Налоги в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Оглавление

Введение............................................................................................................................3
1 Налоги в экономической системе................................................................................5
1.1 Становление теории налогов и принципов налогообложения...............................5
1.2 Формирование основных видов налогов...............................................................13
1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции..........................22
1.4 Элементы налоговой системы; принципы современной налоговой системы....24
1.5 Регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь...........................27
2 Макроэкономический анализ Республики Беларусь...............................................29
2.1 Понятие и структура государственного бюджета.................................................29
2.2 Дефицит государственного бюджета.....................................................................31
2.3 Государственный бюджет в настоящее время.......................................................41
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.................44
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах.........................................44
3.2 Основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы......................................................................49
Заключение.....................................................................................................................54
Список использованных источников...........................................................................57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим некоторые  налоговые системы на примерах США, Германии, Франции и Италии.

США – федеративное государство, его конституция делит функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуются конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов. В связи с этим исторически сложились традиционно самостоятельные уровни налоговой системы, которые адекватны уровням финансово-хозяйственной структуры государства: федеральный уровень, уровень штатов, местный уровень (8, с. 8).

Для современной американской налоговой системы характерно:

1 Преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги;

2 Параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Например, население США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы);

3 Взимание на федеральном уровне налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления. Так как основным звеном, в финансовой системе США является бюджетный механизм федерального правительства.

Федеральная конституция  является основным источником налогового права США. Она содержит ряд принципов, которые являются правовой базой для налогового законодательства федерации и штатов.

1 Налоги взимаются исключительно в публичных целях. Статья 1 раздела 8 федеральной Конституции гласит: «Конгресс имеет право: вводить и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие Соединенных Штатов…».

2 Принцип справедливого  налогообложения. Означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика и, следовательно, единые требования к налоговым законам.

3 Налог не  может быть установлен, изменен  или отменен иначе, как законом.

4 Принцип должной правовой процедуры. Правило должной правовой процедуры закрепляется в двух поправках к Конституции США:

- в поправке V: «Ни одно лицо не должно … лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры…»;

- в поправке XVI: «… не может какой-либо штат лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры…»

Данные положения стали  базовыми для доктрины запрета обратной силы закона, которая, в частности, запрещает взимать налоги со сделок совершенных до вступления в силу закона, устанавливающего налоги.

5 Принцип налогового иммунитета. Принцип был сформулирован в судебной практике в результате толкования «торговой оговорки», основанной на положениях ст.1 и 9 федеральной конституции, закрепляющих право Конгресса регулировать торговые отношения между штатами и запрещающих установление налогов «на предметы, ввозимые из какого-либо штата».

Верховный Суд США  интерпретировал последнее, как запрет властям штатов облагать налогом товары, услуги в торговле между ними, что впоследствии было подтверждено рядом судебных решений. Однако в 1977 г. незыблемость правила была нарушены Верховным Судом США по делу Complete Auto Transit.

6 Принцип верховенства федерального закона.

7 Принцип равенства привилегий и иммунитетов. Применительно налоговому праву он означает, что вне зависимости от гражданства штата, все налогоплательщики равны перед налоговым законом штата.

Налогообложение во Франции  имеет свои особенности и традиции, которые тесно связаны с историческим развитием политической системы и экономики страны.

Налоговую систему отличает системность на широкой законодательной основе, которая базируется на положении о том, что все меры по налогообложению находятся в компетенции парламента. Применение налогов опирается на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей (парламентом) при голосовании государственного бюджета, а также на декреты и предписания, принимаемые государством в развитии указанных законов.

Налогообложение опирается  на государственную систему бухгалтерского учета, которая является обязательной. При этом применяются также упрощенная система ведения бухгалтерского учета для небольших фирм и предприятий.

Основными налогами во Франции  являются:

- налог на  доходы физических лиц (плательщиками налога являются физические лица, которые подразделяются на резидентов и нерезидентов для целей налогообложения);

- налог на добавленную стоимость (уплата налога на добавленную стоимость определяется характером совершаемой сделки, а финансовое состояние налогоплательщика не принимается в расчет). Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, включая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. Основная ставка налога равна 19,6%. Пониженные ставки применяются к продовольственным товарам, продукции сельского хозяйства и книжной продукции (5,5 %), а также для некоторых газет и лекарств (2,1%)

- налог на прибыль организации (налогообложению подлежит прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием). Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 33,33%.

В Конституции Германии закреплено существование двух уровней  государственной власти — федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль над финансовым положением общин. Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами: бюджет земель и общин. В финансовой статистике все перечисленные звенья объединены в понятие «сводный (консолидированный) государственный бюджет».

Особый интерес привлекают следующие принципы организация  налогообложения в Германии:

1 Налоги должны быть по возможности минимальными;

2 При налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;

3 Налоги не должны препятствовать конкуренции;

4 Система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни

налогоплательщика, соблюдением  коммерческой тайны;

5 В системе должно быть исключено двойное налогообложение;

6 Налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;

7 Величина доходов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

И, наконец, Италия. Это унитарное государство, для которого характерны два уровня бюджета: центральный и местный.

Способы взимания налогов  на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:

- прямое перечисление  налогов в бюджет;

- удержание налогов  при выплате сумм;

- взимание налогов  посредством податного списка  — налогового реестра.

Важнейшие принципы системы  налогообложения Итальянской республики закреплены в ее конституции.

1 Исключительное право  высшего органа законодательной  власти страны (парламента) устанавливать налоги и вносить изменения в порядок их установления и уплаты. Парламент имеет право передать правительству некоторые функции по изданию юридических актов и норм, касающихся налогообложения.

2 Принцип пропорциональности  и прогрессивности отчислений. Со  всех субъектов, подвергаемых налогообложению, взимаются суммы пропорционально размеру их доходов с учетом прогрессивности: с увеличением размера дохода происходит прогрессивное увеличение взимаемых отчислений.

3 Проведение референдума по отмене существующих налоговых законов является незаконным.

4 После утверждения государственного бюджета налоги не могут быть установлены.

Таким образом, можно  сказать, что важнейшим принципом организации налоговых систем зарубежных стран выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны.

 

 

3.2 Основные  недостатки налогообложения в  Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы

 

Задача оптимизации  налоговой системы не может иметь  однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленный изменениями экономических ситуаций.  Стабильным и неизменным остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов (например, снижение ставки налога на прибыль в 2012 году по сравнению с 2011 с 24 % до 18 %), льготы. Иными словами, налоговые системы являются воплощением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно  изменилась. Тем не менее, по своим  характеристикам она значительно  отличается от применяемой в экономически развитых странах.

Количество применяемых  в Беларуси налогов, сборов, различных  отчислений и платежей, имеющих налоговый  характер, более чем в три раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт.

К 2015 году Республика Беларусь должна занимать в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Налогообложение» 70-е место. Этот авторитетный международный финансовый институт уже заметил шаги Беларуси по проведению реформ в налогообложении (13, с. 6).

Для решения этой задачи используются такие механизмы, как  отмена неэффективных налоговых  процедур; внедрение системы расчета  налогов для юридических лиц  с использованием налоговых регистров; максимальное привлечение плательщиков к системе электронного декларирования, расширение перечня предоставляемых плательщикам сервисов.

Основной акцент приходится на совершенствование налогового администрирования  как составного элемента налоговой системы и прежде всего на снижение временных затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов. Временные затраты на ведение бухгалтерского учета являются одним из основных факторов, принимаемых во внимание международными экспертами Всемирного банка при формировании индикатора «количество затрачиваемого времени на исчисление и уплату налогов». Таким образом, вопрос упрощения администрирования налогов не может рассматриваться в отрыве от систем бухгалтерского учета и ценообразования, через призму которых характеризуется экономическая сторона предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Упрощение налогового законодательства будет неизбежным следствием установления единообразной понятийной системы, используемой во всех отраслях права. Построение бухгалтерского учета и ценообразования на основании такой системы приведет к тому, что налоговый учет сведется к выборке необходимых для налогообложения показателей из первичных документов и бухгалтерских регистров.

Среди наиболее существенных изменений, которые предлагаются Министерством к реализации с 2014 года, следует выделить коррективы в администрировании и уплате НДС, налога на прибыль и экологического налога.

Так, в отношении НДС  будет продолжена работа по оптимизации  налоговых льгот и совершенствованию порядка осуществления налоговых вычетов и налоговой базы. В настоящее время Министерство по налогам и сборам прорабатывает вопрос о внедрении в Беларуси электронных налоговых счетов-фактур по НДС и создании системы камерального контроля за их движением. Внедрение электронных налоговых счетов-фактур по НДС позволит предотвращать схемы незаконного возмещения из бюджета налоговых вычетов по НДС с использованием лжепредпринимательских схем.

В целях совершенствования  договорно-правовой базы Таможенного  союза и Единого экономического пространства Министерством по налогам и сборам совместно с компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан подготовлены проекты международных договоров, предусматривающих упрощение порядка налогового администрирования косвенных налогов (НДС и акцизов) во взаимной торговле государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

По налогу на прибыль  Министерство по налогам и сборам предложило дату отражения внереализационных  доходов и расходов определять на основании документов бухгалтерского учета. Пока внереализационные доходы отражаются в соответствии с учетной политикой, но не позднее даты их получения, а внереализационные расходы – в соответствии с учетной политикой, но не ранее даты, когда они фактически понесены. Принятие этого предложения позволит плательщикам уменьшить корректировки для ведения налогового учета и отражать названные доходы (расходы) для целей налогообложения, в том же порядке, что и для целей бухгалтерского учета. В МНС рассчитывают, что этот шаг позволит снизить количество времени, затрачиваемого плательщиками на ведение учета.

Претерпит некоторые  изменения и порядок уплаты экологического налога. В частности, предлагается признавать объектом налогообложения только выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, в Министерстве по налогам и сборам рассчитывают существенно уменьшить количество наименований загрязняющих веществ, выбросы которых подлежат налогообложению.

Новый смысл и чрезвычайную важность для работы налоговых органов  приобретет применение информационных технологий. Вызвано это сокращением числа госслужащих, которое уже составило 26,8 % по системе МНС. Нагрузка на работников возрастает, а объемы работы остаются, в лучшем случае, прежними. Признавая тот факт, что налоговые органы не могут себе позволить отложить какую-то часть работы «на потом», на более поздний период, поскольку сбор средств в бюджет и контроль за всеми процессами происходит непрерывно, первый заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко заверил в том, что никаких накладок в работе налоговых органов не произойдет. Все запланированные мероприятия по выходу на взаимодействие с плательщиками в электронном виде, в том числе меры по расширению функциональных возможностей системы электронного декларирования, будут выполнены своевременно и в полном объеме.

Информация о работе Налоги в РБ