Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа
Одним из условий успешного решения стоящих перед обществом и государством экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и налоговой политики. Для выполнения этого условия необходима
сбалансированность прав, обязанностей и ответственности, с одной стороны, физических и юридических лиц, а с другой -- органов государства, осуществляющих контроль как за использованием финансовых средств, так и за
уплатой налогов и сборов. Налоговая система любого правового государства не может функционировать без
института ответственности. Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений.
Таким образом, нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как посягающее на общественные отношения в сфере налогообложения виновное действие (бездействие) физического лица или организации, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
А.2 Налоговое правонарушение
Налоговым правонарушением
По своему характеру и направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:
- нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи учетом в налоговых органах (ст. 116-118 НК РФ);
- нарушения, связанные
с несоблюдением порядка
- нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);
- нарушения, связанные
с воспрепятствованием
К налоговым правонарушениям первой группы в первую очередь относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учёт, таким как: нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счёта в 6анке.
К налоговым правонарушениям второй группы, прежде всего, относится непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта, грубое нарушение организацией правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения.
К третьей группе налоговых правонарушений относится неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов.
Наконец, к четвертой группе налоговых правонарушений относятся те из них, которые связаны с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования: несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.
Помимо собственно налоговых
правонарушений выделяются и их разновидности
- нарушения банками
В свою очередь все эти нарушения законодательства о налогах и сборах по характеру и содержанию противоправных деяний также условно можно подразделить на три группы:
- нарушения банками
- нарушения банками
- нарушения банками
Б. Нарушение как основание к привлечению ответственности
Б.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения
Налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности.
В первую очередь она связана
с государственным
Ответственность за нарушение
законодательства о налогах и
сборах характеризуется также
В соответствии со способом,
каким они служат охране правопорядка,
санкции подразделяются на правовосстановительные
и штрафные (карательные). Санкции за нарушение
законодательства о налогах и сборах,
которые заключаются во взыскании пени
за просрочку уплаты налогов, являются
Кроме того, такая ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве её основания. Ими могут являться:
- налоговые правонарушения;
- нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащие
признаки административных
- преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).
К существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности это могут быть процедуры, предусмотренные:
- законодательством о
налогах и сборах (производство
по делам о налоговых
- законодательством об
административных
- уголовно-процессуальным
законодательством (
С учетом изложенного, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.
В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.
Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах.
В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:
- ответственность за совершение
собственно налоговых
- ответственность за нарушения
законодательства о налогах и
сборах, совершенных лицами, не являющимися
налогоплательщиками,
- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах дополнительно указывает, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Административная
Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.
Б.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности
Среди нарушений законодательства о налогах и сборах как вид выделяются административные правонарушения. В качестве таковых следует рассматривать налоговые проступки - посягающие на установленный в области налогов и сборов порядок противоправные, виновные действия либо бездействие физического или юридического лица, за которые законодательством об административных право нарушениях установлена административная ответственность.
Субъектами административно
наказуемых нарушений законодательства
о налогах и сборах являются должностные
лица организаций-
Все административно наказуемые нарушения условно можно подразделить на следующие четыре группы:
- административные
- административные
- административные
- административные
К административно наказуемым нарушениям первой группы относят продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опе6раций, невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Административные
В составе рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах обособлены административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции. Наказуемыми признаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных и акцизных марок несут ответственность собственники продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством. Требования к образцам федеральных специальных марок, акцизных марок и региональных специальных марок, порядок их нанесения определяются Правительством Российской Федерации.
Последнюю группу рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах образуют неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; невыполнение в устано-вленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставление сведений (информации).
Б.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности
Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносят существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования налоговых доходов бюджета.
Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков