Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:
рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
показать налоговую систему США;
показать налоговую систему Канады;
выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 429.62 Кб (Скачать)

Тема: Сравнительный анализ налоговых  систем РФ и зарубежных стран

Оглавление

 

Введение 3

1 Теоретические   основы налоговой системы РФ 7

1.1 Понятия,  принципы построения и основные  функции налоговой системы РФ 7

1.2 Правовое  регулирование налоговой системы  РФ, ее участники и виды налоговых  правоотношений 14

1.3 Налоги  и сборы в РФ и их классификация 25

2 Особенности  построения налоговой системы  зарубежных стран 35

2.1 Общие  понятия о налоговых системах  зарубежных стран 35

2.2 Налоговая  система США 42

2.3 Налоговая  система  Канады 49

3 Сравнительная  характеристика налоговой системы  РФ и зарубежных стран 55

3.1 Общие  принципы реформирования налоговых  систем 55

3.2 Сравнительный  анализ налоговых систем РФ  и США, Канады 63

3.3 Международное  сотрудничество РФ в области  налогообложения 67

Заключение 73

Список  используемых источников 77

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования обусловлена тем, что  в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая  система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует  совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную  с существованием государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Они обеспечивают не только финансовую базу для государственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Эффективное построение налоговой системы входит в число наиболее сложных задач, от обоснованного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние государства.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных проблем  в экономике любой страны. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта, который подвергался бы такой  серьезной критике и был бы предметом дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей. С  другой стороны, налоговая система  это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит  успех экономической сферы.

Налоговые системы  в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более  высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру.

Налоговые органы практически всех стран вооружились  современными IT-технологиями, содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.

На той и  другой стороне трудятся сотни тысяч  специалистов и экспертов, которые  занимаются только налогами. Налоги стали  одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

У мирового сообщества сегодня достаточно проблем в  сфере экономики, финансов, экологии, которые требуют особого внимания, чтобы не растрачивать ресурсы столь малопроизводительным образом. Обе противостоящие стороны — налоговые органы и налогоплательщики — одинаково сходятся на том, что современные налоговые системы нуждаются в резком и радикальном упрощении, а налоговые ставки — в уменьшении и упорядочении.

Актуальность  работы подтверждается и тем, что  происходящие преобразования в области  политики и экономики, изменение  правовых и бюджетных отношений  между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют  проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.

В условиях глобализации мировой экономики проведение налоговой  политики перестало быть внутренним делом отдельной страны. Налоговая  конкуренция между странами за привлечение  транснациональных инвесторов фактически выступает одной из глобальных современных  проблем международного уровня.

Между тем, в настоящее  время отсутствует целостный (системный) взгляд на многие проблемы налоговых  систем РФ и зарубежных стран.

 Указанное  обстоятельство свидетельствует  о существенном практическом  и теоретическом значении изучения налоговых систем.

Цель данной работы –  дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.

Объектом исследования являются  налоговые системы РФ и зарубежных стран

Предмет исследования – сравнительный анализ налоговых  систем РФ и зарубежных стран.

В соответствии с целью, объектом и предметом   определены следующие задачи:

  • рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
  • показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
  • рассмотреть налоги и сборы в РФ и  дать их классификацию;
  • дать общее понятие  налоговых систем зарубежных стран;
  • показать налоговую  систему США;
  • показать налоговую  систему Канады;
  • выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
  • сравнить  налоговые системы РФ, США и Канады;
  • определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Степень разработанности  темы: тема нашла свое отражение в работах таких ученых, как Черник Д.Г., Мещерякова О.В., Тихоцкая И.С., Булатов А.Ф., Романовский М.В., Колчин С.П., Горский И.В., Князев В.Г.

Теоретико-правовое исследование налоговых правоотношений  в РФ и зарубежных странах осуществляли такие авторы, как Абрамчик Л.Я., Бондаренко Т.А., Горяченко О.Ю., Давыдова М.В., Казаков В.В., Карасева М.В., Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Майбуров И.А., Пантелеев А.И., Скляренко З.А., Соколова Э.Д. и др. Однако многие проблемы так и остались нерешенными.

Ряд исследований посвящен проблемам несовершенства налоговых  систем. Это работы Д.И. Аминова, А.П. Бембетова, А.А. Витвицкого, Б.В. Волженкина, Ю.А. Гладышевой, П.М. Годме, Л.И. Гончаренко, А.П. Зрелова, Ю.Ф. Кваши и других ученых, но характер этих работ, в большей своей массе, носит дискуссионный характер. Существующие труды российских ученых посвящены общим вопросам международного налогообложения, а публикации зарубежных экономистов не учитывают российской специфики.

Теоретической основой  исследования стали труды российских и зарубежных специалистов, раскрывающие сущность и основные аспекты функционирования налоговых систем в РФ и зарубежных странах. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы, широко применяемые в  экономической науке. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объект и предмет во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна работы связана с анализом налоговых  систем РФ и зарубежных стран на современном этапе 2010-2012 гг.,  определением путей использования опыта зарубежных стран в организации функционирования и правового регулирования  налоговой системы в Российской Федерации.

Практическое  значение исследования состоит в  том, что методология, основные положения, аналитические выводы исследования могут быть использованы в работе представительных и исполнительных органов власти по совершенствованию  налоговой системы Российской Федерации, развитию отдельных видов налогов, повышению их собираемости, корректировке  налогового законодательства, стабилизации финансового положения в стране и обеспечения устойчивости бюджетов всех уровней.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1 Теоретические   основы налоговой системы РФ

1.1 Понятия, принципы построения  и основные функции налоговой  системы РФ

Понятия, принципы построения и основные функции налоговой  системы РФ подробно исследовались в работах  Е.П.Богдановой,  О.А.Борзуновой, Н.Г. Дмитриевой,  А.Ю. Рыманова , В.А. Скрипниченко  и др. авторов. По мнению Е.П.Богдановой, налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу— изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований. Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются виды налогов и сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов (рис.1)1.

Рисунок 1 - Налоговая система РФ

Н.Г. Дмитриева под налоговой системой понимает совокупность  прямых и  косвенных налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания2.

Рисунок 2 - Налоговая система РФ

 

Базис действующей  сегодня налоговой системы РФ заложен в 1992 году, когда был принят внушительный свод законов РФ об отдельных  видах налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство  из законодательных актов претерпели значительные изменения или вовсе  были упразднены, основы построения налоговой  системы остались неизменными3.

Единая налоговая  система России строится на следующих  базовых принципах, установленных  НК РФ:

  1. Принцип всеобщности налогообложения4. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.
  2. Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.
  3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  4. Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
  5. Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.
  6. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации5, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  7. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
  8. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран