и познавательной активности.
Креативность ребенка так многообразна, ее проявления у каждого настолько очевидны, сила воображения над рациональностью так велика, что иногда способность к творчеству ошибочно приписывают только детству и поэтому не принимают творческие проявления ребенка всерьез.
Ребенок гораздо наглядней демонстрирует и социальность, и органическую взаимосвязь разных ипостасей человека. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка оказываются, зависимы не только и не столько от особенностей его внутреннего, врожденного потенциала, сколько от внешних условий: от востребованности окружающими тех или иных качеств и способностей; от признания взрослых; от благоприятного положения в системе отношений со значимыми людьми; от насыщенности пространства его жизни общением, впечатлениями, творческой деятельностью.
Таким образом, можно сказать, что «ребенок» — это синоним к слову «человек». Ребенок — это космобиопсихосоциокультурное, пластичное существо, находящееся в интенсивном развитии; активно осваивающее и созидающее общественно-исторический опыт и культуру; самосовершенствующееся в пространстве и времени; имеющее относительно богатую духовную жизнь; проявляющее себя как органическая, хотя и противоречивая целостность.
Итак,
рассмотрев видовые особенности
человека, мы пришли к выводу, что ребенку,
как и взрослому, органически присущи
и биосоциальность, и разумность, и духовность,
и целостность, и противоречивость, и креативность.
Таким образом, равнозначность и равноправие
ребенка и взрослого объективно обоснованны.
2. Понятия «Человек», «Индивидуальность», «Личность».
Для педагогической антропологии важно не только знание отдельных особенностей детства, но понимание того, что природа ребенка делает его чрезвычайно чувствительным, отзывчивым на воздействия воспитания, окружающей среды. Такой подход к ребенку позволяет осознанно и системно применять антропологические знания в педагогике, эффективно решать проблемы воспитания и образования ребенка, исходя из его природы.
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление.
Индивидуальность - (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.
Личность - человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова), устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. [2, с.72-102]
Рассмотрев и изучив понятия «Человек», «Индивидуальность», «Личность», можно сделать вывод, что все они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, но понятие «Человек» является доминирующим и основным.
Изучив работу К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», (физиологическая часть), воспитатель должен знать, следующие принципы, придерживаясь которым, организм ребенка будет здоровым и работоспособным:
Информация о работе Человек как предмет педагогической антропологии