Налоговое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Налоговое право — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также определяющих налоговые санкции.Это подотрасль финансового права.

Файлы: 1 файл

курсовая по налоговому праву 2.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если на­логоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шес­ти дней с даты направления заказного письма. 

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. 

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если доку­менты либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следую­щий за ним рабочий день. 

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме. 

Обязанность по уплате налога исполняется в наци­ональной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися нало­говыми резидентами РФ, обязанность по уплате на­лога может исполняться в иностранной валюте.

6.       Налогово-правовые нормы.

Нормы налогового права - установленные государст­вом и обеспеченные мерами государственного принуждения правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ. 

Нормы налогового права содержатся в различных нор­мативных правовых актах, которые в совокупности образуют налоговое законодательство. Особенности норм налогового права: императивный характер; государственно-властный характер. 

Виды налоговых норм: 

1) в зависимости от содержания: 

- материальные нормы налогового права – закрепляют права, обязанности и ответственность участников налого­вых правоотношений, устанавливают систему налогов и сбо­ров, их виды, общие принципы налогообложения; 

- процессуальные нормы налогового права - определяют процесс реализации материальных норм права, отражают уплаты налогов и сборов, взыскания налогов и сборов, осу­ществления налогового контроля и т.д.; 

2) в зависимости от способа воздействия на участников налоговых правоотношений: запрещающие нормы налогово­го права - закрепляют запрет на совершение каких-либо действий; обязывающие нормы налогового права - закреп­ляют обязательное выполнение каких-либо действий; упол­номочивающие нормы налогового права - устанавливают полномочия участников правоотношений в совершении каких-либо действий. 

Структура правовой нормы налогового права: 

- гипотеза - определяет условия, обстоятельства, при ко­торых могут возникнуть налоговые правоотношения и указы­вает на субъектов -участников этих правоотношений; 

- диспозиция - содержит предписание о том, как должны поступать участники налоговых отношений, определяет их права и обязанности; 

- санкция - способ защиты правил, установленных норма­ми налогового права. 

 

8.       Налоговые правоотношения.

Особенности налоговых правоотношений: 

1) наличие широкого круга участников налоговых правоот­ношений: 

- возникают между органами законодательной и исполни­тельной власти; 

- отношения по установлению и введению налогов возни­кают между Федерацией и ее субъектами, органами местно­го самоуправления;

- возникают между государством и налогоплательщиками по поводу взимания налогов;

2) являются имущественными;

3) являются обязательственными;

4) являются целенаправленными.

Элементами налогового правоотношения являются:

- объект - то, по поводучего возникли отношения;

- субъекты - участники отношений;

- содержание правоотношений - юридические факты.

Возникновение налоговьк отношений происходит с появ­лением обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора (получение налогоплательщиком доходов, приоб­ретение имущества физическим лицом и т.д.).

Изменение налоговых отношений происходит при изме­нении объекта налогообложения, при реорганизации субъек­та налоговых отношений и т.д.

Прекращаются налоговые отношения в следующих случаях:

- уплата налогов и сборов;

- смерть налогоплательщиков;

- ликвидация организации-налогоплательщика; -другие основания.

Объектами налогообложения являются:

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- имущество;

- прибыль;

- доход;

- стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

-  иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у на­логоплательщика законодательство о налогах и сборах свя­зывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет свой самостоятельный объект нало­гообложения, определяемый в соответствии с частью II Нало­гового кодекса РФ.

Субъекты налоговых правоотношений:

- организации и физические лица, признаваемые налого­плательщиками или плательщиками сборов (признаваемые налоговыми агентами);

-Федеральная налоговая служба, Федеральная таможен­ная служба;

- Министерство финансов РФ, иные уполномоченные ор­ганы;

- органы государственных внебюджетных фондов.

 

9.       Права налогоплательщика.

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обя­занность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налого­плательщиков составляет совокупность закреплен­ных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную ин­формацию; 2) получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законода­тельства РФ о налогах и сборах, от финансовых ор­ганов в субъектах РФ и органов местного самоуп­равления — по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах; 3) ис­пользовать налоговые льготы; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представ­лять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7) присут­ствовать при проведении выездной налоговой про­верки; 8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уве­домления и требования об уплате налогов; 9)требо­вать от должностных лиц налоговых органов соблю­дения налогового законодательства; 10) не выпол­нять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц; 11) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Налогоплательщикам гарантируется администра­тивная и судебная защита их субъективных прав (СП) и законных интересов (ЗИ). Отличие СП от ЗИ: СП всегда закрепляются нормативно; ЗИ представляют собой любые правомерные возможности (право на признание действий добросовестными, право приме­нять налоговое законодательство наиболее выгод­ным способом), реализация которых не запрещена налоговым законодательством. Поскольку ЗИ не оформлены нормативно, государство юридически не обязано содействовать их реализации. С другой сто­роны, ЗИ наряду с СП можно защищать в админист­ративном или судебном порядке.

 

10.  Обязанности налогоплательщика.

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обя­занность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налого­плательщиков составляет совокупность закреплен­ных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Юридические обязанности налогоплательщиков: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах; 3) вести учет своих дохо­дов (расходов) и объектов налогообложения; 4) пред­ставлять в налоговый орган по месту своего учета на­логовые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчет­ность; 5) представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) вы­полнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также не пре­пятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служеб­ных обязанностей; 7) предоставлять налоговому орга­ну необходимую информацию и документы; 8) в тече­ние четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходи­мых для исчисления и уплаты налогов.

 

11.  Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

Налоговая ответственность — охранительное правоотношение между государством и правонару­шителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санк­ции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК, а у нарушителя — обязанность эти санкции уплатить.

Налоговая ответственность отражает негативную реакцию государства на совершенное налоговое пра­вонарушение. Налоговые санкции носят исключи­тельно имущественный характер и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Вопросы нало­говой ответственности регулируются НК и КоАП РФ.

Налоговую ответственность следует рассматривать как особую разновидность административной ответ­ственности, имеющую особенности в сфере налого­вого процесса: двухэтапный административно-судеб­ный порядок привлечения к ответственности. Причем на каждом этапе (как административном, так и судеб­ном) вопрос о привлечении лица к налоговой ответ­ственности рассматривается заново и по существу налоговыми и судебными органами.

Административный этап. Обнаруженные в ходе на­логового контроля налоговые правонарушения отража­ются в специальном акте. В течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные пра­вонарушителем. По результатам рассмотрения выно­сится решение: 1) о привлечении лица к налоговой от­ветственности; 2) об отказе в привлечении лица к налоговой ответственности; 3) о проведении дополнитель­ных мероприятий налогового контроля.

После вынесения «обвинительного» решения нало­говый орган должен предложить правонарушителю добровольно уплатить сумму штрафа. Если наруши­тель отказался добровольно уплатить эту сумму или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, на­логовый орган обращается в суд с исковым заявлени­ем о взыскании с нарушителя налоговой санкции.

Судебный этап. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается налоговым органом: 1) в арбитражный суд — при взыскании санкции с организации или индивидуального предпринимате­ля; 2) в суд общей юрисдикции — при взыскании с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

К исковому заявлению прилагаются решение нало­гового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. Бремя доказыва­ния факта налогового правонарушения возлага­ется на налоговые органы.

Налоговый орган и ответчик выступают в суде в ка­честве процессуальных сторон. Суды обязаны всес­торонне, полно и объективно рассмотреть налоговый спор и дать юридическую оценку материалам дела. При этом суды вправе только проверить законность решения налогового органа о привлечении к ответ­ственности; если суд придет к выводу, что в деянии ответчика отсутствуют признаки правонарушения, ко­торое ему вменяется, но присутствуют элементы дру­гого состава, суд должен отказать в иске о взыскании налоговой санкции. Самостоятельно переквалифици­ровать деяние суд не вправе.

 

12.  Права налоговых органов.

Налоговыми органами являются Федеральная на­логовая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Со­здание каких-либо иных налоговых органов, не вхо­дящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус налоговых органов помимо НК регулируется Законом РФ «О на­логовых органах», Положением о ФНС России и це­лым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отме­нять решения нижестоящих налоговых органов в слу­чае их несоответствия налоговому законодательству.

Основная цель деятельности налоговых орга­нов — обеспечение полного и своевременного пос­тупления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.

Налоговые органы вправе: 1) требовать от нало­гоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверж­дающие правильность исчисления и своевремен­ность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки; 3) производить выемку документов, свидетельствующих о соверше­нии налоговых правонарушений, когда есть основа­ния полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать в на­логовые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество; 6) определять суммы налогов расчетным путем на основании име­ющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках; 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых аген­тов, их представителей устранения выявленных нару­шений налогового законодательства; 8) взыскивать недоимки и пени; 9) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассо­вых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др.

Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право предъяв­лять в суды иски: а) о взыскании налоговых санк­ций; б) о признании недействительной государ­ственной регистрации юридического лица или инди­видуального предпринимателя; в) о ликвидации ор­ганизации; и т.д.

Налоговые органы обязаны: 1} соблюдать налого­вое законодательство; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письмен­ной форме) налогоплательщиков о действующих нало­гах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, по­рядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях на­логовых органов и их должностных лиц, а также предо­ставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.

Информация о работе Налоговое право