Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:29, курсовая работа
Цель данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи:
рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
показать налоговую систему США;
показать налоговую систему Канады;
выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
сравнить налоговые системы РФ, США и Канады;
определить основные аспекты международного сотрудничества РФ в области налогообложения.
Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе: 1) установления и введения налогов и сборов; 2) взимания налогов и сборов; 3) проведения налогового контроля; 4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения; 5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.
По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.
Итак, в науке
сложилось несколько подходов к
классификации налоговых
На рисунке 3 представлены
участники налоговых
Рисунок 3 - Участники налоговых правоотношений
Ст. 9 НК РФ23 устанавливает четыре категории участников налоговых отношений: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях. Субъект налогового правоотношения характеризуется не индивидуальными, а особенными признаками, которые являются обобщением свойств конкретных их участников. Существенной особенностью субъекта налоговых правоотношений является его правовой статус, основу которого составляет налоговая правосубъектность. Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность – способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.
Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:
Налоговые правоотношения – это юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности участников, содержащиеся в налогово-правовых нормах, и которая возникает на основе фактов, предусмотренных данными нормами
Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов – с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер.
Классификация налогов — это система их группировки
по определенным признакам. По субъекту
уплаты налога: юридические лица и
физические лица. По объекту налогообложения: опера
1) Федеральные налоги и сборы:
2) Региональные налоги:
3) Местные налоги:
Рассмотрим более подробно федеральные налоги:
Налог на добавленную стоимость24. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее — налогоплательщики) признаются: организации индивидуальные предприниматели лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе— налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ,
услуг) на территории
2) передача на территории
3) выполнение строительно-
4) ввоз товаров на таможенную
территорию Российской
Акцизы25
В таблице 1.1 представлены элементы налога, характеристики и основания по состоянию НК РФ на 25.12.2012 г.
Таблица 1.1 – Акцизы
Элемент налога |
Характеристика |
Основание | |
Налогоплательщики |
Следующие лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению: 1. Организации 2. Индивидуальные предприниматели 3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ |
Ст.179 НК РФ | |
Объект налогообложения |
Объектом налогообложения признаются следующие операции: - реализация
на территории РФ лицами - продажа
лицами переданных им на - передача
на территории РФ лицами - передача
в структуре организации - передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд; - передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества; - передача
организацией произведенных ею
подакцизных товаров своему - передача
произведенных подакцизных - ввоз подакцизных
товаров на таможенную - получение
денатурированного этилового - получение
прямогонного бензина Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ |
Ст.181-186 НК РФ | |
Налоговая база |
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров. Налоговая база
по реализации подакцизных товаров,
в отношении которых В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ |
Ст.187-191 НК РФ | |
Налоговый период |
Налоговым периодом признается календарный месяц. |
Ст.192 НК РФ | |
Налоговые ставки |
Налогообложение
подакцизных товаров |
Ст.193 НК РФ |
Окончание таблицы 1.1
Элемент налога |
Характеристика |
Основание |
Порядок исчисления акциза |
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма акциза по
подакцизным товарам, в отношении
которых установлены |
Ст.194 - 198 НК РФ |
|
Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма акциза, предъявляемая продавцом покупателю |
|
Налоговые вычеты |
Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза на налоговые вычеты. Вычеты сумм акциза осуществляются в следующем порядке. |
Ст.200-201 НК РФ |
Сумма акциза, подлежащая уплате |
Сумма акциза, подлежащая уплате определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма исчисленного акциза. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. При этом сумма превышения подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу. Сумма акциза, подлежащая возврату |
Ст.202-203 НК РФ |
Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность |
Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими соответствующие свидетельства, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Акциз уплачивается
по месту производства подакцизных
товаров. При получение Налогоплательщики
обязаны представлять в налоговые
органы по месту своего нахождения
и по месту нахождения обособленных
подразделений налоговую Налогоплательщики,
имеющие специальные Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством. |
Ст.204-205 НК |
Налог на доходы физических лиц26
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.27.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе— налогоплательщики) признаются:
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе— налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для расчета данного налога признается:
Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран