Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Одним из условий успешного решения стоящих перед обществом и государством экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и налоговой политики. Для выполнения этого условия необходима
сбалансированность прав, обязанностей и ответственности, с одной стороны, физических и юридических лиц, а с другой -- органов государства, осуществляющих контроль как за использованием финансовых средств, так и за
уплатой налогов и сборов. Налоговая система любого правового государства не может функционировать без
института ответственности. Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений.

Файлы: 1 файл

ло.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

Таким образом, нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как посягающее на общественные отношения в сфере налогообложения виновное действие (бездействие) физического лица или организации, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

 

А.2 Налоговое правонарушение

 

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

По своему характеру и  направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:

- нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  в связи учетом в налоговых  органах (ст. 116-118 НК РФ);

- нарушения, связанные  с несоблюдением порядка ведения  учёта объектов налогообложения,  доходов и расходов и представлением  в налоговые органы налоговых  деклараций (ст. 119-120 НК РФ);

- нарушения, связанные  с неисполнением обязанностей  по уплате, удержанию или перечислению  налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

- нарушения, связанные  с воспрепятствованием законной  деятельности органов налогового  администрирования (ст. 125-126, 128-129 НК РФ).

К налоговым правонарушениям первой группы в первую очередь относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учёт, таким как: нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счёта в 6анке.

К налоговым правонарушениям второй группы, прежде всего, относится непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта, грубое нарушение организацией правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения.

К третьей группе налоговых правонарушений относится неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов.

Наконец, к четвертой группе налоговых правонарушений относятся те из них, которые связаны с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования: несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.

Помимо собственно налоговых  правонарушений выделяются и их разновидности - нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Основная их отличительная особенность заключается в том, что субъектами правонарушений являются исключительно банки, а объективная сторона выражается в неисполнении ими отдельных публичных обязанностей по содействию органам налогового администрирования.

В свою очередь все эти  нарушения законодательства о налогах  и сборах по характеру и содержанию противоправных деяний также условно  можно подразделить на три группы:

- нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 132 НК РФ);

- нарушения банками обязанностей  по исполнению поручений на  перечисление налогов и сборов  и решений налоговых органов,  принятых в отношении счетов  налогоплательщиков (ст. 133-135 НК РФ);

- нарушения банками обязанностей  по предоставлению сведений о  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщиков (ст. 135 НК РФ).

 

Б. Нарушение как основание к привлечению ответственности

Б.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения

 

Налогоплательщик несет  ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности.

В первую очередь она связана  с государственным принуждением, которое выступает её содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел.

Ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах характеризуется также определёнными  лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Это является её объективным свойством. Такие лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности.

В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов -штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

Кроме того, такая ответственность  наступает только за совершенное  нарушение законодательства о налогах  и сборах, которое выступает в  качестве её основания. Ими могут  являться:

- налоговые правонарушения;

- нарушения законодательства  о налогах и сборах, содержащие  признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

- преступления, связанные  с нарушением законодательства  о налогах и сборах (налоговые  преступления).

К существенным признакам  ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится  и процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности это могут быть процедуры, предусмотренные:

- законодательством о  налогах и сборах (производство  по делам о налоговых правонарушениях);

- законодательством об  административных правонарушениях  (производство по делам об административных  правонарушениях);

- уголовно-процессуальным  законодательством (производство  предварительного расследования).

С учетом изложенного, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

В зависимости от того, какое  нарушение законодательства о налогах  и сборах лежит в основании  анализируемой ответственности, она  может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной  ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

В свою очередь налоговая  ответственность включает в себя:

- ответственность за совершение  собственно налоговых правонарушений, т. е. совершенных лицами, являющимися  налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения  законодательства о налогах и  сборах, совершенных лицами, не являющимися  налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения  банками обязанностей, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах.

Несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах дополнительно  указывает, что привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  её должностных лиц при наличии  соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.

 

Б.2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности

 

Среди нарушений законодательства о налогах и сборах как вид  выделяются административные правонарушения. В качестве таковых следует рассматривать налоговые проступки - посягающие на установленный в области налогов и сборов порядок противоправные, виновные действия либо бездействие физического или юридического лица, за которые законодательством об административных право нарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами административно  наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах являются должностные  лица организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых  агентов.

Все административно наказуемые нарушения условно можно подразделить на следующие четыре группы:

- административные правонарушения, связанные с осуществлением денежных  расчётов и кассовых операций, содержащие признаки административных  правонарушений (ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАП  РФ);

- административные правонарушения  в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП РФ);

- административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной  продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);

- административные правонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании  деятельности налоговых органов  (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 КоАП РФ).

К административно наказуемым нарушениям первой группы относят продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опе6раций, невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Административные правонарушения в области налогов и сборов включают нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение  срока представления сведений об открытии и о закрытии счёта в банке или иной кредитной организации; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка открытия счёта налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам; а также грубые нарушения правил бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчетности.

В составе рассматриваемых  нарушений законодательства о налогах  и сборах обособлены административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной продукции. Наказуемыми признаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных и акцизных марок несут ответственность собственники продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством. Требования к образцам федеральных специальных марок, акцизных марок и региональных специальных марок, порядок их нанесения определяются Правительством Российской Федерации.

Последнюю группу рассматриваемых нарушений законодательства о налогах и сборах образуют неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; невыполнение в устано-вленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставление сведений (информации).

 

 

Б.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности

 

Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносят существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования налоговых доходов бюджета.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков