Налоговое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Налоговое право — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также определяющих налоговые санкции.Это подотрасль финансового права.

Файлы: 1 файл

курсовая по налоговому праву 2.doc

— 231.00 Кб (Скачать)


Налоговое право — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также определяющих налоговые санкции.Это подотрасль финансового права.
Понятие налогового права можно рассматривать как:

        налоговое законодательство (как отрасль права);

        науку налогового права;

        соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право следует отличать от бюджетного права.
Предметом налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения (т. н. налоговые правоотношения), то есть правоотношения:

1) по установлению, введению в действие и взиманию налогов и сборов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, а в предусмотренных случаях и во внебюджетные целевые фонды;

2) по осуществлению налогового контроля;

3) по привлечению к налоговой ответственности;

4) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.
Субъектами налогового права являются: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

1.       Сущность налогов, налоговой системы и налогового права. Прямые и косвенные налоги.

Согласно ст. 2 НК налог — это обязательный, инди­видуально безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй­ственного ведения или оперативного управления де­нежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных об­разований (ст. 8 НК). 

Сущность налога состоит в отчуждении государ­ством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части вало­вого внутреннего продукта для реализации публич­ных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков — физических лиц и организа­ций — в денежной форме переходит в собственность государства. 

«Налоговая система» и «система налогов» — не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким обра­зом, система налогов -— составная часть налоговой системы России. 

Система налогов и сборов устанавливается феде­ральным законодательством. Согласно ст. 13 НК на­логи и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные. 

Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. 

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) на­лог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследова­ние или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за поль­зование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) госу­дарственная пошлина. 

Региональные налоги (устанавливаются НК и за­конами субъектов РФ, обязательны к уплате на тер­риториях субъектов РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспорт­ный налог. 

Местные налоги (устанавливаемые НК и норматив­ными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответству­ющих муниципальных образований): 1) земельный на­лог; 2) налог на имущество физических лиц. 

Прямые и косвенные налоги. Критерием высту­пает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непо­средственно налогоплательщик, для косвенных — ко­нечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, переклады­вая реальное бремя его уплаты на покупателя. Упла­тив косвенный налог, налогоплательщик компенсиру­ет себе затраты по его уплате за счет покупателя. 

Прямые налоги могут быть личными и реальны­ми. Размер личных налогов определяется действи­тельно полученными доходами, в то время как ре­альные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов на­логоплательщика. 

     

2.       Налогоплательщики и их учет.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии с некоторыми принципами.

Первый принцип – обязательность налогового учета. Он раскрывается в статье об обязанностях налогоплательщиков, где написана прямая обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет (ст.23), и в ст.31 об обязанностях налоговых органов, где написано, что они обязаны осуществлять налоговый учет, и специально в ст.83,84 этот принцип раскрывается таким образом, что учет налогоплательщиков осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми законодатель связывает уплату налога. Другими словами, независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете. Поэтому данный принцип обязательности учета налогоплательщиков исходит из того, что налоговый учет преследует цель именно выявления всех потенциальных налогоплательщиков и, действительно, используется, как основа для проведения последующих мероприятий налогового контроля, но в то же время сам по себе он имеет еще дополнительную цель – это выявление всех потенциальных налогоплательщиков.

Второй принцип – принцип множественности учета. Мировой опыт знает два основных принципа учета: принцип однократности учета и принцип множественности учета, и третий – комбинированный учет налогоплательщиков. Налоговый учет по принципу однократности означает, что налогоплательщик однажды встает на налоговый учет и этот учет позволяет осуществлять контроль за всеми его действиями. Этот принцип множественности означает то, что налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц.

Третий принцип – принцип единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип единого ИНН и единого реестра. Поэтому отрицательные стороны принципа множественности учета ограничиваются тем, что есть единый ИНН и есть единый реестр налогоплательщиков.

 

3.       Объекты и однократность налогообложения.

Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания на­лога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчер­пывающе определить в законе все элементы налого­обложения. Нечеткое определение в законе того или иного элемента налогообложения порождает неод­нозначное толкование налогово-правовых норм, су­дебные споры, лишает добросовестного налогопла­тельщика возможности надлежаще выполнить нало­говую обязанность. 

Налог можно считать законно установленным толь­ко в том случае, если законом прямо зафиксирова­ны все существенные элементы налогового обяза­тельства: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисле­ния налога; порядок и сроки уплаты налога. 

Указанные элементы являются основными, их опре­деление для законодателя обязательно. Факульта­тивный элемент — налоговые льготы (предусматри­ваются законом по усмотрению законодателя). 

Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться опера­ции по реализации товаров (работ, услуг), имущест­во, прибыль, доход, стоимость реализованных това­ров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. 

Налоги и сборы должны иметь экономическое осно­вание и не могут быть произвольными. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообло­жения. 

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным нало­гам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая упла­те. Налоговый период показывает, как часто требует­ся платить тот или иной налог. Поэтому уплата нало­гов предполагает определенную регулярность, сис­тематичность. Так, по налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход — квар­тал, по акцизам — календарный месяц. 

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, налоговый пе­риод по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес не имеет от­четных периодов и не подразумевает уплату авансо­вых платежей. В то же время единый социальный на­лог, налоги на прибыль и на имущество организаций исчисляются и уплачиваются с учетом авансовых пла­тежей по итогам отчетных периодов. На отчетные пе­риоды разбиваются длительные налоговые периоды (например, календарный год). Это обусловлено тре­бованием регулярного и равномерного поступления налоговых платежей в бюджет в течение всего финан­сового года. 

4.       Сущность и порядок установления налоговых ставок.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы — выразить объ­ект налогообложения количественно, то есть его из­мерить. Для этого требуется выделить параметр, ко­торый будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база — это не просто параметр; это параметр, выраженный в определен­ных единицах налогообложения. Таким образом, на­логовая база представляет собой размер (величи­ну) объекта налогообложения в единицах налого­обложения. 

Налоговая база и порядок ее определения устанав­ливаются по каждому налогу отдельно. Задача зако­нодателя в том, чтобы из множества параметров вы­брать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов та­кие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному. 

В НК предусматривается два метода учета нало­говой базы — кассовый и накопительный. При кас­совом методе для исчисления налоговой базы учи­тываются только те доходы (расходы), которые ре­ально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество пе­редано в собственность и т.п. При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы яв­ляется момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все сум­мы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика. 

Налоговая ставка — величина налоговых начисле­ний на единицу измерения налоговой базы. Налого­вая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения. 

В зависимости от измерения объекта налогообложе­ния налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на имущество, НДС и др.) — так называемые адвалорные ставки; 2) в твер­дой денежной сумме, когда не единицу налогообложе­ния устанавливается фиксированный размер налого­вого платежа (большинство акцизов, транспортный налог); 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие (налог на иму­щество, переходящее в порядке наследования или да­рения, некоторые акцизы, единый социальный налог). 

Виды налоговых ставок. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрес­сивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной — уменьшается (единый социальный налог). 

Чрезмерное, необоснованное повышение налого­вых ставок не только не приводит к росту бюджетных поступлений, но стимулирует налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов, а в крайнем случае — к отказу от объекта налогообложения (например, к отказу от налогооблагаемого имущества или пред­принимательской деятельности). 

 

5.       Сроки уплаты налогов. Льготы по налогам.

Порядок исчисления налога состоит в определе­нии суммы налога (так называемого налогового окла­да), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим нало­гоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налого­вым органом. 

В зависимости от вида налоговой ставки исчисле­ние налога производится: 1) как произведение со­ответствующей налоговой ставки и налоговой базы — для твердых налоговых ставок; 2) как соответству­ющая налоговой ставке процентная доля налоговой базы — для процентных (адвалорных) налоговых ста­вок; 3) в комбинированной форме — для комбиниро­ванных налоговых ставок. 

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В послед­нем случае размер подлежащего к уплате налога оп­ределяется путем вычитания из суммы налога, исчис­ленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей. 

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачива­емых физическими лицами (транспортный налог, на­лог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчис­лению налогов, требующей знания налогового зако­нодательства и специальной квалификации. 

Информация о работе Налоговое право