Аутизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что - то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие.

Файлы: 1 файл

реф ппд.docx

— 40.31 Кб (Скачать)

Как и при любой другой аномалии развития, общая картина  тяжелого психического дефекта не может  быть прямо выведена только из его  биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены  в этом смысле как вторичные, возникающие  в процессе психического дизонтогенеза.

Британские ученые установили, что возможной причиной возникновения  аутизма является мужской гармон тестостерон. Проведенное в рамках исследования Кэмбриджского Университета обследование детей, страдающих данным заболеванием, показало, что уже  в материнской утробе у них  был повышенный уровень тестостерона в крови. Переизбыток тестостерона буквально отравляет организм ребенка, что приводит к запуску механизма  возникновения заболевания.

Ранний детский аутизм, комплекс внешних проявлений, может  быть экзогенно обусловлен и иметь  органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения.

Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях, при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии  сенсорных дефектов у ребенка. Первичный  аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как  процессуальное психическое заболевание  или органическая патология Ц.Н.С.

Также аутизм рассматривается  как следствие нарушения определенных психофизиологических механизмов, нарушение  уровня бодрствования, первичная патология  вестибулярного аппарата, нарушение  константности восприятия.

Согласно клиническому подходу, причинами аутизма являются: слабость я, нарушение сознания и активности, врожденная инстинктивная недостаточность, врожденная тревожность, недостаточность  интуиции, не способность понимания  переживаний других людей.

Нейропсихологические гипотезы: аутизм связывают с нарушением корковых функций преимущественно левого полушария – речевых зон. Аутизм связывают с гипоактивностью  правого полушария, переработки  образной и символической информации, оторванность от реальности, без опоры  на реальные впечатления, изолированность  символов. Не одна из концепций не является общепризнанной и не может объяснить  весь спектр нарушений при аутизме. В основе некоторых форм аутизма  может лежать нарушение кровоснабжения определенных отделов головного  мозга.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что явные причины  аутизма до сих пор не установлены, эта область остается до конца  не изученной.

4.Особенности речевой сферы

Аутизм проявляется в  различных сферах. Рассмотрим речевую  сферу аутичного ребенка.

Для раннего развития при  аутизме характерны следующие особенности  прелингвистического развития: плач тяжело интерпретировать, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг или крик), отсутствует имитация звуков.

Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые  больные остаются мутичными всю  жизнь, но и в тех случаях, когда  речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В отличие  от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как «да» или «нет». В речи таких детей нередки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

Возможности понимания речи также ограничены у детей с  аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровые дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты  обращают внимание на речь не больше, чем  на любые другие шумы. В течение  длительного времени ребенок  не в состоянии выполнять простые  инструкции, не реагирует на свое имя.

В то же время некоторые  дети, страдающие аутизмом, демонстрируют  раннее и бурное развитие речи. Они  с удовольствием слушают, когда  им читают, запоминают длинные куски  текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской  благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание  речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Такие особенности речевого развития в большей степени характерно для детей с синдромом Аспергера.

Особенности интонационной  стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в  контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как  «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи.

Таким образом, независимо от уровня развития речи, при аутизме  впервую очередь страдает возможность  использования ее с целью общения.Кроме  того, следует подчеркнуть, что отклонения от нормального онтогенеза наблюдаются  уже на стадии прелингвистического  развития. Спектр речевых расстройств  варьирует от полного мутизма  до опережающего (по сравнению с  нормой) развития.

Также, детский аутизм проявляется  в невербальной коммуникации.

Подготовительный этап будет  протекать аномально, если отсутствует  гуление и ограничены возможности  глазного контакта, что характерно для аутизма, а это не может  не сказаться на развитии целого ряда психических функций. Действительно, в более старшем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации, а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей  за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.

Таким образом, уже на ранних этапах развития у детей с аутизмом имеют место признаки искажения  специфических врожденных поведенческих  паттернов, характерных для нормальных детей.

5.Особенности восприятия

Особенности восприятия ребенка, болеющего аутизмом также подвержены отклонениям от нормального развития.

Аутичные дети зачастую никак  не реагируют даже на громкие звуки, производя впечатление глухих. В  то же время в отношении некоторых  звуков они демонстрируют гиперчувствительность, например, зажимают уши, услышав лай  собаки. Очевидно, что слухо-моторные координации формируются отличным от здоровых детей образом. Очень  часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи.

Особенности зрительного  восприятия также наблюдается у  детей с аутизмом, начиная с  раннего возраста. Этологически значимые стимулы, такие, как человеческое лицо, глаза, не вызывают той реакции, которая  типична для здоровых детей.

Поскольку диагноз «аутизм» ставится, как правило, в относительно позднем возрасте (обычно не раньше 3 лет), систематических наблюдений и тем более экспериментальных  исследований младенцев с аутизмом не существует. Тем не менее, наблюдения родителей указывают на отсутствие или невыраженность целого ряда поведенческих  паттернов, характерных для здоровых младенцев: гуления, глазного контакта, мимической экспрессии и типичных для  этого возраста зрительно-, слухо-моторных координаций. Это позволяет предположить, что одной из важных черт аутизма  можно считать отсутствие некоторых  врожденных механизмов, обеспечивающих сходный репертуар поведенческих  актов в одинаковых ситуациях, характерный  для большинства младенцев.

Некоторые из перечисленных  выше феноменов обладают одним удивительным свойством, а именно: появляясь на определенном этапе развития, они  исчезают в более позднем возрасте, а затем вновь возникают на некотором новом уровне. Примерами  повторяющихся феноменов, по мнению ряда авторов, выступают развитие ходьбы, дотягивания, имитации, пространственных представлений, лингвистическое развитие и др.

Таким образом, уже в период младенчества у детей с аутизмом наблюдается отсутствие ряда врожденных поведенческих паттернов, которые  типичны для нормальных детей. Невозможность  выделить вполне определенные параметры  среды и прореагировать на них  специфическим, общим для большинства  младенцев образом, не может не сказаться  на развитии одного из важнейших свойств  психического – антиципации.

Согласно современным  представлениям, антиципация выполняет 3 важные функции в процессе отражения  мира. Во-первых – это предвосхищение одних и тех же событий, во-вторых – готовность к событиям, упреждение в поведении. Наконец, третья функция  антиципации – коммуникативная  – обеспечивает возможность нормального  общения. Развитие антиципации в  онтогенезе – непрерывный процесс, который начинается с момента  рождения, проявляясь во врожденной способности  избирательно реагировать на определенные параметры окружения, различать  мимическую экспрессию, предпочитать человеческое лицо и речь и др. Нарушение этого процесса на ранних этапах онтогенеза не может не сказаться вполне определенным образом на ходе всего развития. Вероятно, качественные аномалии общения и реципрокного взаимодействия, характерные для аутизма, во многом обусловлены именно недостаточным развитием процесса антиципации.

Таким образом, многие проявления аутизма имеют своей причиной нарушения восприятия. Эти нарушения  носят полимодальный характер и  затрагивают базовые механизмы  перцептивных процессов. В частности, отсутствие или дефицитарность врожденных предвосхищающих схем (по У. Найссеру) приводит к невозможности избирательно и однотипно реагировать на определенные этологически значимые события, а также  затрудняет формирование новых прижизненно  складывающихся схем.

Качественные нарушения  социального взаимодействия, необычно интенсивные или ограниченные, стереотипные поведение, интересы и активность (аналогичные  проявлениям РДА) выделяются в качестве диагностических критериев синдрома Аспергера, для которого типично  отсутствие клинически значимой общей  задержки экспрессивной или рецептивной  речи или когнитивного развития.

 

6. Рекомендации родителям в оказании помощи детям с аутизмом

Средства помощи аутичному  ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в  развитии аффективной сферы, коммуникативных  навыков.

Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные физические нагрузки. Наряду со специальными занятиями по моторной коррекции, на которых ученики  приобретают знания и навыки, имеющие  большое значение для развития личности, а также распознают возможности  своего тела и учатся использовать их в жизни, рекомендуются занятия  спортом. Выбирая вид спорта, надо учитывать трудности аутичного  ребенка во взаимодействии с детьми и в выполнении сложной последовательности произвольных движений. Поэтому на начальных этапах выбираются такие  виды спорта и элементы спортивной деятельности, как легкая атлетика, лыжи, силовые упражнения, плавание. В младшем подростковом возрасте тех ребят, которые уже имеют  некоторую физическую подготовку и  питательный опыт, можно учить  играть, в футбол, конечно начиная  в небольшой компании знакомых детей  и взрослых, отрабатывая при этом навыки группового взаимодействия.

Успех обучения детей с  аутизмом зависит от ощущений и эмоционального настроя учеников на занятиях, а  также от умения вести себя в коллективе. Положительные эмоции, как и положительный  опыт общения с окружающими, способствуют наиболее успешному обучению. Как  известно, моторика тесно связана  с эмоциями. С одной стороны, двигательная активность, участие в играх, успехи в учебе влияют на эмоциональный  настрой ученика, с другой - эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому нормализация психофизического тонуса - один из важных аспектов социализации аутичного ребенка.

На основе коррекционной  работы, проводившейся с 70-х годов  прошлого века под руководством К.С. Лебединской, исследователи подходили  к пониманию аутизма как тяжелого нарушения в развитии аффективной  сферы. Рекомендуется применять, созданные  в его рамках, методы психологической  помощи:

На первом этапе основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно его  можно построить лишь на основе немногих значимых впечатлений которые дети получали в процессе полевого движения, выстраивания и созерцания зрительного  ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержание контакта должно подкрепляться осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений с  помощью словесного комментария.

Второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственно-временного стереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, что позволяет постепенно все более дифференцировать взаимодействие. Условием формирования такого стереотипа было построение специалистом определенного пространственно-временного порядка занятия. В то же время этот порядок не должен формироваться слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и в случае нормы) является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения.

Третий этап — развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного осмысления происходящего: появляется большая направленность на людей, интерес к другим детям, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими. Дети должны начать функционально использовать игрушки, из них выделять любимые, появляется все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не связанных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает основу для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках которого происходит не просто накопление бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная естественная последовательность.

Информация о работе Аутизм