Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:
рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
показать налоговую систему США;
показать налоговую систему Канады;
выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 429.62 Кб (Скачать)

Доступность информации о  расходовании средств налогоплательщиков – это такое требование, которое не только выполняется, но даже перевыполняется в тех странах, где правительство ощущает ответственность перед своими гражданами. Хотя обеспечение доступа к информации о расходовании бюджетных средств, строго говоря, нельзя отнести к принципам построения собственно налоговой системы, информированность населения о государственных расходах в развитых странах всегда считалась одним из основных средств повышения эффективности работы исполнительной власти по сбору налогов.

В связи с тем, что  у правительства не бывает и не может быть собственных средств, а все бюджетные средства представляют собой средства граждан страны, планы по расходованию и отчеты об их использовании в правовых государствах всегда детальны. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджета. Они содержат многочисленные дополнительные материалы на эту тему, брошюры, буклеты, и бесплатно рассылаются каждому налогоплательщику одновременно с рассылкой бланков налоговых деклараций, а в ряде стран существует практика вывешивания на дверях зданий местных законодательных органов отчетов об израсходованных средствах.

3.2 Сравнительный анализ налоговых  систем РФ и США, Канады

Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию укрепления наработанных позиций. Вместе с тем, на практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне  и несоответствующей налоговой дисциплиной59. Приведем краткие результаты анализа российской налоговой системы.

Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования  экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для  этого имеются. Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и,  во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Региональный  потенциал системы налогообложения  России следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политики, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

Отраслевой потенциал  как элемент российской системы  налогообложения представлен фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла60.

Конкурентный  потенциал данной системы следует  признать весьма низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Фискальная функция  системы налогообложения России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение нельзя признать благополучным.

Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме  Франции), не являются в России первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

Для получения  реальных денежных доходов государства  большое значение имеет налогообложение  доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре  налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании  регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.

Налогообложение собственности могло бы быть полноценной  формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.

Одним из принципиально  важных направлений совершенствования  любой системы вообще и системы налогообложения в частности, является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

При сравнительном  анализе системы налогообложения, необходимых для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр - регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный элемент федерации.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения  федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством. Т.е. подход к анализу должен быть строго дифференцируемый, и глубина анализа должна быть достаточной, что бы исключить ошибку неверного применения его результата, к реалиям России.

Сравнительный анализ на данном этапе развития, пожалуй, является одним из единственно приемлемых методов анализа налоговой системы, так как эксперименты и всевозможные «игры» в реальности приведут практически  к 100% упадку экономики страны. Конечно, возможно использовать моделирование  системы с помощью различных нейронных самообучающихся сетей, но такая модель требует слишком больших экономических и технических затрат, из-за огромного количества факторов, влияющих на результат, приближенный к «идеальному».

Сравнительный анализ служит для выявления слабых мест существующей налоговой системы Российской Федерации и поиска методов и путей для ее улучшения, минуя те «тонкие» и опасные моменты, которые прошли другие страны в ходе своей эволюции.

В нашей работе сравнительный анализ основывается на изучении российской и зарубежной экономической и юридической  литературы, на официальные источники  зарубежных налоговых органов, а также на открытые и закрытые материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Нами использованы материалы сайтов Налогового Управления США61, Федеральной налоговой службы Российской Федерации62, на которых размещены действующие ставки налогов, списки налогов, правила их уплаты, статистика собираемости налогов, а также различная информация, необходимая для налогоплательщика.

Отдельного внимания заслуживают данные, опубликованные в отчете «Paying taxes 2012», подготовленном компанией Price-waterhouseCoopers (PWC) 63, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. В данных отчетах, составлен рейтинг удобства национальных систем налогообложения, составители рейтинга руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании.

В рейтинге налоговых  систем мира, по состоянию на 2012 год, Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены  тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при  этом половину коммерческой прибыли. Для  сравнения: годом ранее мы находились на 130-й строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133-е место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако, суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46-м месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. За год в рейтинге «Paying taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.

Однако, уже в 2011 году, Россия оказалась на 131 месте. Это связано с отменой ЕСН, ОПС и с активным внедрением сдачи  отчетности по ТКС, а 2011 году уже на 105 месте – внедрение информационных технологий стало одним из приоритетных направлений в реформировании налоговой системы РФ.

Сведем результаты сравнительного анализа систем налогообложения  РФ, США и Канады в следующую таблицу:

Таблица 3.1 - Результаты сравнительного анализа современных систем налогообложения промышленно развитых стран и России в 2010=2012 гг.

Название  страны

Уровень реализации экономической (регулирующей) функции

Уровень реализации фискальной функции

Инвестиционый потенциал

Региональный  потенциал

Отраслевой потенциал

Конкурентный  потенциал

Доходы физических лиц

Доходы юридических  лиц

Собственность (имущество)

Акцизные платежи

США

средний

средний

низкий

высокий

высокий

средний

средний

низкий

Канада

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

низкий

средний

Россия

низкий

средний

низкий

низкий

низкий

высокий

низкий

высокий


 

Анализ данных таблицы показал, что  преобладающие  показатели  России - низкие. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что Степень реализации той или иной функции налоговой системы или ее отельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического развития.

3.3 Международное сотрудничество  РФ в области налогообложения

 

Международное сотрудничество РФ в налоговой сфере обусловлено расширением мировой торговли и движения капиталов, а также усилением интеграционных процессов в мировой экономике. Основными целями международного сотрудничества в области налогообложения является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков, предотвращение уклонения от налогообложения, гармонизация налоговых систем стран мира. Юридически международное сотрудничество в сфере налогообложения оформляется международными договорами. Налоговые законы разных государств, даже если они основаны на одинаковых принципах налогообложения доходов, прибыли, капитала, имущества, никогда не бывают полностью идентичны. Поэтому для регулирования налоговых правоотношений норм национального права часто оказывается недостаточно. Это обуславливает необходимость в международных правовых нормах. Международные экономические организации заинтересованы в унификации таких международных правовых актов. Наиболее распространенным в настоящее время образцом межгосударственного налогового соглашения является Типовая модель соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и капитала, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)64.   Международные договоры, регулирующие налоговые отношения, можно подразделить на собственно налоговые договоры и договоры, в которых наряду с другими вопросами оговариваются правила, касающиеся налогообложения. В первую группу входят общие и ограниченные налоговые договоры, а также договоры об оказании административной помощи по налоговым вопросам. Основной целью международных налоговых договоров является определение налоговой юрисдикции заключающих их государств и устранение двойного налогообложения. Международное двойное налогообложение можно определить как обложение сопоставимыми налогами в двух и более государствах одного налогоплательщика за один и тот же период времени. Двойное налогообложение оказывает отрицательное воздействие на обмен товарами и услугами, движение капиталов.  Международные налоговые отношения представляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран