Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 23:30, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей правового регулирования сервитутов в гражданском праве, то есть разъяснение отличий правового регулирования сервитутов как вида права собственности от правового регулирования иных видов вещных прав вообще и на землю в частности.
Для достижения этой цели, в рамках дипломной работы выполнены задачи:
- раскрывается понятие сервитута в современном понимании российского законодательства;
- освещается порядок установления, государственная регистрация и порядок прекращения сервитута;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
1. СЕРВИТУТ КАК ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕЩНОЕ ПРАВО …..………………5
1.1. Понятие сервитута в праве…..……………….………………………....5
1.2. История сервитута в праве...……………………………………………6
2. СЕРВИТУТ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ.……………………....…….…....…17
2.1. Законодательство о сервитутах..……………………………………..17
2.2. Виды сервитутов……………………... ………………...…………….21
2.3. Государственная регистрация сервитутов…………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……..…45
Заслуживает внимания позиция Г.В. Чубукова, высказанная им относительно правовой природы публичного сервитута в российском праве. По его мнению, нельзя исключать то обстоятельство, что данный сервитут надо рассматривать не в плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а в плане расширения права собственности народов, проживающих на данной территории, на землю и иные природные объекты и ресурсы. Граждане, проживающие на данной территории, и их будущие поколения в силу естественно-исторического права (по праву рождения) являются подлинными собственниками земли и других природных объектов в местах своего проживания, поскольку природные объекты не созданы человеком, а даны всем людям как естественная основа их жизни и деятельности, что юридически подтверждено Конституцией РФ (п. 1 ст. 9)34. Безусловно, не могут не возникнуть вопросы: каких народов и на какой территории? Стоит отметить к тому же, что нормативные правовые акты не дают понятия "народы, проживающие на данной территории". Относятся ли граждане, проживающие на данной территории (местное население), к населению, которое фактически проживает в данной местности, или населению, зарегистрированному в данной местности, либо имеющему недвижимое имущество на каком-либо вещном праве в данной местности и т.д.
Представляется неточным утверждение некоторых исследователей о том, что во многих капиталистических государствах (ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии, США и др.) широко распространена практика введения многочисленных публичных сервитутов в общественных интересах, национальных и местных - по обеспечению национальной безопасности, здравоохранения, судоходства, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, градостроительства и благоустройства населенных пунктов, охраны окружающей среды.
Публичные
сервитуты устанавливаются
Следует отметить, что во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях уже приняты свои нормативные правовые акты, закрепляющие порядок установления земельных публичных сервитутов.
Примерами могут служить Положение о порядке установления земельных публичных сервитутов на территории МО "Курильский городской округ", принятое решением N 50 от 29 мая 2006 года, Положение о публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области, утвержденное Постановлением администрации Тюменской области от 03.11.2003 N 358, Закон Орловской области "О порядке установления земельных публичных сервитутов на территории Орловской области" (в ред. Закона Орловской области от 30.05.2006 N 598-ОЗ) и др.
Так, на территории МО "Курильский городской округ" публичный сервитут устанавливается в следующем порядке36. Лица, заинтересованные в установлении публичного сервитута, направляют в Комитет по управлению муниципальной собственностью (далее - КУМС) ходатайство на имя главы администрации МО "Курильский городской округ". Данное ходатайство должно содержать сведения:
1) о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут: местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование, обременения;
2)
о цели установления
3) о предлагаемом сроке и сфере действия публичного сервитута.
При
подаче ходатайства в соответствии
с установленными требованиями КУМС
в 20-дневный срок с момента получения
рассматривает поступившее
1) цель, для достижения которой предполагалось установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом, в том числе путем установления частного сервитута или установления ограничений прав на землю по основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области;
2)
публичный сервитут не
Нормативный правовой акт об установлении публичного сервитута должен содержать следующие сведения:
1)
о земельном участке, в
2)
о собственнике, землепользователе
или землевладельце
3)
о содержании публичного
4) о сроке действия публичного сервитута;
5)
об условиях установления
6)
о размерах средств,
Копия нормативного правового акта об установлении публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется правообладателю земельного участка, в отношении которого он был установлен, и заинтересованному в установлении публичного сервитута лицу. Лица, права которых ограничиваются публичным сервитутом, а также лица, заинтересованные в его установлении или прекращении, и их представители до принятия соответствующего решения имеют право знакомиться с материалами по вопросу установления или прекращения публичного сервитута, письменно давать необходимые разъяснения и заявлять о своем согласии или несогласии с установлением или прекращением публичного сервитута, а также присутствовать при обсуждении этих вопросов и принятии решений. Глава администрации МО "Курильский городской округ" своевременно извещает в письменной форме соответствующих лиц о месте и времени рассмотрения вопросов по поводу установления или прекращения публичных сервитутов, а также обеспечивает возможность своевременного ознакомления с соответствующими материалами. Финансирование расходов, связанных с установлением и прекращением публичных сервитутов, на выплату соразмерно платы расходов, связанных с внесением изменений в кадастровую карту (план) земельного участка, с возмещением убытков правообладателю земельного участка, осуществляется за счет средств местного бюджета. Государственная регистрация публичного земельного сервитута осуществляется за счет средств инициатора установления публичного сервитута после получения решения об установлении сервитута. Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута, осуществляется за счет средств инициатора (инициаторов) его установления, в том числе за счет лиц, направляющих ходатайство об установлении публичного сервитута.
Как уже нами отмечалось, установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Организацию и проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута обеспечивает инициатор его установления. "Под общественными слушаниями понимают способ выявления мнения населения по вопросам, затрагивающим государственные, общественные интересы и (или) интересы жителей соответствующей территориальной единицы, с целью информирования и обеспечения участия в обсуждении и принятии решения. На практике проведение общественных слушаний осуществляет администрация субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, на территории которого предполагается установить публичный сервитут"37.
На
общественных слушаниях по вопросу
установления публичного сервитута
обсуждаются и принимаются
1) цель установления публичного сервитута;
2)
срок действия публичного
3)
условия установления
Участниками общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута могут быть:
1)
лица, постоянно проживающие в
муниципальном образовании, на
территории которого
2)
правообладатели земельных
3) иные лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута.
На общественных слушаниях с правом совещательного голоса присутствуют инициатор установления публичного сервитута или его представители, а также вправе присутствовать представители органов местного самоуправления и представители средств массовой информации. Информация о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Информация о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута должна содержать следующие сведения:
1) о дате, времени и месте проведения общественных слушаний;
2)
об инициаторе установления
3) о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут;
4)
о правообладателе земельного
участка, в отношении которого
предлагается установить
5)
о цели установления
6) о предлагаемом сроке действия публичного сервитута;
7) о сфере действия публичного сервитута;
8) о кандидатурах председателя, секретаря общественных слушаний;
9)
об адресе, куда направляются
замечания и предложения по
установлению публичного
10) о порядке ознакомления с иной информацией.
Инициатор установления публичного сервитута обеспечивает регистрацию участников общественных слушаний и иных лиц, присутствующих на слушаниях, а также составляет списки желающих выступить. Для ведения общественных слушаний из его участников избираются председатель, секретарь. Общественные слушания открывает инициатор установления публичного сервитута либо его представитель. В протоколе общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута указываются дата и место их проведения, количество присутствующих, в том числе количество участников общественных слушаний, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих участников общественных слушаний.
Исчерпывающий
перечень государственных, муниципальных
и общественных нужд, для которых
может устанавливаться
-
проход или проезд через
- использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
-
размещение на земельном
- проведение дренажных работ;
- забор воды и водопоя;
-
прогон сельскохозяйственных
-
сенокошение, выпас
-
использование земельного
-
временное пользование
- свободный доступ к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным39. Часть из названных выше сервитутов являются срочными сервитутами в силу закона. Например, сервитут для сенокоса или пастьбы скота устанавливается в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких участков в пределах земель лесного фонда. Срочный характер носит сервитут для проведения изыскательских, исследовательских и других работ; использования земельного участка для охоты, рыболовства, сбора дикорастущих растений.