Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:05, аттестационная работа
В 2007 – 2008 учебном году я работала с детьми второй младшей группы, которые перешли из группы раннего возраста. С этими детьми продолжала работать соответственно 2008 – 2009 учебный год – средний возраст, 2009 – 2010 учебный год – старший возраст, 2010 – 2011 учебный год – подготовительная группа. Ежегодно, два раза в год, осенью и весной, а также промежуточно – зимой, проводила диагностическое обследование детей по основным направлениям, используя индивидуальные карты развития детей с трех до семи лет. Я составляла перспективный план работы, опираясь на возрастные особенности психофизиологического развития детей, и учитывая задачи обучения и воспитания по программе «Сообщество» в соответствии с результатами диагностики. Также опираясь на эти данные, я планировала и проводила индивидуальную работу с детьми.
2.2 Освоение инноваций:
2.2.1 Освоение новой образовательной программы:
наименование программы;
этапы освоения программы.
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время в детском саду создана рабочая группа, членом которой я являюсь, по разработке новой образовательной программы. Программа, которую мы разрабатываем, определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на:
формирование их общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Группа педагогов под моим руководством разрабатывает содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
2.2.2 Освоение современных образовательных технологий.
Современные образовательные технологии | Использование «да», «нет». |
Развивающее обучение | «да» |
Проблемное обучение | «да» |
Разноуровневое обучение | «нет» |
Коллективный способ обучения | «нет» |
ТРИЗ | «нет» |
Проектный метод обучения | «нет» |
Здоровьесберегающие технологии | «да» |
Информационные технологии и др. | «нет» |
Я использую в своей работе развивающее обучение, которое применяю во всех видах деятельности детей: занятиях по математике, обучению грамоте, изодеятельности, физическом развитии. Приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, мотивов учебных действий способствует формированию у него желания учиться. Овладение учебными действиями, с помощью которых решаются соответствующие задачи, формирует у ребенка умение учиться. Развивающее обучение – такой тип обучения, который нацелен, прежде всего, на развитие у детей мышления, на развитие у них творчества, как основы личности. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процесс обучения и воспитания не сам по себе непосредственно развивает человека, а лишь тогда, когда он имеет деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствует формированию тех или иных типов деятельности. Также и между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Если психическое развитие в принципе может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека.
В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Суть проблемного обучения заключается в том, что я создаю для детей познавательную задачу, ситуацию и даю детям возможность находить средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки. Я стараюсь ребенка «учить сомневаться» в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Без этого не может быть развивающего обучения. Поэтому, сомнения – это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Поэтому я поощряю детей к спору, сомнению. Проблемную ситуацию я создаю с помощью определенных приемов, методов и средств. Использую, например, такие методические приемы:
подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяю проблемные теоретические и практические задания (исследовательские);
ставлю проблемные задачи.
Первым этапом процесса решения проблемы является поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия. («Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» и т.д.). На втором этапе происходит процесс решения проблемы. На втором этапе решение ребенок ищет в различных источниках знаний. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, я создаю новую проблемную ситуацию. Очень важно, что бы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Среди современных образовательных технологий, которые я использую в своей работе, имеют место здоровьесберегающие технологии. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное развитие являются неотъемлемой частью прмоей педагогической работы в дошкольном учреждении, так как детский сад посещают дети, нуждающиеся в длительном лечении. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-
Наименование здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
Динамические паузы | Во время занятий 3-5 минут по мере утомляемости детей | Со всеми детьми в качестве профилактики утомления, могут включать элементы гимнастики для глаз. |
Подвижные спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности ежедневно для всех возрастов. | Игры в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения. Используются элементы спортивных игр. |
Физкультурные занятия на воздухе | Один раз в неделю для всех возрастов. | Учитывается время года и погодные условия при разработке плана занятий. |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. В любое удобное время. |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Обеспечить проветривание помещения. Обязательная гигиена полости носа детей. |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. |
Точечный массаж | В любое удобное время в режиме дня. | Младший возраст – медсестра и воспитатель, старший – сами дети под руководством воспитателя. |
Ежедневное полоскание горла (в чередовании – кипяченой водой, настоями трав, минеральной водой) | После обеда либо после полдника. | В младшей группе – обучение приемам полоскания. Средний – старший возраст – самостоятельно детьми. |
Воздушное закаливание | Ежедневно после дневного сна. | Упражнения на кровати, босохождение. |
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их можно выделить в три подгруппы: организационно – педагогические технологии, психолого-педагогические технологии, учебно-воспитательные технологии. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
2.3 Обеспечение индивидуального психолого-педагогического развития детей:
наличие программ индивидуального развития
использование разноуровневого обучения.
Работая с детьми по программе «Сообщество», я стараюсь создавать предпосылки для того, чтобы дети выросли активными, энергичными людьми, знающими, как добиваться цели, умеющими заботиться о других и способными повлиять на свой мир. Поэтому в моей работе особую роль играет индивидуализация обучения развития ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого в процессе диагностики развития детей в начале учебного года и заполнения диагностических карт я составляю программы индивидуального развития каждого ребенка, определяя задачи и выделяя проблемы, по которым предстоит работать. В середине учебного года я провожу промежуточное диагностирование развития детей, отмечая успехи, положительные изменения и составляя дополнения к программе индивидуального развития каждого ребенка. В конце учебного года провожу итоговое диагностирование, составляю график достигнутых результатов и программу индивидуальной работы на летний период. Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Серьезное внимание уделяю наблюдению за поведением ребенка, в то время когда он работает или самостоятельно играет. Материалы наблюдений составляют основу карт наблюдений, где содержится информация о том, что ребенок может и чего не может в каждой из областей развития. Данные карты обрабатываю совместно со специалистами детского сада (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом) и на основании их строю педагогический процесс во взаимодействии со специалистами, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, провожу консультацию для родителей. Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка; подобранное задание подходит каждому ребенку. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Групповую работу провожу в малых группах, что бы повысить уровень индивидуализации. Центры активности дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Я создаю в группе динамичную и изменчивую среду в соответствии с программой «Сообщество», которую наполняю материалами и возможностями приобретения опыта, которые соответствуют индивидуальным интересам ребенка и его уровню развития. Я выступаю в роли помощника детей, организуя пространство помещения и планируя виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.
2.4 Создание условий для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления здоровья:
качество образовательной среды, и ее развивающий потенциал;
взаимодействие субъектов образовательной среды (в том числе с педагогами дополнительного образования, медицинскими работниками и т.д.).
В соответствии с требованиями программы «Сообщество» и учетом возрастных возможностей детей каждый год я создаю предметно-развивающую среду, ориентированную на ребенка. Помещение группы разделено на несколько центров активности:
искусство,
строительство,
литература,
манипулятивные игры/математика,
естествознание/наука и природа,
сюжетно-ролевая игра/драматизация,
открытая площадка – на воздухе.
Центры я наполнила различными пособиями, игрушками, играми и материалами, которые помогают детям успешно развиваться согласно их возрасту. Все предметы в группе находятся на уровне глаз ребенка и в практической плоскости его действия. Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и обучения, но и где и в каком окружении он живет. То есть, правильно организованная взрослыми среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Предметно-развивающая среда в группе – это система предметных сред, наполненных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. В группе предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных возможностей детей и опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и детьми. Она обеспечивает богатство сенсорных впечатлений, является безопасной, комфортной, надежной, эстетичной и носит развивающий характер. Таким образом, в группе созданы условия для творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающие зону ближайшего и перспективного развития ребенка.
Для того чтобы реализовать современные подходы к образованию детей, я придерживаюсь следующих принципов развивающее среды:
Для реализации этого принципа использую несколько приемов организации предметно-развивающей среды: формирование системы уголков и центров с различной степенью изоляции в пределах общего пространства пребывания детей. Ребенок сам выбирает характер общения с коллективом детей, взрослыми или может побыть в одиночестве в тихом уголке в зависимости от своего настроения, состояния.
Информация о работе Аналитический отчет для защиты на 1 категорию