Основные направления совершенствования налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы налогообложения
1.1 Законодательная база налогообложения в РФ
1.2 Система налогов и сборов
1.3 Налогоплательщики, их права и обязанности
Глава 2. Практика налогообложения унитарного муниципального предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Уплата предприятием налогов
2.3 Налоговая политика предприятия
Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.02 Кб (Скачать)

При этом распределяться суммы налога на прибыль такого консолидированного налогоплательщика между бюджетами субъектов Российской Федерации будут так же, как в настоящее время распределяется налог, исчисленный в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами. То есть пропорционально средней арифметической доле компании в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.

Предполагаемый срок вступления в силу вышеназванных поправок - 2009 - 2010 гг. одновременно с вступлением в силу новых норм, регулирующих трансфертное ценообразование в налоговых целях.

Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

Начиная с 2009 г. обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Мировой опыт показывает, что при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Совершенствование налогового администрирования основывается не только на законодательстве, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. В рамках этой деятельности проводятся организационные преобразования в системе налоговых органов. Будут приняты и внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, определяющие процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т.д.

Утверждены критерии оценки деятельности налоговых органов, которые учитывают не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов и местные бюджеты. На основании этих критериев утверждена и начала применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.

В целях устранения существующих недостатков предлагаются следующие меры по совершенствованию части первой НК РФ, планируемые к введению в действие уже начиная с 2009 г.:

1) урегулирование ситуации с  суммами налогов, сборов, пени и  штрафов, списанных со счетов  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов в счет  уплаты указанных платежей в  бюджетную систему Российской  Федерации, но не перечисленных  банками, которые на момент принятия  решения о признании соответствующих  сумм безнадежными к взысканию  и списании ликвидированы в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

2) возможно внесение изменений  в законодательство, направленных  на уточнение порядка приостановления  операций по счетам в банках  организаций и индивидуальных  предпринимателей (вместе с тем  необходимо отметить, что борьбу  с нарушениями и злоупотреблениями  в этой области необходимо  вести прежде всего в сфере регулирования правоприменительной практики и привлечения к ответственности за выявленные правонарушения);

3) конкретизация видов налоговых  правонарушений и ответственности  за их совершение (включая ответственность  банков за непредставление или  несвоевременное представление  необходимых сведений, а также  конкретизация иных видов правонарушений  и ответственности).

В рамках определения налоговой и бюджетной политики на среднесрочную перспективу в настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке налога на добавленную стоимость с установлением величины этой ставки на уровне ниже действующей величины основной ставки НДС. В силу того, что принятие такой меры в условиях долгосрочного бюджетного планирования требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий, окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 г.

Среди прочих направлений совершенствования налога на добавленную стоимость необходимо сосредоточиться на решении следующих проблем:

1. В целях совершенствования  действующего порядка применения  нулевой ставки необходимо продолжить  работу по оптимизации перечня  документов, подтверждающих обоснованность  применения данной ставки, и активизировать  межведомственное взаимодействие  по созданию системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога при экспорте товаров. В частности, по мере создания указанной системы контроля следует рассмотреть вопрос об исключении из числа документов, обосновывающих право на нулевую ставку, документа, подтверждающего оплату операции, а также исключить условие, согласно которому для обоснования нулевой ставки покупателем экспортируемого товара должно быть только иностранное лицо. Также следует пересмотреть требования и к иным документам.

2. В рамках реализации жилищно-коммунальной  реформы требуется уточнить порядок  налогообложения организаций-собственников  жилья.

3. Как показывает практика, необходимо  внесение изменений в порядок  оформления счетов-фактур, а также  решение вопроса о возможности  оформления счетов-фактур с отрицательными  показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов (начиная с 2009 - 2010 гг.).

В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при не заполнении или неверном заполнении каких показателей счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям (с 2009 г.).

Кроме того, надлежит приступить к поэтапному созданию системы электронного документооборота счетов-фактур при взаимодействии налогоплательщиков между собой и с налоговыми органами.

4. Требует решения в законодательном  порядке вопрос налогообложения  при реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества, составляющего  государственную (муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, а также  вопрос о порядке восстановления  сумм налога при осуществлении  операций, не являющихся объектом  налогообложения. В части налогообложения  реализации имущества казны уже  с 2008 г. будет применен подход  с использованием налогового  агента, аналогичный порядку налогообложения  налогом на добавленную стоимость  при аренде имущества у органов  государственной власти.

5. Необходимо уточнить порядок  применения НДС при расчетах  не денежными средствами. Использование  метода начисления при определении  права на вычет при внутренних  операциях подразумевает отказ  от такого условия предоставления  права на налоговый вычет, как  фактическая оплата каких-либо  сумм поставщикам товаров (работ, услуг). В этой связи начиная с 2009 г. следует отказаться от особого порядка принятия к вычету налога при совершении товарообменных операций, зачетов взаимных требований и при использовании в расчетах ценных бумаг и освободить налогоплательщиков, использующих для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) не денежные формы, от обязанности перечислять своим контрагентам суммы налога на основании отдельного платежного поручения.

6. Следует внести в НК РФ  изменения, направленные на повышение  эффективности налогового контроля за уплатой налога на добавленную стоимость в части уточнения порядка проведения камеральных проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма к возмещению. В частности, уже в 2008 г. целесообразно разрешить налоговым органам по итогам налоговой проверки одной декларации выносить два решения: одно в отношении тех сумм, которые на вызвали у налоговых органов сомнений в правомерности принятия к вычету, второе - в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. Эта мера снизит объем невозмещаемых сумм НДС, по которым у налоговых органов и налогоплательщиков нет спора.

7. Представляется необходимым освободить начиная с 2009 г. от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализацию услуг, имеющих социальный характер. Вносимые изменения будут направлены прежде всего на некоторое изменение наименования таких услуг, а также на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения освобождаются услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация. Речь идет о следующих услугах:

- услуги по социальному обслуживанию  детей-сирот, детей, оставшихся без  попечения родителей, детей, являющихся  членами семей, доходы которых  на одного члена не превышают  прожиточного минимума;

- услуги по поддержке и социальному  обслуживанию граждан пожилого  возраста, безнадзорных и иных  лиц, находящихся в трудной жизненной  ситуации, признаваемые таковыми  в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в сфере  социального обслуживания и в  связи с деятельностью по профилактике  безнадзорности;

- физкультурно-оздоровительные услуги  населению, включая проведение занятий  по физической культуре и спорту, проведение спортивных и оздоровительных  мероприятий, предоставление объектов  физической культуры и спорта  для населения (в том числе  спортивных площадок, корпусов, залов  и баз, теннисных кортов, полей  для спортивных игр или занятий, катков и конькобежных дорожек, помещений для физкультурно-оздоровительных  занятий, велотреков, велодромов), подготовка  инструкторов физической культуры  и спорта;

- услуги показа спектаклей, показа  экспозиций выставок произведений  искусства и экспозиций музеев, услуги создания музейных каталогов  и оказание услуг по их использованию;

- услуги по психологической  поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации  кадров, оказываемые по направлению  органов службы занятости.

8. Начиная с 2010 г. предлагается рассмотреть  вопрос о возможности применения  налога на добавленную стоимость  в размере 0% при вывозе продуктов  переработки в таможенном режиме  переработки на таможенной территории  Российской Федерации. При этом  необходимо обеспечить порядок  применения нулевой ставки налога, аналогичный порядку, применяемому  при вывозе товаров в таможенном  режиме экспорта.

Власти планируют уточнить порядок исчисления НДС при расчетах не денежными средствами. Возможно, что обязанность перечислять своим контрагентам суммы налога на основании отдельного платежного поручения будет упразднена.

Реформе подвергнется и процедура проведения камеральных проверок, хотя ее недавно уже меняли. Минфин России считает, что нужно разрешить налоговым органам по итогам проверки одной декларации выносить два решения: одно - в отношении тех сумм налога, которые, по мнению инспекторов, были поставлены к вычету правомерно, второе - в отношении сумм, которые были поставлены к вычету необоснованно.

Что касается НДФЛ, то согласно проекту ставка налога 13% будет сохранена. С 2009 г. будет увеличен предельный размер дохода, при достижении которого налогоплательщик теряет право на стандартный налоговый вычет, с нынешних 20 000 до 40 000 руб.

В части налога на прибыль финансовое ведомство запланировало ряд поправок, не очень приятных для налогоплательщиков. Например, принцип возврата льготы. Это означает, что если организация применяла ускоряющие коэффициенты при начислении амортизации и пользовалась амортизационной премией, то при продаже такого основного средства ранее чем через пять лет сумма ускоренной амортизации подлежит восстановлению в налоговой базе и при определении финансового результата от продажи основного средства не учитывается.

Минфин России также планирует предусмотреть в налоговом законодательстве ограничения по начислению амортизации в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской и наоборот. Будут сокращены возможности применения ускоренного коэффициента амортизации при лизинге. В законодательство внесут поправку, согласно которой коэффициент можно будет использовать только при первичном приобретении основного средства у лизинговой компании.

Не устраивает чиновников и ситуация с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Ведь, по их мнению, реорганизацию часто используют недобросовестные налогоплательщики для минимизации налога на прибыль. Поэтому будет принят особый порядок переноса убытков, установлены ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.

В 2009 г. Минфин России планирует уделить особое внимание части первой НК РФ. В частности, будет уточнен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках. Кроме того, ведомство планирует разобраться с платежами налогоплательщиков, которые "пропали" в проблемных банках.

Итак, важнейшей задачей финансовых и налоговых органов на всех уровнях управления является анализ поступления налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы, необходимый для планирования объемов налоговых поступлений в бюджетную систему. Несмотря на улучшение информационного обеспечения организации и методики, анализ налоговых поступлений, осуществляемый в налоговых органах, особенно в инспекциях, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Информация о работе Основные направления совершенствования налоговой политики