Аутизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что - то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие.

Файлы: 1 файл

реф ппд.docx

— 40.31 Кб (Скачать)

Четвертый этап связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка, формируются социально адекватные способы самоутверждения. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открывает путь, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой к появлению возможности более активного и самостоятельного освоения среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.

В процессе коррекции все  дети должны значительно продвигаются в аффективном развитии: во все  более сложном осмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой; должны нормализоваться функции саморегуляции.

Развитие речи особенно активизируется с появлением у детей увлечений  запретными темами: речь не только становится более развернутой, необходимость  договариваться для осуществления  собственных намерений и сохранения при этом важного для ребенка  взаимодействия со взрослым стимулирует  развитие диалога. Освоение более сложных  смыслов игры стимулирует появление  обращения к взрослому, к игрушке, дети начинают предлагать собственные  сюжеты игры, речь становится более  спонтанной, появляются шутки. Дети все  больше начинают выражать желания с  помощью слов и отстаивать их, начинают активно использовать первое лицо. Речь начинает использоваться ребенком и для организации собственного поведения .

Наиболее близкие люди, которые окружают детей – это, конечно, их родители. Перед ними стоит  очень важная задача – вырастить  и воспитать ребенка. У родителей  детей с аутизмом эта задача усложняется  во много раз. Им необходимо помочь такому ребенку адаптироваться во внешнем  мире. Поэтому, в первую очередь, нужно  информировать родителей об этом заболевании и призывать их к  трезвому пониманию ситуации, а не к панике.

Итак, у малыша, начавшего  ходить, обнаруживаются такие признаки аутизма (важно следить за сочетанием симптомов):

- в годовалом возрасте  он не указывает пальцем на  предметы;

- в год еще не лопочет,  в 16 месяцев не произносит отдельных  слов, в два года не связывает  хотя бы два слова;

- теряет приобретенные  речевые навыки;

- не стремиться играть;

- не стремиться заводить  друзей;

- может сосредоточить  свое внимание на очень короткое  время;

- не отвечает, когда его  окликают по имени; равнодушие  к другим;

- не вступает в зрительный  контакт (или вступает в малой  степени);

- повторяет одни и те  же телодвижения (хлопает в ладоши, раскачивается);

- сильные вспышки раздражения;

- пристрастие к какому-то  одному предмету, такому, как вентилятор;

- необычно сильное сопротивление  переменам в устоявшихся привычках;

- чрезмерная чувствительность  к определенным звукам, материалам  или запахам;

Признаки синдрома Аспергера  обычно распознаются у детей в  возрасте шести лет и старше. Они:

- трудно заводят друзей;

- испытывают трудности  в чтении или в невербальном  общении, например при помощи  мимики;

- не понимают того, что  у других есть мысли и чувства,  отличные от их собственных;

- навязчиво сосредоточены  на узких интересах, например  на запоминании расписания электричек;

- неловки в движениях;

- с трудом отказываются  от привычек, особенно если перемены  происходят неожиданно;

- используют механические, словно у робота, обороты речи.

Даже у «нормальных» детей  подобные черты поведения могут  проявляться – но лишь время от времени. Напротив, симптомы аутизма  или синдрома Аспергера устойчивы  и истощают психику ребенка.

Каждодневная жизнь аутичных детей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информация об аутизме  и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше и больше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание  того факта, что родители не ответственны за недуг своих детей.

 

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех  социальной адаптации аутичного  ребенка, занимающегося в коррекционной  группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Не каждого аутичного  ребенка можно вывести на уровень  массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей  будет вознагражден тем, что ребенок  станет ровнее в поведении, более  управляем; у него разовьется интерес  к какой-либо деятельности, которая  заменит бесцельное времяпрепровождение  и сделает его поведение более  целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

В настоящее время в  России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой  реабилитации, которые позволили  бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов в  области социально-бытовой реабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых  направлены на формирование независимости  и самостоятельности ребенка  в его повседневном поведении. Можно  выделить два крупных направления  в рамках поведенческой терапии: оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССН. В основе Оперантного  обучения лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных  операций с их последующим объединением (I.Lovaas, 1981). Обучение по программе ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children - Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды. Наиболее эффективной для работы с аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ее эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом, является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. Данный вывод сделан на основании анализа данных этологического направления в психологии и коррекционной практики, ориентированной на формирование аффективной сферы аутичного ребенка. Действенность холдинг терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью.

Хочется также отметить, что в настоящее время информированность  общества про детский аутизм очень  низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или  совсем ничего не знают про это  заболевание. Нужно информировать  общество, ведь согласно современным  данным, каждый пятисотый ребенок  страдает аутизмом, а это немаленькие  цифры.

 

Список использованной литературы 

 

1.  Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. - №2 .

2.  Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. – 2003. - №9 .

3.  Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. – 2004. - №6.

4.  Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. – 2002. - №2.

5.  Красноперева М.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. – 2003. - №5.

6.  Красноперова М.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». – 2004. - №1

7.  Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. – 1999. - №2.

8.  Пласкунова Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательных функций у детей с синдромом раннего детского аутизма // Школа здоровья. – 2004. - №1.

9.  Сарафанова И. Консультации специалистов Института коррекционной педагогики РАО // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. - №1.

 

Содержание 

 

Введение…………………………………………………...………………………3

1. Понятие аутизм…………………………………………………………...…….3

2. Психологическое развитие  детей…………………………………………..….6

3. Причины возникновения……………………………………………...………..7

4. Особенности речевой  сферы……………………………………….………….8

5. Особенности восприятия……………………………………..………………10

6. Рекомендации родителям  в оказании помощи детям с  аутизмом……..…..11

Заключение…………………………………………………………………...…..14

Список литературы…………………………………………………………..…..15

 

 

 

 

 


Информация о работе Аутизм