Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:53, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение............................................................................................................................3
1 Налоги в экономической системе................................................................................5
1.1 Становление теории налогов и принципов налогообложения...............................5
1.2 Формирование основных видов налогов...............................................................13
1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции..........................22
1.4 Элементы налоговой системы; принципы современной налоговой системы....24
1.5 Регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь...........................27
2 Макроэкономический анализ Республики Беларусь...............................................29
2.1 Понятие и структура государственного бюджета.................................................29
2.2 Дефицит государственного бюджета.....................................................................31
2.3 Государственный бюджет в настоящее время.......................................................41
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.................44
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах.........................................44
3.2 Основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы......................................................................49
Заключение.....................................................................................................................54
Список использованных источников...........................................................................57
где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;
Y - фактический ВВП за данный год.
Рассмотрим, что в конечном итоге происходит с дефицитом бюджета, когда в период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита, но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.
Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:
Y’-Y = MPC (G’-G)
Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:
B’-B = G’-G-t*(Y’-Y)
Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:
S + T = G + I
В период экономических
спадов государство допускает
Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.
В механизме действия
изменения налогов на уровень
ВВП налоговый мультипликатор показывает
чистое влияние на величину ВВП роста
налоговых сборов на 1 доллар. Тем
не менее, изменение налогов
Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:
Представим значение мультипликатора математическим способом. Представим функцию совокупного спроса в виде
AD = Y = MPC * Y + a + I
Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:
Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I
Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:
Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I (8)
Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А (автономное потребление в экономике):
Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I,
где А = МРС * TR + a + I
(A + G)
Y =
,
1 – MPC(1-t)
Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор
Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов (неокейнсианский подход).
ВВП(Y)
1
Рисунок 3. Влияние стимулирующей 2 и сдерживающей 1 фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП соответственно при спаде и экономическом подъеме
Примечание – Источник: собственная разработка
Существует три способа финансирования бюджетного дефицита:
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а, следовательно, государственного долга, незначительна для экономического анализа.
Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Последствия государственного долга:
Первая опасность невозможна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций правительство продает новые государственные облигации и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)
в) выпуска новых денег в обращение.
2.3 Государственный бюджет в настоящее время
Согласно Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 г №432-3 «О республиканском бюджете на 2013 год», республиканский бюджет утвержден в размере 121 720 312 608, 0 тыс. руб. Предельный размер дефицита республиканского бюджета установлен в сумме 0 (ноль) рублей.
По предварительным данным, по состоянию на 1 июля 2013 г. налоговыми органами собрано свыше 65 трлн. руб., в том числе в республиканский бюджет – 23,6 трлн. руб., местные бюджеты – 41,4 трлн. руб.
Объемы контролируемых налоговыми органами платежей в консолидированный бюджет по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. возросли в текущих ценах на 37,8 %, или на 17,8 трлн. руб., в том числе в республиканский бюджет – на 37,6 %, или на 6,4 трлн. руб., местные – на 37,9 %, или на 11,4 трлн. руб.
В сопоставимых ценах (с учетом ожидаемого индекса-дефлятора ВВП 111 %) темп роста поступлений в консолидированный бюджет составит 124,1 %, республиканский – 124 %, местные – 124,2% (14, с.9-10).
Таблица 2 - Доходы консолидированного бюджета РБ, 2010-2012, млрд. Br
Доходы |
2010 |
2011 |
2012 |
Налоговые доходы |
44653 |
50512 |
129894 |
Налоги на доходы и прибыль |
11258 |
12911 |
30312 |
Подоходный налог |
5381 |
6027 |
15354 |
Налог на прибыль |
5580 |
6547 |
14151 |
Налоги на доходы |
297 |
337 |
807 |
Налоги на собственность |
1850 |
1891 |
2871 |
Земельный налог |
675 |
719 |
1504 |
Налог на недвижимость |
1141 |
1143 |
1328 |
Налоги на товары (услуги, работы) |
22478 |
26590 |
67579 |
НДС |
16226 |
19137 |
47128 |
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) |
1296 |
1479 |
2871 |
Акцизы |
4350 |
5371 |
11337 |
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности. |
145 |
159 |
346 |
Экологический налог |
330 |
329 |
562 |
Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов |
72 |
74 |
5227 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
5776 |
7264 |
25378 |
Вывозные таможенные пошлины |
1656 |
2357 |
11830 |
Ввозные таможенные пошлины, поступившие от государств –членов Таможенного союза |
1224 |
4274 |
12433 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы |
3290 |
1856 |
3755 |
Отчисления в инновационные фонды |
1706 |
1236 |
2731 |
Неналоговые доходы |
3992 |
4841 |
11609 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
1758 |
2795 |
6721 |
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов. |
629 |
761 |
2619 |
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале. |
1129 |
2033 |
4106 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности. |
1127 |
1122 |
3461 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков. |
129 |
123 |
195 |
Доходы от сдачи в аренду иного имущества. |
183 |
161 |
1 |
Компенсация расходов государства. |
457 |
476 |
996 |
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. |
235 |
231 |
648 |
Доходы от имущества,
конфискованного и иным способом
обращенного в доход |
76 |
81 |
128 |
Доходы от продажи земельных участков в частную собственность. |
36 |
38 |
56 |
Штрафы, удержания |
288 |
300 |
347 |
Прочие неналоговые доходы |
819 |
625 |
1081 |
Безвозмездные поступления |
110 |
168 |
307 |
Всего доходов |
48754 |
55521 |
141810 |
Доходы государственных целевых бюджетных фондов |
2492 |
2126 |
4617 |
В том числе инновационные фонды |
2159 |
1426 |
4188 |
Фонд национального развития |
334 |
700 |
429 |
Примечание - Источник: Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2012 год
Таблица 3 – Основные доходные источники консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) Республики Беларусь, % от дохода бюджета
Вид налога |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
Налог на прибыль |
30 |
50 |
50 |
50 |
НДС |
30 |
30 |
30 |
30 |
Экологический налог |
30 |
- |
60 |
- |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов |
100 |
- |
15 |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка
План, который определен бюджетом на 2013 год, не выполнен (по заявлению первого заместителя Министра по налогам и сборам). Несмотря на некоторое снижение сбора налога на прибыль по отношению к запланированным показателям, темп поступлений данного налога в первом полугодии 2013 года составил около 104 % к достаточно высокому показателю сбора налога в прошлом году. Причины недобора налога: рост продукции отечественных предприятий на складах и более низкий по сравнению с запланированным рост ВВП страны в 2013 г. При исключении этих факторов, в бюджете могло дополнительно оказаться, в первом случае – 2,6 трлн. руб., во втором – 1,3 млрд. руб. (налоги беларуси).
Нужно сказать, что в последние годы Правительство проводит жесткую бюджетно-налоговую политику. Даже в период обострения мирового кризиса в 2009-2010 годах бюджетный дефицит не превышал 2 % к ВВП. В 2011 году благодаря решительным действиям Правительства достигнут профицит в размере 3 % к ВВП. Бюджет 2012 года также исполняется с профицитом 2 % к ВВП.
3 Пути совершенствования
налоговой системы в
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах
Налоги в разных стран мира предстают в виде различных форм с множеством национальных особенностей. В своей совокупности различные налоговые формы (акциз, налог на имущество, налог на доходы и др.) и способы управления ими в рамках конкретного государства образуют налоговую систему данной страны.
Налоговая система по своей структуре и природе является сложнейшим механизмом, неправильная работа которого может сильно повлияет на многие другие явления и процессы в экономике страны, а также граждан – плательщиков обязательных платежей.