Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Одним из условий успешного решения стоящих перед обществом и государством экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и налоговой политики. Для выполнения этого условия необходима
сбалансированность прав, обязанностей и ответственности, с одной стороны, физических и юридических лиц, а с другой -- органов государства, осуществляющих контроль как за использованием финансовых средств, так и за
уплатой налогов и сборов. Налоговая система любого правового государства не может функционировать без
института ответственности. Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений.

Файлы: 1 файл

ло.docx

— 48.51 Кб (Скачать)

Нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления - умышленно  совершенное в сфере налогов  и сборов опасное деяние, запрещенное  уголовным законом под угрозой  наказания.

В уголовном законодательстве предусмотрено несколько составов налоговых преступлений. Среди них, принимая во внимание непосредственные объекты их посягательств, условно  можно выделить в обособленные группы:

- собственно налоговые  преступления (ст. 198, 199 УК РФ);

- преступления против  порядка маркировки подакцизной  продукции (ст.171, 327 УК РФ);

- иные преступления против  порядка налогообложения (ст. 173 УК  РФ).

Собственно налоговые  преступления непосредственно посягают на установленный законодательством  порядок исчисления и уплаты (удержания  и перечисления), а также взыскания  налогов и сборов. Уголовно наказуемым являются уклонение от уплаты налогов  или сборов с физического лица или с организации; несоблюдение обязанностей налогового агента; а  также сокрытие денежных средств  либо имущества организации или  индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться  взыскание налогов или сборов.

Преступления против порядка  маркировки подакцизной продукции (акцизные преступления) посягают на отношения, складывающиеся в связи с обложением акцизами отдельных товаров. Так  в качестве уголовно наказуемого  деяния определено производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных  товаров и продукции (ст.171 УК РФ); и изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (ч. 1ст. 327 УК РФ).

К третьей группе относятся  такие преступления против порядка  налогообложения как лжепредпринимательство - создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов, причинившее крупный ущерб.

 

Б.4 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

 

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события  налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица  в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния  шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств;

2) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом,  находившимся в момент его  совершения в состоянии, при  котором это лицо не могло  отдавать себе отчета в своих  действиях или руководить ими  вследствие болезненного состояния;

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым  агентом) письменных разъяснений  о порядке исчисления, уплаты  налога (сбора) или по иным вопросам  применения законодательства о  налогах и сборах, данных ему  либо неопределенному кругу лиц  финансовым, налоговым или другим  уполномоченным органом государственной  власти в пределах его компетенции;

4) иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом  или налоговым органом, рассматривающим  дело, исключающими вину лица  в совершении налогового правонарушения.

 

Б.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

 

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное  положение физического лица, привлекаемого  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые  судом или налоговым органом,  рассматривающим дело, могут быть  признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев  с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым  органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (ст. 112 НК РФ).

 

Б.6 Налоговые санкции

 

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  Налоговым Кодексом.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению  с размером, установленным соответствующей  статьей Налогового Кодекса.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом  двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности  без поглощения менее строгой  санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого  с налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента за налоговое  правонарушение, повлекшее задолженность  по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в  полном объеме этой суммы задолженности  и соответствующих пеней в  очередности, установленной гражданским  законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Раздел II. Порядок расчета  и взыскания налоговых санкций за совершение налогового правонарушения

2.1 Неисполнение обязанностей  в связи учетом в налоговых  органах

 

Неисполнение налогоплательщиками  обязанностей, возникающих в связи  с постановкой на налоговый учет. Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ, нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Состав данного правонарушения образует пропуск соответствующего срока, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ на организации возложена обязанность  подачи заявления о постановке на учёт по месту нахождения обособленных подразделений в течение одного месяца после их создания.

Если же имеет место  неисполнение налогоплательщиком соответствующей  обязанности на протяжении более 90 дней, то это влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 117 НК РФ, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Если же такая деятельность осуществлялась более 3 месяцев, то она  наказывается штрафом в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учёт более 90 дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).

За нарушение срока представления сведении об открытии или закрытии счёта в 6анке с налогоплательщика взыскивается 5 тыс. руб. штрафа, который предусматривается п. 1 ст. 118 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии ими счетов в пятидневный срок.

 

2.2 Несоблюдение порядка  ведения учёта объектов налогообложения,  доходов и расходов и представлением  в налоговые органы налоговых  деклараций

 

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление  налогоплательщиком или его законным представителем в установлении законодательством  о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта предусматривает взыскание штрафа в размере 5 % от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 руб. В данном случае необходимо учитывать, что для каждого налога предусмотрены свои сроки представления налоговых деклараций. Например, согласно ст. 229 НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц по общему правилу обязаны представлять налоговую декларацию ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока её представления, влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-годня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Грубое нарушение организации  правил учёта доходов (расходов) или  объектов налогообложения. Согласно п. 1 ст. 120 НК РФ, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения в данном случае понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учёта, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Те же деяния, если они  совершены в течение более  одного налогового периода, влекут уже  взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). Когда такие  действия повлекли занижение налоговой  базы, штраф взыскивается в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

 

2.3 Неисполнение обязанностей  по уплате, удержанию или перечислению  налогов и сборов

 

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, если неуплата или неполная уплата сумм налога имела место в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то она влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.

Штраф увеличивается до 40 % от неуплаченных сумм налога в том  случае, когда указанные деяния были совершены умышленно (п. 3 СТ. 122 НК РФ).

Согласно ст. 123 НК РФ, неправомерное неперечислении (неполное перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Здесь необходимо иметь в  виду, что налоговые агенты, согласно ст. 25 НК РФ, обязаны правильно и  своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

 

 

 

 

 

 

2.4 Воспрепятствование законной  деятельности органов налогового  администрирования

 

Несоблюдение порядка  владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ).

Диспозицией данной статьи охватываются действия, нарушающие порядок  ограничения прав налогоплательщика-организации  в отношении его имущества. Согласно ст. 77 НК РФ, при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им может только с разрешения и  под контролем налогового или  таможенного органа. При частичном  же аресте допускается распоряжение имуществом, но оно также как владение и пользование осуществляется с  разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Отчуждение (за исключением производимого под  контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества  на которое наложен арест, и составляет данное налоговое правонарушение.

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный  срок налогоплательщиком (налоговым  агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Данное правонарушение заключается в игнорировании положений ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность налогоплательщиков