Основные направления совершенствования налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы налогообложения
1.1 Законодательная база налогообложения в РФ
1.2 Система налогов и сборов
1.3 Налогоплательщики, их права и обязанности
Глава 2. Практика налогообложения унитарного муниципального предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Уплата предприятием налогов
2.3 Налоговая политика предприятия
Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.02 Кб (Скачать)

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. При этом следует отметить, что обязанность по уплате единого налога на вмененный доход возникает только в случае осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налог на добавленную стоимость. В рамках работы по совершенствованию налога на добавленную стоимость с 2009 г. введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога. МУП « Искра» уменьшает суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18%, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров, как облагаемых налогом по ставке 10 или 18%, так и по ставке в размере 0%, без специального решения налогового органа. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров, использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течение одного налогового периода.

С 1 января 2008 г. налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.

Принятие указанных норм упростило процедуру применения нулевой ставки налога и налоговых вычетов и в ряде случаев привело к сокращению сроков возмещения налога и уменьшению налоговой отчетности.

Начиная с 2008 года представлять налоговые декларации в электронном виде обязаны все налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предыдущий год превышает 100 человек, а не 250, как это было в 2007 году (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).

2.3 Налоговая политика предприятия

Налоговая политика является одним из важнейших элементов финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, и ее основное предназначение заключается в повышении эффективности расходов, взаимоувязанных с общей целевой установкой конкретного хозяйствующего субъекта.

Для предприятия налоговая политика должна включать достаточно обширный спектр элементов (табл. 2.6).

Разработку налоговой политики организации, как и принятие любого управленческого решения, необходимо осуществлять с учетом системы факторов внешней и внутренней бизнес-среды. Любое предпринимательство в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды и в первую очередь от характеристик налоговой системы и общей экономической ситуации в стране и регионе.

 

Таблица 2.6 - Элементы налоговой политики предприятия

Элементы

Содержание

Цель

Выбор организационно- правовой формы, юридического адреса

Оценка комплекса факторов, в том числе отношений конкурентов с налоговыми органами Обоснование адекватности организационной формы целям и задачам хозяйствующего субъекта

Возможность выбора специального режима налогообложения, оперативного решения вопроса о реструктуризации

Взаимодействие с налоговыми органами

Формирование графика представления налоговой отчетности с закреплением ответственных лиц

Соблюдение сроков представления отчетности и оперативности реагирования на запросы налоговых органов

Мониторинг налогового законодательства для целей оперативного реагирования

Подписка на основные периодические издания по вопросам налогового законодательства Приобретение компьютерных программ

Возможность самостоятельного решения вопросов налогообложения законодательства (без привлечения оплатных консультантов)

Анализ законодательно установленных условий для применения налоговых льгот

Изучение налогового законодательства

Оптимизация налоговой нагрузки

Выбор наиболее привлекательных для предприятия форм расчетов и содержания хозяйственных договоров

Закрепление в договорах финансовых санкций, предоплаты, авансирования Анализ возможных схем договорных отношений для целей их оптимизации в интересах предприятия

Сокращение величины штрафных санкций в расчете на 1 рубль реализации, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности

Налоговое планирование

Организация планирования по центрам налоговых затрат (выручка от продаж, себестоимость, финансовые результаты и др.)

Управление налоговой нагрузкой по центрам налоговых затрат

Поиск возможных направлений диверсификации бизнеса в целях оптимизации величины налоговой нагрузки

Исследование конъюнктуры рынка, условий внешней бизнес-среды Соизмерение с возможностями предприятия

Наращивание абсолютных и относительных показателей доходности

Инвестиционная политика, политика распределения прибыли и инвестирования ресурсов в активы

Анализ ожидаемого уровня доходности от инвестирования финансовых ресурсов

Прирост рентабельности инвестиций

Организация обучения и повышения квалификации специалистов, ответственных за формирование финансовой и налоговой политики предприятия

Формирование плана повышения квалификации и переподготовки кадров, ответственных за формирование и реализацию финансовой и налоговой политики

Совершенствование налоговой политики


В зависимости от уровня налоговой нагрузки, определяемой в виде относительной величины от дохода или от добавленной стоимости, представляется возможным идентифицировать четыре типа налоговой политики предприятия: идеальная, консервативная, компромиссная и агрессивная (табл. 2.7).

Таблица 2.7 - Характеристики типов налоговой политики предприятия

Типы политики

Налоговая нагрузка на выручку от продаж, %

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, %

Характеристики

Идеальная

До 15

До 30

Политика строится в рамках ведения бухгалтерского учета, использования прямых налоговых льгот. Требует высокого профессионального уровня главного бухгалтера и адекватной организации бухгалтерской службы. Наиболее сложные вопросы рассматриваются с привлечением налоговых консультантов. При незначительных оборотах возможно заключение договора с аудиторской фирмой на бухгалтерское обслуживание

Консервативная

16 - 35

31 - 50

Политика рассматривается как обязательный элемент общей финансовой политики, к разработке и реализации которой привлекаются специалисты, выделенные в специальную службу. Для решения наиболее сложных вопросов заключается договор с аудиторской фирмой на абонентское обслуживание

Компромиссная

36 - 65

51 - 75

Политика подразумевает стратегическое планирование деятельности по всем направлениям, включая прогнозирование сумм налогового изъятия. Ведется постоянная работа с налоговыми адвокатами и консультантами. Систематически осуществляется мониторинг состояния системы налогообложения в ее взаимосвязи с хозяйственными результатами

Агрессивная

66 и выше

76 и выше

Рассматривается вопрос о смене налоговой юрисдикции или перепрофилирования деятельности


По мнению специалистов в области налогообложения субъектов предпринимательства, последние отдают предпочтения специальным налоговым режимам, что обеспечивает занятость 13,6 млн. человек (или около 20% численности занятого населения по отраслям экономики страны). Наиболее привлекательной является упрощенная система налогообложения. При обосновании налоговой политики у таких предприятий ( как правило, малых) возникает необходимость выбора и закрепления объекта налогообложения (доходы или доходы за минусом расходов).

На наш взгляд, алгоритм выработки управленческого решения относительно выбора объекта налогообложения включает два последовательных этапа. На первом этапе исчисляется рентабельность

оборота как отношение объема прибыли к величине выручки от продаж, и если это отношение превышает 70%, то в качестве объекта налогообложения выбирают "доходы", если ниже 30%, то "доходы - расходы".

Если рентабельность продаж более 30%, но менее 70%, то выполняется второй этап, на котором исчисляется отношение планируемой суммы расходов, связанных с отчислениями в пенсионный фонд и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, к величине дохода. Если это отношение превышает 0,03, то объектом налогообложения являются "доходы", если ниже 0,03, то - "доходы - расходы".

Тип налоговой политики и соответствующие ей меры управляющего воздействия на объект зависят от величины налоговой нагрузки. Налоговая политика, как и другие элементы общей финансовой политики хозяйствующего субъекта (инвестиционная, ценовая, маркетинговая, амортизационная, учетная и т.д.), оценивается с позиций ее эффективности, поскольку представляет собой результат реализации управленческого решения в области налогообложения. Традиционно принято использовать для оценки эффективности налоговой политики индикаторы налогоемкости и эффективности налогообложения (табл. 2.8).

Таблица 2.8- Система индикаторов, рекомендуемых для оценки эффективности налоговой политики предприятия

Система индикаторов

Алгоритм расчета

Индикаторы налогоемкости

Налогоемкость реализованной продукции

Нр : РП

Налогоемкость затрат (издержек)

Нз : З

Налогоемкость прибыли

Нп : П

Налогоемкость совокупных доходов

Н : П

Индикаторы эффективности налогообложения

Коэффициент совокупной эффективности налогообложения

Пч : Н

Коэффициент эффективности налогообложения доходов от обычных видов деятельности

Пч : До

Коэффициент эффективности налогообложения затрат (издержек)

Пч : Нз

Коэффициент эффективности налогообложения совокупных доходов

Пч : Н

Относительная экономия (перерасход) суммы налоговых платежей

Нф - (Нб x IДо)

Обобщающий индикатор эффективности налоговой политики

Rsc


Такая система показателей представляется несколько ограниченной и, более того, она не позволяет выявить и количественно оценить взаимосвязь налоговой политики с результативностью бизнеса - рентабельностью собственного капитала.

В табл. 2.8 приняты следующие условные обозначения:

Нр - сумма косвенных налоговых платежей на выручку от реализации;

РП - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

Нз - сумма налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки;

З - себестоимость товарной продукции или издержки обращения;

Нп - сумма налоговых платежей, относящихся на прибыль или произведенных за счет прибыли;

П - прибыль до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль);

Н - общая сумма налоговых платежей;

Пч - чистая прибыль;

До - доходы от обычных видов деятельности;

Нф - общая сумма налоговых платежей в отчетном периоде;

Нб - общая сумма налоговых платежей в базисном периоде;

IДо - темпы роста доходов от обычных видов деятельности;

Rsc - рентабельность собственного капитала, определяемая по 7-факторной мультипликативной модели.

Каждый из представленных индикаторов несет определенную смысловую нагрузку. Например, показатель относительной экономии (перерасхода) суммы налоговых платежей отражает вовлечение в оборот (высвобождение из оборота) абсолютно ликвидной части мобильных активов - денежных средств.

Как нам представляется, эффективность управленческих решений в области налоговой политики можно объективно оценить по рентабельности собственного капитала. Значение данного показателя, на наш взгляд, может быть вычислено путем перемножения ряда сомножителей по формуле:

Rsc = (Пч : РПбр) x (РПбр : Нз) x (Нз : Нп) x (Нп : РП) x (РП : А) x (А : СК),

где РПбр - выручка-брутто (с учетом косвенных налогов),

А - средняя стоимость совокупных активов,

СК - средняя стоимость собственного капитала.

Первый сомножитель (отношение чистой прибыли к брутто-выручке) отражает эффективность основной деятельности с учетом налоговых платежей, формирующих отпускную цену товара (работы, услуги).

Второй сомножитель (отношение брутто-выручки к сумме налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки) отражает оборачиваемость налогов, формирующих себестоимость продукции (товаров, услуг) или издержки обращения в сфере товарного обращения.

Третий сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, формирующих себестоимость или издержки, к сумме налоговых платежей, осуществляемых за счет финансовых результатов).

Информация о работе Основные направления совершенствования налоговой политики