Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа
Цель данной работы –  дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом   определены следующие задачи:
рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
рассмотреть налоги и сборы в РФ и  дать их классификацию;
дать общее понятие  налоговых систем зарубежных стран;
показать налоговую  систему США;
показать налоговую  систему Канады;
выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
сравнить  налоговые системы РФ, США и Канады;
определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.
Введение 3
1 Теоретические   основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия,  принципы построения и основные  функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое  регулирование налоговой системы  РФ, ее участники и виды налоговых  правоотношений 14
1.3 Налоги  и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности  построения налоговой системы  зарубежных стран 35
2.1 Общие  понятия о налоговых системах  зарубежных стран 35
2.2 Налоговая  система США 42
2.3 Налоговая  система  Канады 49
3 Сравнительная  характеристика налоговой системы  РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие  принципы реформирования налоговых  систем 55
3.2 Сравнительный  анализ налоговых систем РФ  и США, Канады 63
3.3 Международное  сотрудничество РФ в области  налогообложения 67
Заключение 73
Список  используемых источников 77
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиканалога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Ставки налога на добычу полезных ископаемых в 2012 году представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Ставки налога на добычу полезных ископаемых в 2012 году29
| 
   №  | 
  Вид и группа добытого полезного ископаемого  | 
  Ставка Процентная  | 
1  | 
  Калийные соли  | 
  3,8  | 
2  | 
  Торф  | 
  4,0  | 
3  | 
  Калийный и бурый уголь, антрацит, горячие сланцы  | 
  4,0  | 
4  | 
  Апатит нефелиновые и фосфоритовые руды  | 
  4,0  | 
5  | 
  Кондиционные руды черных металлов  | 
  4,8  | 
6  | 
  Сырье радиоактивных металлов  | 
  5,5  | 
7  | 
  Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд  | 
  5,5  | 
8  | 
  Неметаллическое сырье для металлической индустрии  | 
  5,5  | 
9  | 
  Соль природная и чистый хлористый натрий  | 
  5,5  | 
10  | 
  Подземные промышленные и термальные воды  | 
  5,5  | 
Окончание таблицы 1.2
№  | 
  Вид и группа добытого полезного ископаемого  | 
  Ставка Процентная  | 
11  | 
  Нефелины, бокситы  | 
  5,5  | 
12  | 
  Горнорудное неметалличское сырье  | 
  6,0  | 
13  | 
  Битуминовые породы  | 
  6,0  | 
14  | 
  Концентраты и другие полупродукты, содержащие золото  | 
  6,0  | 
15  | 
  Иные полевые ископаемые, не включенные в другие группировки  | 
  6,0  | 
16  | 
  Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)  | 
  6,5  | 
Водный налог
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:
Тарифная ставка водного налога на использование воды в 2012 году дифференцированы и устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей, а также экономическим районам. При заборе воды с превышением установленных лимитов водопользования ставки устанавливаются в пятикратном размере в части такого превышения. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов они определяются как 1/4 часть утвержденного годового лимита. При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставка водного налога в 2012 году составляет 70 рублей за 1000 кубических метров воды30.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Основание - Налоговый Кодекс РФ, глава 25.1.31 Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 4532. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за овцебыка или зубра размер ставки составляет 15000 рублей; за медведя бурого — 6000 рублей; за фазана, тетерева — 20 рублей. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.
Ставки сбора за каждый объект, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти.
В таблице 1.3 представлены примеры ставки сборов за пользование объектамиживотного мира
Таблица 1.3 - Ставки сборов за пользование объектами животного мира33
| 
   Наименование объекта животного мира  | 
  Ставка сбора в рублях (за одно животное)  | 
Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом  | 
  15000  | 
Медведь (за исключением камчатскийх популяций и медведя белогрудого)  | 
  3000  | 
Медведь бурый (Камчатские популяции), медведь белогрудый  | 
  6000  | 
|   Благородный олень, лось  | 
  1500  | 
Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон  | 
  600  | 
Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха  | 
  450  | 
Дикий северный олень, сайгак  | 
  300  | 
Соболь, выдра  | 
  120  | 
Барсук, куница, сурок, бобр  | 
  60  | 
Окончание таблицы 1.3
Наименование объекта животного мира  | 
  Ставка сбора в рублях (за одно животное)  | 
Харза  | 
  100  | 
Енот-полоскун  | 
  30  | 
Степной кот, камышовый кот  | 
  100  | 
Европейская норка  | 
  30  | 
Глухарь, глухарь каменный  | 
  100  | 
Улар кавказский  | 
  100  | 
Саджа  | 
  30  | 
Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница  | 
  20  | 
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Основание - Налоговый кодекс РФ, гл. 25.3, ст. 333.16-333.42.
Плательщиками государственной пошлины признаются: организации и физические лица.
Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной и безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата34.
Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вошел в силу закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана35. Базой для расчета таможенной пошлины является таможенная стоимость товара. При экспорте и импорте она определяется по-разному.
Анализ, проведенный в первой главе исследования, позволяет сделать следующие выводы: Под налоговой системой понимает совокупность прямых и косвенных налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговые правоотношения – это юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В РФ трехуровневая система налогообложения.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень - налоги субъектов Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень - местные налоги, налоги право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.
Прежде чем взимать тот или 
иной налог, государство в лице законодательных 
или представительных органов власти 
в законодательных актах 
 
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран
Налоговые системы зарубежных стран имею определенные принципы построения налоговой системы и представляют собой основные исходные положения системы налогообложения. Шотландский экономист Адам Смит в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»36 первым сформулировал основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.
Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., были расширены и систематизированы немецким ученым экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице 2.1:
Таблица 2.1- Система принципов налогообложения А.Вагнера37
| 
   Финансовые принципы организации налогообложения  | 
  Достаточность налогообложения. Эластичность (подвижность) налогообложения  | 
Народнохозяйственные принципы  | 
  Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса -должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом). Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения  | 
Этические принципы (принципы справедливости)  | 
  Всеобщность налогообложения. Равномерность налогообложения  | 
Административно-технические правила (принципы налогового управления)  | 
  Определенность налогообложения. Удобство уплаты налога. Максимальное уменьшение издержек взимания  | 
Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран