Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Одним из условий успешного решения стоящих перед обществом и государством экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и налоговой политики. Для выполнения этого условия необходима
сбалансированность прав, обязанностей и ответственности, с одной стороны, физических и юридических лиц, а с другой -- органов государства, осуществляющих контроль как за использованием финансовых средств, так и за
уплатой налогов и сборов. Налоговая система любого правового государства не может функционировать без
института ответственности. Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений.

Файлы: 1 файл

ло.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение____________________________________________________________3

Раздел I. Теоретические аспекты  налогового правонарушения

А. Нарушения законодательства о налогах и сборах________________________7

А.1 Виды и состав налоговых правонарушений____________________________7

А.2 Налоговое правонарушение________________________________________9

Б .Нарушение как основание к привлечению ответственности_________________11 Б.1 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения_____________________________________________________11

Б2 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности______________________________________________________14  Б.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности______16

Б.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения_______________________________17

Б.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения __________________________________________18

Б.6 Налоговые Санкции______________________________________________19

Раздел II. Порядок расчета  и взыскания налоговых санкций  за совершение налогового правонарушения__________________________________________20

2.1 Неисполнение обязанностей в связи учетом в налоговых органах_________20

2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций_______21

2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов__________________________________________________________22

2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования_________________________________________________23

Выводы и предложения_______________________________________________25

Заключение_______________________________________________________28

Список  литературы_________________________________________________29

 

Введение

 

Одним из условий успешного  решения стоящих перед обществом  и государством

экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и

налоговой политики. Для  выполнения этого условия необходима

сбалансированность прав, обязанностей и ответственности, с  одной стороны,

физических и юридических  лиц, а с другой -- органов государства,

осуществляющих контроль как за использованием финансовых средств, так и за

уплатой налогов и сборов.

Налоговая система любого правового государства не может  функционировать без

института ответственности. Устанавливая систему составов налоговых 

правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения

мер государственного принуждения  к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному  применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает  их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

НК в главе 16 указывает  исчерпывающий перечень составов налоговых  правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).

Однако как показывает российская практика,

применение норм ответственности  за совершение налоговых правонарушений

остается одним из главных  спорных вопросов в отношениях государства  с

налогоплательщиками.

Причины возникновения налоговых  правонарушений в России, на мой  взгляд всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

·     правовые;

·     экономические;

·     моральные;

Российское налоговое  законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные  акты постоянно вносятся изменения  и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового  характера.

Экономические причины обусловлены  действием довольно высоких налоговых  ставок и невозможностью некоторых  налогоплательщиков своевременно и  полно платить налоги.

Моральными причинами  являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение  к имеющейся налоговой системе  и, не в последнюю очередь, корысть  налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института  налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.

Неприязненное отношение  к имеющейся налоговой системе  основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать  систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает  его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении  от уплаты налогов играют не последнюю  роль в причинах существования налоговых  правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у  них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что  следует учитывать в сложившейся  в стране экономической обстановке.

Наиболее часто встречающаяся  группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог  в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить  классификацию причин, побуждающих  плательщика уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп причин:

*                   политические;

*                   экономические;

*                   моральные;

*                   технические.

Политические причины  связаны с тем, что государство  использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента  государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие  данному процессу.

Экономические причины оказывают  наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические  последствия для него в размере  меньшем нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения  от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим  принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет  этих законов.

Технические причины уклонения  от налогообложения связаны с  несовершенством форм и методов  контроля. Налоговые органы не в  состоянии контролировать все хозяйственные  операции и проверять достоверность  всех бухгалтерских документов.

Однако, никакие причины не смогут оправдать совершение налоговых правонарушений за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность.

Выбранная мною тема «Налоговые правонарушения и ответственность  налогоплательщиков», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

 

Цель работы: проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.

 

Задачи:

1. Дать характеристику  отдельным видам нарушений налогового  законодательства Российской Федерации;

2. Рассмотреть общие положения  об ответственности за налоговые  правонарушения;

3. Показать особенности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

 

Объектом работы является рассмотрение ответственности за совершение налоговых правонарушений.

 

Предмет работы - налоговые правонарушения.

Раздел I. Теоретические аспекты  налогового правонарушения

А. Нарушения законодательства о налогах и сборах

А.1 Виды и состав налоговых правонарушений

 

Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется  в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в  этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о  налогах и сборах, помимо налоговых  правонарушений, относятся также  нарушения законодательства о налогах  и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.

Следует говорить о составах нарушений законодательства о налогах и сборах, каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законодательством, и характеризующих соответствующие противоправные деяния.

Общим у всех нарушений  законодательства о налогах и  сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборахсоставляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функционирования системы налогового администрирования.

Объективная сторона нарушений  законодательства о налогах и  сборах заключается в совершении деяний, посягающих на этот объект. Соответствующие составы противоправного поведения предусматриваются в трех кодифицированных нормативных правовых актах. В частности налоговые правонарушения, как основания привлечения к ответственности предусмотрены НК РФ, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений - КоАП РФ, а налоговые преступления - УК РФ.

Субъектами нарушений  законодательства о налогах и  сборах могут являться как физические лица, так и организации. Однако субъектами налоговых преступлений выступают только физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Аналогичные нормы содержатся в административном и в уголовном законодательстве. Для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, т. е. способным отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими. В противном случае они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Что же касается организаций, то их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации.

Субъективная сторона нарушении законодательства о налогах и сборах может быть определена как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному, в её основе лежит вина налогоплательщика, налогового агента или иного лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 110 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет место в случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Примерно также определяются возможные формы вины физических лиц в законодательстве об административных правонарушениях и в уголовном  законодательстве. Однако преступными нарушения законодательства о налогах и сборах признаются только при наличии умышленной формы вины.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков