Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:
рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
показать налоговую систему США;
показать налоговую систему Канады;
выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 429.62 Кб (Скачать)

В современном налогообложении  различается международное налогообложение юридических и физических лиц. 

Международное налогообложение юридических лиц  в принципе схоже с международным  налогообложением физических лиц, при этом оно имеет определенную специфику как в определении субъекта налогообложения, так и в исчислении базы налогообложения. Кроме того, существуют нормы и правила международного налогообложения, которые действуют только в отношении юридических лиц, например статьи соглашений во избежании двойного налогообложения дивидендов.

Проблемы международного налогообложения  юридических лиц можно подразделить на следующие группы:

- определение национальной привязки юридического лица - субъекта налогообложения;

- порядок определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории страны деятельности;

- проблемы, связанные с установлением источника дохода;

- учет налогов, уплаченных за рубежом, при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;

- порядок определения налоговой базы по подоходному налогообложению при осуществлении внешнеэкономической деятельности между зависимыми друг от друга экономическими агентами.

В отличие от физических лиц, национальную принадлежность которых иногда трудно определить (из-за режима двойного гражданства, отсутствия гражданства или несовпадения гражданства и постоянного места проживания), юридические лица всегда имеют единственное место регистрации, которое является основным юридическим адресом. В стране регистрации все юридические лица всегда имеют статус налогового резидента. Вместе с тем, статус налогового резидента юридическое лицо может получить и в той стране, в которой оно осуществляет коммерческую или иную экономическую деятельность. Для привязки коммерческой деятельности к определенной территории используются следующие режимы: деятельность через собственное деловое учреждение, деятельность через независимого агента и деятельность по контрактам, заключаемым с местными фирмами. Как правило, внешнеторговая деятельность не приводит к распространению на национальное предприятие налоговой юрисдикции другого государства. В связи со спецификой налогообложения физических и юридических лиц в сфере международных экономических отношений соглашения во  избежании двойного налогообложения доходов и имущества содержат как общие нормы и правила, так и отдельные специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица.

Для международного двойного налогообложения  характерны следующие черты: идентичность субъектов налогообложения (налогоплательщиков);\ идентичность объектов налогообложения (источников доходов и самих доходов); подчиненность этих субъектов или объектов налоговой юрисдикции различных государств;  одновременность налогообложения; различия в правилах и методиках исчисления облагаемого дохода в разных странах.

Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для своих резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа, а также для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение. Проблема двойного налогообложения обостряется с усилением интернационализации хозяйственной жизни. В налоговой теории и практике различаются двойное экономическое налогообложение и двойное юридическое налогообложения.

Под двойным экономическом налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и  тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми  налогами два и более раз за один период. Подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране, такое двойное налогообложение может возникнуть при "несостыковке" общегосударственного законодательства и законодательства на уровне регионов, а также на уровне органов местного самоуправления.

В устранении двойного налогообложения  доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом.

Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

При устранении двойного налогообложения  в одностороннем порядке страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Другой путь урегулирования проблемы двойного налогообложения - заключение международных оглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.

Соглашения об избежании двойного налогообложения привносят в  экономику стран целый ряд важнейших гарантий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и, в конечном счете, развития национальной экономики.  Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности в сфере международных налоговых отношений.

В международных налоговых отношениях могут применяться различные  наименования: договор, соглашение, конвенция, пакт, декларация и др. Международные договоры могут быть многосторонними или двусторонними.    

К международным налоговым соглашениям  относятся также соглашения о  сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, общее число действующих в современных условиях соглашений по вопросам налогообложения превышает три тысячи. 

К многосторонним региональным международным  налоговым соглашениям относятся  Соглашения стран Бенилюкса, Налоговая  конвенция стран Андского пакта, директивы Совета ЕС по налоговым  вопросам, имеющие обязательную силу для членов этой организации. Многосторонними  были соглашения стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи.

Международные соглашения об избежании  двойного налогообложения охватывают, как правило, все виды налогов на доходы и капитал и имеют две основные цели: устранение двойного налогообложения и борьба с уклонением от налогов. Обычно соглашения состоят из 4 частей: в первой перечисляются виды налогов и круг лиц, охватываемых соглашением; во второй содержится описание конкретных режимов налогообложения, установленных соглашением для отдельных видов доходов (предпринимательская прибыль, дивиденды, проценты, роялти, заработная плата и т.д.); третья включает статьи, предусматривающие порядок устранения двойного налогообложения тех доходов и капитала, права на обложение которых сохраняются за обеими странами - участницами соглашения; в четвертую входят статьи, определяющие конкретный порядок выполнения соглашения.

 

 

Заключение

 

Цель исследования – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран выполнена.

Задачи:

  • рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
  • показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
  • рассмотреть налоги и сборы в РФ и  дать их классификацию;
  • дать общее понятие  налоговых систем зарубежных стран;
  • показать налоговую  систему США;
  • показать налоговую  систему Канады;
  • выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
  • сравнить  налоговые системы РФ, США и Канады;
  • определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения решены.

В работе под налоговой системой понимает совокупность  прямых и косвенных налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговые правоотношения –  это юридическая взаимосвязь  между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В РФ трехуровневая  система  налогообложения.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги субъектов  Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - местные  налоги, налоги право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее источники доходов агрегируются в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Следует отметить, что наиболее источники доходов агрегируются в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Прежде чем взимать  тот или иной налог, государство  в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных  актах определяет элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.  Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов - фискальная.

В работе показано, что вопросы  реформирования налоговых систем  являются одними из основных  в политике любого государства. Проекты налоговых изменений и реформ составляют весомую часть предвыборных программ ведущих политических партий. Совершенствование налоговых систем всегда выдвигается в качестве приоритетных задач любого правительства в развитых странах. Противоречие между потребностями увеличения налоговых доходов и необходимостью создания благоприятных условий для национального предпринимательства выступает основной причиной изменений в сфере налогообложения.

Правильно организованная налоговая  система должна отвечать следующим  основным принципам:

- налоговое законодательство должно  быть стабильно;

- взаимоотношения налогоплательщиков  и государства должны носить  правовой характер;

- тяжесть налогового бремени  должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

- взимаемые налоги должны быть  соразмерны доходам налогоплательщиков;

- способы и время взимания  налогов должны быть удобны  для налогоплательщика;

- принцип не дискриминации, т.е.  равенство налогоплательщиков перед  законом;

- издержки по сбору налогов  должны быть минимальны;

- принцип нейтральности налогообложения  в отношении форм и методов  экономической деятельности;

- принцип доступности и открытости  информации по налогообложению;

- принцип соблюдения налоговой  тайны.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран