Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:
рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
показать налоговую систему США;
показать налоговую систему Канады;
выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 429.62 Кб (Скачать)

2.2 Налоговая система США

 

Один из авторов  Декларации независимости США Б. Франклин (1706—1790) сказал: «В жизни нет  ничего неизбежного, кроме смерти и  налогов»44. С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным — обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты, налоги выступают в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимают центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Но и местные  органы управления обладают значительными  собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10 - 15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую систему средств. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%45.

К финансам местных  органов управления в США относятся  финансы графств, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных дистриктов (округов), специальных  дистриктов. Звеньями системы местных  финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

В федеральных  доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов  власти формируются главным образом  за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Самой крупной  статьей доходов является подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются не облагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Исчисление налога производится следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Также доход в виде дивидендов по акциям или облагается особым налогом, или входит в состав личного дохода. Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование, текущие  производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штагов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.

На рисунке 5 представлена динамика  подоходного налога.

Рисунок 5 - Динамика  подоходного налога в США

 

Понижение ставки налога после определенного высокого уровня доходов характерно, пожалуй, только для США. В ходе налоговой реформы шкала ставок была упрощена, максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум — увеличен. Но наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот.

Отчисления на социальное страхование — вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Его величина в Федеральном бюджете в 2011 году составила 891 биллионов долларов США. На него приходится 42% всех федеральных налоговых поступлений.46 Отчисления на социальное страхование вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. При общей ставке 15,02% от фонда заработной платы работодатель и трудящийся вносят  по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс.дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь - к повышению ставок.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место  в доходах бюджета. Законодательством установлены следующие ставки в зависимости от размера дохода (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Ставки налога на доходы корпораций в зависимости от размера дохода47.

Taxable Income ($)

Tax Rate

0 to 50,000

15%

50,000 to 75,000

25%

75,000 to 100,000

34%

100,000 to 335,000

39%

335,000 to 10,000,000

34%

10,000,000 to 15,000,000

35%

15,000,000 to 18,333,333

38%


 

Вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие 25 тыс. дол. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — И,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.

Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных  властей и штатов, взносы в благотворительные  фонды. Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного  возмещения стоимости основного  капитала (амортизации), льгота на инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса.

Для поддержки  отраслей добывающей промышленности была введена налоговая скидка на истощение недр, позволяющая снижать налог на прибыль корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна уменьшать налога более чем на 50%.

Налог на доходы от продажи капитальных активов  взимается по той же ставке, что  и в целом с дохода корпораций (максимально 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.

Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах  государственного бюджета. Федеральные  акцизы установлены из товаров —  на алкогольные и табачные изделия, из услуг — на дороги и воздушные  перевозки.

Среди акцизных сборов наиболее высокими темпами увеличивались  сборы на дороги и воздушные сообщения. Интересно, что сбор на алкогольные напитки за 10 лет совсем не вырос48.

Налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, выросли почти в 1,7 раза и составили сумму 13 млрд. дол. Имущество стоимостью до 10 тыс. дол. от данного налога освобождено. Более дорогой подарок или наследство облагается налогом по прогрессивной шкале от 18 до 50%. Самая высокая ставка применяется, если наследство превышает стоимость 2,5 млн. дол. Учитывается степень родства.

Свою отдельную  от федеральной налоговую систему  имеет каждый штат. Штаты взимают  подоходный налог с корпораций и  граждан. Причем вопросы обложения  решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог штату  платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по месту жительства.

Одним из основных источников доходов штатов, которым  они делятся с городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются продовольственные товары, за исключением ресторанов. Налог с продаж применяется в 44 из 50 штатов США. Его ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге — 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове — 4, наиболее высокая — в Калифорнии — 7,25, Иллинойсе — 8, Нью-Йорке — 8,25%. Кстати, в этом же интервале ставка налога в соседней Канаде —7,5%.

Например, в штате  Иллинойс налог с продаж распределяется следующим образом: в бюджет штата — 6%, в бюджет крупных городов, таких, как Чикаго, Спрингфельд — 1 % и оставшийся 1 % направляется на нужды департамента скоростного транспорта.

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог  на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2,5% и налог на фонд заработной платы — 1,6%.

Города США  имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать  налог на имущество. Например, в Нью-Йорке  этот налог обеспечивает в настоящее  время 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.

Из других местных  налогов в городе установлены: налог  на гостиничное обслуживание — 5% от платы за гостиницу; налог на коммунальные услуги — 3% от платы за телефон, газ, электричество; налог на сделки — при продаже и покупке недвижимости —- 2 дол. 50 центов за каждую 1 тыс. дол.49

Местные налоги в США играют самостоятельную  роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой  доходной части местных бюджетов. Тем не менее без крупных правительственных  субсидий города не обходятся. Даже столица  США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы  штата, может покрывать свои расходы  в сумме 3 млрд. дол. лишь на 84%. Остальные  16% составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.

Через субсидии, субвенции и дотации федеральное  правительство может активно  влиять на социально-экономическое  развитие городов.

Анализируя  в  целом бюджет США за последние  три года, можно отметить тенденции растущего дефицита. Показатели бюджета США представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 - Показатели бюджета США

 

В 2012 году дефицит  федерального бюджета США значительно расширился уже в первые два месяца бюджетного года на фоне растущих выгод и изменения времени некоторых государственных затрат. Об этом свидетельствует отчет, опубликованный Министерством финансов США50. Последние данные  подчеркивают несоответствие  выгод  издержек, в то время как  США  приближаются к так называемому "бюджетному обрыву"; это сочетание повышения  налогов  и сокращения  затрат, которые вступят в силу в январе 2013 года, если  Белый дом и Конгресс не найдут способ избежать этого. Белый дом  и Конгресс хотят ограничить уровень дефицита, однако республиканцы и демократы расходятся во мнениях относительно наилучшего способа сбалансировать  бюджет. Согласно представленным  официальным сведениям, дефицит  бюджета  в ноябре составил 172,11 млрд долларов, что на 25% выше, чем дефицит в 137,30 млрд долларов в том же месяце годом ранее.  Аналитики прогнозировали, что дефицит составит 118 млрд долларов.  За истекший  период  фискального года, который длится с 1 октября по 30 сентября, дефицит вырос на 24% по сравнению с аналогичным  периодом  предыдущего года, до 292,11 млрд долларов против 235,77 млрд. долларов.  Доходы  увеличились на 10% до 346,05 млрд долларов на фоне роста поступлений личного подоходного  налога  и выплат со стороны Федеральной резервной системы (ФРС) США. Однако расходы правительства возросли на 16% до 638,15 млрд долларов против 551,24 млрд годом ранее. Увеличение издержек частично отражает изменение во времени некоторых выплат. Выплаты по программе медицинской помощи престарелым, социальных пособий и пособий ветеранам, которые, как правило, осуществляются в декабре, были передвинуты на ноябрь, поскольку первое число месяца выпало на выходные. С учетом коррекции на эти изменения дефицит  бюджета  США за первые два месяца  бюджетного года  составляет около 269 млрд. долларов, что всего на 1% выше, чем 266 млрд. долларов в том же периоде  предыдущего года, отметили в  министерстве финансов. В 2012 финансовом году, который завершился 30 сентября, дефицит бюджета США превысил 1 трлн. долларов четвертый год подряд, в то время как государственный  долг  превзошел 16 трлн. долларов. Согласно прогнозу резиденции президента США (White House), в 2013 финансовом году дефицит бюджета составит 990,56 млрд. долларов.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран