Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:
рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
показать налоговую систему США;
показать налоговую систему Канады;
выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 429.62 Кб (Скачать)

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому  никто не обязан их уплачивать6.

При внесении изменений  в законодательные акты о налогах  и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой  внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных  налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение  текущего финансового года, допускается  в случае внесения соответствующих  изменений и дополнений в федеральный  закон о федеральном бюджете  на текущий финансовый год. Аналогичные  правила установлены Бюджетным  кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах  и сборах и в отношении нормативных  актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

  1. Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
  2. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
  3. Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.
  4. Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  5. Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

В РФ трехуровневая  система налогообложения7.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги субъектов Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - местные налоги, налоги право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее источники доходов  агрегируются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Прежде чем взимать тот или  иной налог, государство в лице законодательных  или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.

Из основного  назначения налога как инструмента  обеспечения государства денежными  средствами для выполнения своих  задач вытекает главная функция  налогов - фискальная. Эта функция  основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения  налогов, с ее помощью реализуется  качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника  средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Большинство  экономистов считают, что основной функцией налогов является фискальная8.

Фискальная функция, будучи основной для всех экономических  систем, в процессе естественного  развития закономерно порождает  возможность для вмешательства  государства в перераспределительные  процессы, влияющие на экономические  отношения в обществе. Вышеобозначенные доводы дают почву для появления  регулирующей функции, направленной на достижение определенных целей налоговой  политики посредством налогового механизма.

Налоговое регулирование  зачастую подразделяют на три подфункции:

стимулирующая подфункция, выделяемая отдельными авторами, как  самостоятельная поощрительная  функция налогов, направлена на развитие определенных социально-экономических  процессов; реализуется через систему  льгот, исключений, преференций;

дестимулирующая подфункция посредством сознательно  увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических  процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением  повышенных ставок налогов. Однако, эксплуатация данного направления регулирования  проводится с особым вниманием, потому как нельзя допустить подрыва  основы налогообложения, угнетения, а  тем более ликвидации источника  налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством  платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги, как правило, имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов9.

Наиболее тесно  связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределения и перераспределения национального дохода, что позволяет создать условия для эффективного государственного управления. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной. Однако ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения - это экономические отношения, которые связаны с установлением и взиманием налогов, в то время как финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств различных экономических субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют распределительную функцию. Чтобы налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета осуществляются уже с помощью других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов10.

С распределительной и  фискальной функциями тесно связана  контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной  стороны, в проверке эффективности  хозяйствования, с другой стороны, в  контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

В качестве итога необходимо привести следующий вывод.

Под налоговой системой понимает совокупность  прямых и косвенных налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Единая налоговая  система России строится на следующих  базовых принципах, установленных  НК РФ: принцип всеобщности налогообложения, справедливости, равного налогообложения, соразмерности, рентабельности налоговых  мероприятий и пр.

Из основного  назначения налога как инструмента  обеспечения государства денежными  средствами для выполнения своих  задач вытекает главная функция  налогов - фискальная. Эта функция  основная, характерная для всех государств во все периоды существования.

Разграничение функций  налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной  функции присущи другим. Функции  налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и в своем проявлении выступают  как единое целое.

1.2 Правовое регулирование налоговой  системы РФ, ее участники и  виды налоговых правоотношений

 

Понятие «налоговые правоотношения» в Налоговом  кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) отсутствует. Однако ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
  • отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме этого, ст. 2 НК РФ установлено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалованием актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечением к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ11.

Таким образом, налоговые  правоотношения – это совокупность общественных отношений, урегулированных  нормами налогового права, носящих  властно-имущественный характер.

В литературе налоговые  правоотношения, как правило, определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права, представляющих собой совокупность следующих правовых отношений:

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
  • возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
  • возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
  • возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
  • возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Встречаются также  следующие определения налоговых  правоотношений.

«Налоговые правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права»12.

Налоговые правоотношения – «вид финансового  правоотношения, т.е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права – налоговым правом, – субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими с связи с взиманием налогов»13.

Налоговое правоотношение – это «юридическая взаимосвязь  между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности участников, содержащиеся в налогово-правовых нормах, и которая возникает на основе фактов, предусмотренных данными нормами». Данное определение налогового правоотношения как юридической взаимосвязи между его участниками противостоит определению правоотношений как «общественных отношений, урегулированных правовой нормой»14. В этом случае раскрывается содержание самого правоотношения через юридическую взаимосвязь между его участниками, возникающую в процессе воздействия налоговой правовой нормы на их поведение.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран