Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:53, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение............................................................................................................................3
1 Налоги в экономической системе................................................................................5
1.1 Становление теории налогов и принципов налогообложения...............................5
1.2 Формирование основных видов налогов...............................................................13
1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции..........................22
1.4 Элементы налоговой системы; принципы современной налоговой системы....24
1.5 Регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь...........................27
2 Макроэкономический анализ Республики Беларусь...............................................29
2.1 Понятие и структура государственного бюджета.................................................29
2.2 Дефицит государственного бюджета.....................................................................31
2.3 Государственный бюджет в настоящее время.......................................................41
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.................44
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах.........................................44
3.2 Основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы......................................................................49
Заключение.....................................................................................................................54
Список использованных источников...........................................................................57
Рассмотрим некоторые налоговые системы на примерах США, Германии, Франции и Италии.
США – федеративное государство, его конституция делит функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуются конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов. В связи с этим исторически сложились традиционно самостоятельные уровни налоговой системы, которые адекватны уровням финансово-хозяйственной структуры государства: федеральный уровень, уровень штатов, местный уровень (8, с. 8).
Для современной американской налоговой системы характерно:
1 Преобладание прямых налогов над косвенными. Прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений, более 50% из которых составляют федеральные подоходные налоги;
2 Параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Например, население США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится 5 видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы);
3 Взимание на федеральном уровне налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления. Так как основным звеном, в финансовой системе США является бюджетный механизм федерального правительства.
Федеральная конституция является основным источником налогового права США. Она содержит ряд принципов, которые являются правовой базой для налогового законодательства федерации и штатов.
1 Налоги взимаются исключительно в публичных целях. Статья 1 раздела 8 федеральной Конституции гласит: «Конгресс имеет право: вводить и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие Соединенных Штатов…».
2 Принцип справедливого налогообложения. Означает единые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностей налогоплательщика и, следовательно, единые требования к налоговым законам.
3 Налог не
может быть установлен, изменен
или отменен иначе, как
4 Принцип должной правовой процедуры. Правило должной правовой процедуры закрепляется в двух поправках к Конституции США:
- в поправке V: «Ни одно лицо не должно … лишаться жизни, свободы либо собственности без должной правовой процедуры…»;
- в поправке XVI: «… не может какой-либо штат лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры…»
Данные положения стали базовыми для доктрины запрета обратной силы закона, которая, в частности, запрещает взимать налоги со сделок совершенных до вступления в силу закона, устанавливающего налоги.
5 Принцип налогового иммунитета. Принцип был сформулирован в судебной практике в результате толкования «торговой оговорки», основанной на положениях ст.1 и 9 федеральной конституции, закрепляющих право Конгресса регулировать торговые отношения между штатами и запрещающих установление налогов «на предметы, ввозимые из какого-либо штата».
Верховный Суд США интерпретировал последнее, как запрет властям штатов облагать налогом товары, услуги в торговле между ними, что впоследствии было подтверждено рядом судебных решений. Однако в 1977 г. незыблемость правила была нарушены Верховным Судом США по делу Complete Auto Transit.
6 Принцип верховенства федерального закона.
7 Принцип равенства привилегий и иммунитетов. Применительно налоговому праву он означает, что вне зависимости от гражданства штата, все налогоплательщики равны перед налоговым законом штата.
Налогообложение во Франции имеет свои особенности и традиции, которые тесно связаны с историческим развитием политической системы и экономики страны.
Налоговую систему отличает системность на широкой законодательной основе, которая базируется на положении о том, что все меры по налогообложению находятся в компетенции парламента. Применение налогов опирается на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей (парламентом) при голосовании государственного бюджета, а также на декреты и предписания, принимаемые государством в развитии указанных законов.
Налогообложение опирается
на государственную систему
Основными налогами во Франции являются:
- налог на
доходы физических лиц (
- налог на добавленную стоимость (уплата налога на добавленную стоимость определяется характером совершаемой сделки, а финансовое состояние налогоплательщика не принимается в расчет). Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, включая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. Основная ставка налога равна 19,6%. Пониженные ставки применяются к продовольственным товарам, продукции сельского хозяйства и книжной продукции (5,5 %), а также для некоторых газет и лекарств (2,1%)
- налог на прибыль организации (налогообложению подлежит прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием). Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 33,33%.
В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти — федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль над финансовым положением общин. Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами: бюджет земель и общин. В финансовой статистике все перечисленные звенья объединены в понятие «сводный (консолидированный) государственный бюджет».
Особый интерес привлекают следующие принципы организация налогообложения в Германии:
1 Налоги должны быть по возможности минимальными;
2 При налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;
3 Налоги не должны препятствовать конкуренции;
4 Система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни
налогоплательщика, соблюдением коммерческой тайны;
5 В системе должно быть исключено двойное налогообложение;
6 Налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;
7 Величина доходов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.
И, наконец, Италия. Это унитарное государство, для которого характерны два уровня бюджета: центральный и местный.
Способы взимания налогов на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:
- прямое перечисление налогов в бюджет;
- удержание налогов при выплате сумм;
- взимание налогов посредством податного списка — налогового реестра.
Важнейшие принципы системы
налогообложения Итальянской
1 Исключительное право
высшего органа
2 Принцип пропорциональности и прогрессивности отчислений. Со всех субъектов, подвергаемых налогообложению, взимаются суммы пропорционально размеру их доходов с учетом прогрессивности: с увеличением размера дохода происходит прогрессивное увеличение взимаемых отчислений.
3 Проведение референдума по отмене существующих налоговых законов является незаконным.
4 После утверждения государственного бюджета налоги не могут быть установлены.
Таким образом, можно сказать, что важнейшим принципом организации налоговых систем зарубежных стран выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны.
3.2 Основные
недостатки налогообложения в
Республике Беларусь и пути сов
Задача оптимизации налоговой системы не может иметь однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленный изменениями экономических ситуаций. Стабильным и неизменным остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов (например, снижение ставки налога на прибыль в 2012 году по сравнению с 2011 с 24 % до 18 %), льготы. Иными словами, налоговые системы являются воплощением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.
Налоговая система Беларуси
за последние пятнадцать лет существенно
изменилась. Тем не менее, по своим
характеристикам она
Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в три раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт.
К 2015 году Республика Беларусь должна занимать в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Налогообложение» 70-е место. Этот авторитетный международный финансовый институт уже заметил шаги Беларуси по проведению реформ в налогообложении (13, с. 6).
Для решения этой задачи используются такие механизмы, как отмена неэффективных налоговых процедур; внедрение системы расчета налогов для юридических лиц с использованием налоговых регистров; максимальное привлечение плательщиков к системе электронного декларирования, расширение перечня предоставляемых плательщикам сервисов.
Основной акцент приходится на совершенствование налогового администрирования как составного элемента налоговой системы и прежде всего на снижение временных затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов. Временные затраты на ведение бухгалтерского учета являются одним из основных факторов, принимаемых во внимание международными экспертами Всемирного банка при формировании индикатора «количество затрачиваемого времени на исчисление и уплату налогов». Таким образом, вопрос упрощения администрирования налогов не может рассматриваться в отрыве от систем бухгалтерского учета и ценообразования, через призму которых характеризуется экономическая сторона предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Упрощение налогового законодательства будет неизбежным следствием установления единообразной понятийной системы, используемой во всех отраслях права. Построение бухгалтерского учета и ценообразования на основании такой системы приведет к тому, что налоговый учет сведется к выборке необходимых для налогообложения показателей из первичных документов и бухгалтерских регистров.
Среди наиболее существенных изменений, которые предлагаются Министерством к реализации с 2014 года, следует выделить коррективы в администрировании и уплате НДС, налога на прибыль и экологического налога.
Так, в отношении НДС
будет продолжена работа по оптимизации
налоговых льгот и совершенство
В целях совершенствования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства Министерством по налогам и сборам совместно с компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан подготовлены проекты международных договоров, предусматривающих упрощение порядка налогового администрирования косвенных налогов (НДС и акцизов) во взаимной торговле государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
По налогу на прибыль Министерство по налогам и сборам предложило дату отражения внереализационных доходов и расходов определять на основании документов бухгалтерского учета. Пока внереализационные доходы отражаются в соответствии с учетной политикой, но не позднее даты их получения, а внереализационные расходы – в соответствии с учетной политикой, но не ранее даты, когда они фактически понесены. Принятие этого предложения позволит плательщикам уменьшить корректировки для ведения налогового учета и отражать названные доходы (расходы) для целей налогообложения, в том же порядке, что и для целей бухгалтерского учета. В МНС рассчитывают, что этот шаг позволит снизить количество времени, затрачиваемого плательщиками на ведение учета.
Претерпит некоторые изменения и порядок уплаты экологического налога. В частности, предлагается признавать объектом налогообложения только выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, в Министерстве
по налогам и сборам рассчитывают
существенно уменьшить
Новый смысл и чрезвычайную важность для работы налоговых органов приобретет применение информационных технологий. Вызвано это сокращением числа госслужащих, которое уже составило 26,8 % по системе МНС. Нагрузка на работников возрастает, а объемы работы остаются, в лучшем случае, прежними. Признавая тот факт, что налоговые органы не могут себе позволить отложить какую-то часть работы «на потом», на более поздний период, поскольку сбор средств в бюджет и контроль за всеми процессами происходит непрерывно, первый заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко заверил в том, что никаких накладок в работе налоговых органов не произойдет. Все запланированные мероприятия по выходу на взаимодействие с плательщиками в электронном виде, в том числе меры по расширению функциональных возможностей системы электронного декларирования, будут выполнены своевременно и в полном объеме.