Аналитический отчет для защиты на 1 категорию

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:05, аттестационная работа

Краткое описание

В 2007 – 2008 учебном году я работала с детьми второй младшей группы, которые перешли из группы раннего возраста. С этими детьми продолжала работать соответственно 2008 – 2009 учебный год – средний возраст, 2009 – 2010 учебный год – старший возраст, 2010 – 2011 учебный год – подготовительная группа. Ежегодно, два раза в год, осенью и весной, а также промежуточно – зимой, проводила диагностическое обследование детей по основным направлениям, используя индивидуальные карты развития детей с трех до семи лет. Я составляла перспективный план работы, опираясь на возрастные особенности психофизиологического развития детей, и учитывая задачи обучения и воспитания по программе «Сообщество» в соответствии с результатами диагностики. Также опираясь на эти данные, я планировала и проводила индивидуальную работу с детьми.

Файлы: 1 файл

Аналитический отчет Н.П. Кудрявцевой.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Освоение инноваций:

2.2.1 Освоение новой образовательной программы:

       наименование программы;

       этапы освоения программы.

 

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время в детском саду создана рабочая группа, членом которой я являюсь, по разработке новой образовательной программы. Программа, которую мы разрабатываем, определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на:

       формирование их общей культуры,

       развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

       формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

       сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

       коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Группа педагогов под моим руководством разрабатывает содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

 

2.2.2 Освоение современных образовательных технологий.

 

Современные образовательные технологии

Использование «да», «нет».

Развивающее обучение

«да»

Проблемное обучение

«да»

Разноуровневое обучение

«нет»

Коллективный способ обучения

«нет»

ТРИЗ

«нет»

Проектный метод обучения

«нет»

Здоровьесберегающие технологии

«да»

Информационные  технологии и др.

«нет»

             

Я использую в своей работе развивающее обучение, которое применяю во всех видах деятельности детей: занятиях по математике, обучению грамоте, изодеятельности, физическом развитии. Приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, мотивов учебных действий способствует формированию у него желания учиться. Овладение учебными действиями, с помощью которых решаются соответствующие задачи, формирует у ребенка умение учиться. Развивающее обучение – такой тип обучения, который нацелен, прежде всего, на развитие у детей мышления, на развитие у них творчества, как основы личности. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процесс обучения и воспитания не сам по себе непосредственно развивает человека, а лишь тогда, когда он имеет деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствует формированию тех или иных типов деятельности. Также и между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Если психическое развитие в принципе может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека.

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Суть проблемного обучения заключается в том, что я создаю для детей познавательную задачу, ситуацию и даю детям возможность находить средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки. Я стараюсь ребенка «учить сомневаться» в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Без этого не может быть развивающего обучения. Поэтому, сомнения – это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Поэтому я поощряю детей к спору, сомнению. Проблемную ситуацию я создаю с помощью определенных приемов, методов и средств. Использую, например, такие методические приемы:

       подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

       излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

       побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

       ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

       определяю проблемные теоретические и практические задания (исследовательские);

       ставлю проблемные задачи.

Первым этапом процесса решения проблемы является поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия. («Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» и т.д.). На втором этапе происходит процесс решения проблемы. На втором этапе решение ребенок ищет в различных источниках знаний. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, я создаю новую проблемную ситуацию. Очень важно, что бы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Среди современных образовательных технологий, которые я использую в своей работе, имеют место здоровьесберегающие технологии. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное развитие являются неотъемлемой частью прмоей педагогической работы в дошкольном учреждении, так как детский сад посещают дети, нуждающиеся в длительном лечении. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач оздоровительной работы – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому я уделяю большое внимание профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма, основными принципами которого являются: постепенность, полное здоровье ребенка, систематичность при строгом соблюдении индивидуальных особенностей. Я использую в своей работе вариативные здоровьесберегающие технологии закаливания и оздоровления детей.

 

Наименование здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Динамические паузы

Во время занятий 3-5 минут по мере утомляемости детей

Со всеми детьми в качестве профилактики утомления, могут включать элементы гимнастики для глаз.

Подвижные спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности ежедневно для всех возрастов.

Игры в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения. Используются элементы спортивных игр.

Физкультурные занятия на воздухе

Один раз в неделю для всех возрастов.

Учитывается время года и погодные условия при разработке плана занятий.

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. В любое удобное время.

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения. Обязательная гигиена полости носа детей.

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Точечный массаж

В любое удобное время в режиме дня.

Младший возраст – медсестра и воспитатель, старший – сами дети под руководством воспитателя.

Ежедневное полоскание горла (в чередовании – кипяченой водой, настоями трав, минеральной водой)

После обеда либо после полдника.

В младшей группе – обучение приемам полоскания. Средний – старший возраст – самостоятельно детьми.

Воздушное закаливание

Ежедневно после дневного сна.

Упражнения на кровати, босохождение.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их можно выделить в три подгруппы: организационно – педагогические технологии, психолого-педагогические технологии, учебно-воспитательные технологии. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

 

2.3 Обеспечение индивидуального психолого-педагогического развития детей:

       наличие программ индивидуального развития

       использование разноуровневого обучения.

 

Работая с детьми по программе «Сообщество», я стараюсь создавать предпосылки для того, чтобы дети выросли активными, энергичными людьми, знающими, как добиваться цели, умеющими заботиться о других и способными повлиять на свой мир. Поэтому в моей работе особую роль играет индивидуализация обучения развития ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого в процессе диагностики развития детей в начале учебного года и заполнения диагностических карт я составляю программы индивидуального развития каждого ребенка, определяя задачи и выделяя проблемы, по которым предстоит работать. В середине учебного года я провожу промежуточное диагностирование развития детей, отмечая успехи, положительные изменения и составляя дополнения к программе индивидуального развития каждого ребенка. В конце учебного года провожу итоговое диагностирование, составляю график достигнутых результатов и программу индивидуальной работы на летний период. Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Серьезное внимание уделяю наблюдению  за поведением ребенка, в то время когда он работает или самостоятельно играет. Материалы наблюдений составляют основу карт наблюдений, где содержится информация о том, что ребенок может и чего не может в каждой из областей развития. Данные карты обрабатываю совместно со специалистами детского сада (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом) и на основании их строю педагогический процесс во взаимодействии со специалистами, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, провожу консультацию для родителей. Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка; подобранное задание подходит каждому ребенку. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Групповую работу провожу в малых группах, что бы повысить уровень индивидуализации. Центры активности дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Я создаю в группе динамичную и изменчивую среду в соответствии с программой «Сообщество», которую наполняю материалами и возможностями приобретения опыта, которые соответствуют индивидуальным интересам ребенка и его уровню развития. Я выступаю в роли помощника детей, организуя пространство помещения и планируя виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.

 

2.4 Создание условий для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления здоровья:

       качество образовательной среды, и ее развивающий потенциал;

       взаимодействие субъектов образовательной среды (в том числе с педагогами дополнительного образования, медицинскими работниками и т.д.).

 

В соответствии с требованиями программы «Сообщество» и учетом возрастных возможностей детей каждый год я создаю предметно-развивающую среду, ориентированную на ребенка. Помещение группы разделено на несколько центров активности:

          искусство,

       строительство,

       литература,

       манипулятивные игры/математика,

       естествознание/наука и природа,

       сюжетно-ролевая игра/драматизация,

       открытая площадка – на воздухе.

Центры я наполнила различными пособиями, игрушками, играми и материалами, которые помогают детям успешно развиваться согласно их возрасту. Все предметы в группе находятся на уровне глаз ребенка и в практической плоскости его действия. Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и обучения, но и где и в каком окружении он живет. То есть, правильно организованная взрослыми среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Предметно-развивающая среда в группе – это система предметных сред, наполненных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. В группе предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных возможностей детей и опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и детьми. Она обеспечивает богатство сенсорных впечатлений, является безопасной, комфортной, надежной, эстетичной и носит развивающий характер. Таким образом, в группе созданы условия для творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающие зону ближайшего и перспективного развития ребенка.

Для того чтобы реализовать современные подходы к образованию детей, я придерживаюсь следующих принципов развивающее среды:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии (позиция равного партнера, позиция «учителя» для детей старшей и подготовительной группы, позиция создания обстановки для самостоятельной деятельности ребенка).

Для реализации этого принципа использую несколько приемов организации предметно-развивающей среды: формирование системы уголков и центров с различной степенью изоляции в пределах общего пространства пребывания детей. Ребенок сам выбирает характер общения с коллективом детей, взрослыми или может побыть в одиночестве в тихом уголке в зависимости от своего настроения, состояния.

Информация о работе Аналитический отчет для защиты на 1 категорию