Аутизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что - то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие.

Файлы: 1 файл

реф ппд.docx

— 40.31 Кб (Скачать)

Введение

В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности  при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный  дефект – трудности в осознании  того факта, что мысли, желания и  нужды других людей – иные, чем  у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех  лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что - то, о  чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют  и другие. Они не умеют подражать  взрослым, а ведь подражание в ранние годы и служит как раз важнейшим  инструментом обучения. Подражая, дети начинают распознавать, что означают некоторые жесты, выражения лица. Аутичные люди с огромным трудом считывают  внутреннее состояние партнера, неявные  сигналы, при помощи которых нормальные люди легко понимают друг друга. В  то же время неверно считать, что  аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.

Пока непонятно, возникает  ли аутизм в одном отделе мозга, а  затем поражает и другие, либо это  изначально проблема для мозга в  целом, проблема, которая становится все более явной с усложнением  задач, требующих решения. Но верна  ли та или другая точка зрения, ясно одно: мозг аутичных детей отличается от мозга обычных детей, как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровне.

Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую  надежду. Поскольку нервные связи  детского мозга упрочиваются посредством  опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное  воздействие. Хотя только четверти детей  с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям –  нет, и непонятно почему.

Как бы то ни было, ученые проверяют  все предположения, и они полагают, что в ближайшее десятилетие  будут непременно найдены более  эффективные формы терапевтического вмешательства.

В ходе исследования была изучена  литература по особенностям детского аутизма, его формам, причинам возникновения  аутизма и методам психологической  помощи. Данная информация полезна  для общества тем, что при столкновении с таким ребенком человек будет  знать как себя вести с ним  и чем помочь, по возможности.

 

 

1. Понятие “Аутизм“

Термин “аутизм” происходит от греческого слова “autos”, что означает “сам”. Впервые он был использован  швейцарским психиатором Блейлером  в 1911 году для описания состояния  бегства от реальности и ухода  в себя у взрослых пациентов, страдающих шизофренией.

По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового  возраста» под редакцией С.Ю. Циркина:

Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных  комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного  измерения или рассматривается  как болезненный вариант интроверсии.

Ранний детский аутизм (синдром Каннера) – особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения.

В начале 40-х годов прошлого века аутизм был описан Лео Каннером и австрийским педиатром Гансом Аспергером. Каннер прилагал этот термин к детям социально замкнутым, склонным к шаблонному поведению; будучи часто интеллектуально одаренными, они с трудом осваивали речь, что  заставляло подозревать задержку в  умственном развитии. Аспергер, в свою очередь, имел в виду детей, которые  испытывали трудности в общении, обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми и, по-видимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, что подобные нарушения часто переходят в  семье от отца к сыну. (Каннер, впрочем, также указывал на роль наследственности в возникновении аутизма). В дальнейшем исследования приняли иное направление. Стало преобладать мнение, что  дети не рождаются аутичными, а становятся таковыми потому, что родители, особенно матери, обращаются с ними холодно  и недостаточно заботливо.

Однако в 1981 году появилась  статья британского психиатра Лорны  Уинг, которая возродила интерес  к работам Аспергера. Она показала, что нарушения, описанные этим ученым, представляют собой разновидность  каннеровского аутизма. Нынешние исследователи  считают, что Аспергер и Каннер описывали  два лика сложнейшего и многообразного нарушения, источник которого в целом  закодирован в геноме человека. Установлено  также, что тяжелые формы аутизма  не всегда сопровождаются интеллектуальной одаренностью, а, напротив, часто характеризуются  задержкой в умственном развитии.

Гены имеют отношение  к предрасположенности человека к аутизму. Под подозрением оказываются  преимущественно гены, отвечающие за развитие мозга, а также за холестерол функции иммунной системы.

Впервые описанный Лео  Каннером в 1943 г., аутизм продолжает вызывать большой интерес до настоящего времени. Разработано множество психологических  теорий, пытающихся объяснить его  природу. В некоторых из них основной акцент делается на эмоциональных нарушениях, приписывая им ведущую роль в развитии аутистических проявлений.

В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат  раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отношением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфическая патология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако результаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствовавшие о его связи с органическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позволили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности матерей и их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болезни.

Другие концепции, где  акцент делается на аффективных расстройствах, можно разделить на 2 группы:

-согласно теориям первой  группы, причина всех проявлений  аутизма - эмоциональные нарушения. 

-по мнению авторов  концепций второй группы, аффективные  расстройства также определяют  взаимодействие с миром у больных  аутизмом, однако, сами они производны  от специфических когнитивных  нарушений.

Наиболее последовательная и детально разработанная концепция, относящаяся к первой группе, считается  теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской. Согласно этой концепции, биологическая  недостаточность создает особые патологические условия, к которым  вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается  типичное сочетание двух патогенных факторов:

-   нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;

-   снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.

Оба указанных фактора  действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного  взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается  не только потому, что ребенок раним  и мало вынослив в эмоциональном  отношении. Многие проявления аутизма  интерпретируются как результат  включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку  устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения  с миром. В рамках данной концепции  искажение развития когнитивных  функций — это следствие нарушений  в аффективной сфере. Особенности  формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно  связываются с рано возникшими грубыми  эмоциональными расстройствами.

Таким образом, большинство  современных исследователей указывают  на первичный когнитивный дефицит  у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано  прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и  особые способности этих больных. Полноценная  концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и  то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.  

 

 

2. Психологическое развитие детей с аутизмом 

Раннее детство. Главным новообразованием этого периода становятся действия с предметами, усваиваются общественно выработанные способы их употребления. Существенная роль в этом принадлежит развитию ориентированной деятельности, которая в норме направляется на выяснение функциональных свойств предметов. В отличие от этого, для наблюдаемых детей оставались привлекательными манипуляции предметами, их ориентировочные реакции даже за пределами раннего детства направлялись на физические свойства вещей. Например, многих детей привлекали пуговицы, камешки, катушки, так как подбрасывание или постукивание ими вызвало характерные звуки. Некоторые дети открывали и закрывали двери с целью получения специфического скрипящего звука. Другие вслушивались в шуршание разрываемой бумаги. Излюбленным занятием для многих детей было переливание воды.

По-видимому, со специфическим  реагированием на «новизну» связан отмечаемый у аутичных детей феномен  непереносимости изменений в  окружающей обстановке. Это явление  в литературе получило название «феномена  тождества». Безучастные и, казалось бы, невнимательные к окружающему  дети дают бурные реакции на самый  минимальные изменения в окружающей обстановке. Перемены порядка расположения предметов на полочке; новую занавеску, новый воротник на одежде матери. Очень  часто дети строго избирательны в  собственной одежде. Родители подолгу  не могут заставить их надеть новую  пижаму или рубашку. Такая же избирательность  относится и к еде, дети нередко  избегают пищу определенных видов, или, наоборот, предпочитая питаться только одним, конкретным видом еды, полностью  игнорируя все прочее.

Действия самообслуживания формируются медленно, однако, уже  овладев ими, дети обычно отказываются применять усвоенные навыки, предпочитая, чтобы их кормили и одевали  взрослые.

С двух лет у большинства  детей появлялась фразовая речь, как  правило, с чистым произношением. И  в то же время многие дети почти  совсем не говорят, редко используют речь для контактов с людьми. При  этом, будучи предоставленными, самим  себе, они обнаруживали богатую речевую  продукцию: что-то рассказывали, читали стихи, напевали песенки. Часть родителей  с раннего возраста отмечали у  своих детей выраженную многоречивость. Дети не замолкали ни на минуту, они  постоянно все комментировали, называли предметы, поясняли свои и чужие действия. Однако такая говорливость характеризовалась, по определению О. П. Юрьевой (1972), «потёрей Чувства собеседника». Несмотря на повышенную речевую продукцию, от таких детей трудно получить ответ на вопрос, их речь не сочеталась с ситуацией, ни к кому конкретно не адресовывалась. Нарушение коммуникативной функции речи проявлялось также в своеобразных голосовых. Модуляциях. Страдает и грамматический строй речи. Наиболее часто встречается у детей явление “реверзии местоимений”. Дети называют себя “ты” и “он”, а других людей — «я».

3. Причины возникновения

Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии  их нервной системы. В связи с  этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном  происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных  связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с  ранними психическими травмами, с  неправильным, холодным отношением родителей  к ребенку, с неподходящими способами  воспитания. Здесь можно отметить следующую характерную особенность - было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный семейный фон. РДА часто возникает в  интеллектуальной среде и в так  называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание  не ограничивается той или иной социальной группой.

Таким образом, ответственность  за нарушение психического развития биологически полноценного ребенка  возлагалась на родителей, что очень  часто было причиной тяжелых психических  травм самих родителей.

В настоящее время большинство  исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, воснове которой  лежит недостаточность центральной  нервной системы.

Эта недостаточность может  быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением Ц.Н.С. в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты  в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной  степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки  могут иметь эмоциональные расстройства .

Информация о работе Аутизм