Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:53, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение............................................................................................................................3
1 Налоги в экономической системе................................................................................5
1.1 Становление теории налогов и принципов налогообложения...............................5
1.2 Формирование основных видов налогов...............................................................13
1.3 Основные виды налогов в Республике Беларусь и их функции..........................22
1.4 Элементы налоговой системы; принципы современной налоговой системы....24
1.5 Регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь...........................27
2 Макроэкономический анализ Республики Беларусь...............................................29
2.1 Понятие и структура государственного бюджета.................................................29
2.2 Дефицит государственного бюджета.....................................................................31
2.3 Государственный бюджет в настоящее время.......................................................41
3 Пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.................44
3.1 Построение налоговых систем в зарубежных странах.........................................44
3.2 Основные недостатки налогообложения в Республике Беларусь и пути совершенствования налоговой системы......................................................................49
Заключение.....................................................................................................................54
Список использованных источников...........................................................................57
Физиократы попытались сформулировать основные положения налогообложения: во-первых, налогообложение должно быть основано на самом источнике дохода; во-вторых, должно быть постоянное соотношение налога с данным доходом; в-третьих, налог не должен быть слишком обременен издержками взимания. Вместе с тем физиократы при ответе на вопрос: с чего брать налог – с валового или чистого дохода, отдавали предпочтение последнему. Заслуга физиократов состоит в том, что они первые поставили вопрос о принципах налогообложения.
Классическая школа пошла дальше физиократов. А. Смит впервые четко сформулировал основные принципы налогообложения, на которых основываются налоговые системы современных государств. Во-первых, подданные государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получают. Во-вторых, налог должен быть точно определен, а не быть произвольным. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны каждому. В-третьих, налоги должны взиматься в удобное для налогоплательщика время и удобным для него способом. В-четвертых, налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства (принцип дешевизны). Главная роль среди данных принципов отводилась принципу равномерности. Заслуга А. Смита состоит не в приоритетности открытия вышеперечисленных принципов, а в точной формулировке и обосновании их. Исходя из своей теории непроизводственного характера государственных расходов, А. Смит выступал против привлечения капитала в качестве налогового источника, так как это способствует уничтожению капитальных ресурсов. А. Смит, в отличие от физиократов, считал производительным труд во всех сферах материального производства. Он анализировал связь налогов с каждой отдельной категорией дохода, рассматривал налог на земельную ренту, прибыль, заработную плату.
А. Вагнер концептуально дополнил принципы налогообложения А. Смита, основываясь на теории коллективных потребностей, и классифицировал их в следующие группы:
1 Финансовые принципы организации обложения:
- достаточность обложения;
- эластичность (подвижность) обложения, определяющая способность адаптации к государственным потребностям.
2 Народнохозяйственные принципы:
- выбор источника обложения (доход или капитал, отдельное лицо или население в целом);
- правильная комбинация различных налогов в системе с учетом последствий налогообложения и условий переложения налогов.
3 Этические принципы:
- всеобщность обложения;
- равномерность обложения.
4 Административно-технические принципы:
- определенность обложения;
- удобство уплаты налогов;
- максимальное снижение издержек взимания.
На первом плане у А. Вагнера первая группа принципов, которые характеризуются необходимостью достаточности аккумулированных средств, а также включением в налоговую систему таких налогов, которые при увеличении потребностей можно было бы произвольно увеличить (примером может служить подоходный налог в Англии в начале XX в.). А. Вагнер развивал идею справедливости по отношению к источникам налогообложения, считая, что капитал должен также облагаться налогом (Ж. Б. Сэй, Д. С. Милль).
Позиция А. Вагнера была
принята финансовой наукой. Борьба
за равномерное распределение
Вместе с тем необходимость совершенствования налоговой системы заставила выдвинуть еще дополнительно несколько принципов налогообложения. Во-первых, налог не должен мешать развитию производства (Ф. Нитти). Во-вторых, налоговые платежи не должны затрагивать капитал, предназначенный для воспроизводства. В-третьих, налоги должны быть отменены или снижены, если они ведут к уменьшению потребления и производства.
Вопрос о величине ставки налога был решен американским экономистом А. Лаффером в середине 70-х гг. XIX в. в рамках теории предложения, которая базировалась на теоретических концепциях неоклассической школы. Он проанализировал взаимосвязь между доходами государственного бюджета и величиной налоговой ставки. Определил, что увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует снижения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее влияние на совокупное предложение, что было учтено при проведении налоговой реформы в 80-х гг. XIX в.
1.2 Формирование основных видов налогов
Субъект налогообложения и носитель налога могут быть не одним и тем же лицом. Если субъект налога сможет переложить свой налог на другого, то он не является носителем налога. В силу этого возникает несоответствие между первоначальной адресностью налога и фактическим его плательщиком. Процесс переложения налогов стал важной проблемой.
Теории переложения налогов возникли одновременно с налоговыми теориями, являясь их составной частью. Абсолютные теории переложения налогов ставят проблему переложения как проблему исследования налогов с точки зрения их переложимости, используя априорный метод, связанный с попыткой абсолютно точно определить степень переложимости налогов и определить конкретного носителя налога. К данной группе относятся представители многих экономических школ и направлений. Например, меркантилист Д. Локк считал, что все налоги, в том числе и на потребление, падают на собственника земли. Физиократы, используя выводы Д. Локка и опираясь на свою теорию чистого дохода, полагали, что все налоги падают на чистый доход с земли, что ведет к установлению единого налога с земли. Классическая школа в дальнейшем развила абсолютные теории переложения налогов. В частности, А. Смит считал, что большинство налогов перекладываются или на земельного собственника или на богатого потребителя.
Непереложимыми являются лишь поземельный налог, налог с собственности (недвижимость, предметы роскоши). Согласно теории земельной (дифференцированной) ренты, Д. Рикардо определил условия переложения земельного налога: налог взимается со всех земель, поэтому он ведет к увеличению цены и тем самым перекладывается на потребителя. При этом А. Смит и Д. Рикардо признавали переложимость налога на заработную плату и косвенных налогов. С данной концепцией был солидарен и Д. Милль.
Согласно оптимистической теории переложения налогов, все налоги распределяются между налогоплательщиками соразмерно их платежеспособности (Н. Канар). Равновесие налогового бремени наступает не сразу. Со временем уплаченные ранее налоги совершенствуются, что способствует его равномерному распределению. Таким образом, каждый новый налог плох, так как представляет собой более или менее значительную тяжесть, а каждый старый налог хорош, ибо путем переложения он становится равномерным. Оптимистическая теория переложения налогов появилась в начале XIX в. как потребность в защите существующей системы налогообложения, которая способствовала увеличению налоговой нагрузки на неимущие слои населения. Тем самым теория являлась выразителем интересов имущих слоев капиталистического общества. Пессимистическая теория переложения была создана П. Прудоном и призвана была защищать наибеднейшие слои на-селения. Согласно данной теории любой налог обременяет главным образом бедных и приносит только вред.
Во второй половине XIX в. сформировались национальные финансовые школы. Например, германская финансовая школа отказалась от абсолютных теорий переложения. По мнению представителей данной школы, процесс переложения – это «вопрос экономической силы», т. е. сильнейший перекладывает налоговое бремя на слабейшего. В отличие от абстрактных теорий переложения, немецкая школа впала в другую крайность – в эмпиризм. Данным подходом были сформулированы законы переложения (К. Рау). Во-первых, переложение возможно лишь при изменении цены. Во-вторых, переложение затруднено от потребителя к продавцу. В-третьих, процесс переложения от продавца легче там, где налог взимается с цены. В-четвертых, налог невозможно переложить с определенных личных доходов (жалование, заработная плата). В-пятых, малопереложимы те налоги, которые не определяются по количеству товаров. Теория австрийской школы укрепила теоретические основы теории переложения. Представителями данного направления были применены теория предельной полезности и математический метод к анализу переложения налогов в условиях монополии и конкуренции, что позволило им сформировать определенные выводы. Во-первых, лучше облагать товары в последней стадии – у самого потребителя. Во-вторых, непосредственное влияние налога заключается в уменьшении оборотного капитала. В-третьих, в результате высокого налога уменьшается потребление продукта. Таким образом, переложение налогов представляет собой давление в виде налога, которое оказывает государство в процессе хозяйственной деятельности, переносимое на третьи лица посредством меновых сделок в целях перераспределения дохода между различными группами населения.
Американская финансовая школа в лице Э. Селигмена внесла значительный вклад в развитие теории переложения. Заслуга Э. Селигмена заключается в анализе переложения налогов с выделением условий, которые имеют значение для решения практических вопросов о вероятности переложения того или иного вида налога. По его мнению, вопрос о переложении – это вопрос о цене, где важно не только учитывать теорию стоимости, но и конкретные условия, влияющие на переложения налогов, с тем, чтобы установить, в какой мере налог входит в состав цены, как он распределяется между производителем и потребителем. Таким образом, определяется степень переложимости налогов, и с учетом этого классифицируются основные виды налогов, что особенно важно при формировании и совершенствовании налоговой системы государства.
Финансовая наука 20–30-х гг. XX в. более конкретно сформулировала закономерности процесса переложения налогов: виды переложения, размеры, условия переложения, структуру налогов. К основным видам переложения налогов относятся:
- переложения с продавца на покупателя, когда налоги включаются в отпускную цену продукции (косвенные налоги);
- переложение с покупателя на продавца, которое встречается редко, но возможно в период экономических кризисов, когда устанавливаются высокие налоги.
По размерам переложение может быть полным (перекладывается налог полностью) или частичным (перекладывается определенная доля, часть налога). К условиям переложения относятся: уклонение от налога (легальное или нелегальное), амортизация (или погашение) налога, поглощение, капитализация налога. Амортизация налога – уменьшение ценности облагаемого предмета. Поглощение налога – налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета. Капитализация налога – ценность предмета увеличивается благодаря уменьшению налога. Кроме того, к условиям переложения могут относиться обязательность уплаты налога, где тот, кто фактически уплачивает налог, является и носителем и плательщиком налога одновременно (в данном случае не существует процесса переложения налога). При переложении налога носитель и плательщик налога могут быть разными лицами. Чем легче налог, по мнению Э. Селигмена, тем меньше возможность его переложить, так как налогоплательщик легко с ним мирится и отказывается от борьбы за его переложение.
Таким образом, финансовая наука рекомендует практике облагать те источники, с которых можно взыскать налог и он не будет переложен на третьи лица. Условия переложения налогов позволяют классифицировать налоги по их переложимости в целях управления процессом переложения и исчисления реальной налоговой нагрузки.
В качестве основных, практиковавшихся во всех странах, выступают следующие виды налогов: поземельные, налоги со строений, подушные (поголовные), акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.
Поземельный налог выступал
в двух формах – в виде десятины
и налога на доход. Налог на доход
мог устанавливаться
Вторым реальным налогом являлся подомовый налог, который появился в практике европейских стран в XVI в., когда стали развиваться города, субъект налога – собственник дома. Подомовый налог взимался с дохода собственника. Собственник мог получать доход двух видов:
- прибыль на капитал, который собственник вложил в дом, и которую он получал в виде платы за квартиры с живущих в его доме;
- поземельную ренту с того участка земли, который занимает дом собственника. Земельная рента в городах была выше, чем в деревне.
Третий реальный налог
– промысловый. Объектом его является
промысел, за исключением сельскохозяйственн
Четвертый реальный налог – налог на денежный капитал. Его объектом выступает денежный, свободный капитал. Рантье могли получать свой капитал в виде вклада в банк, покупать акции или какие-нибудь процентные бумаги, могли давать ссуды частным лицам под векселя. С XIX в. государство стало облагать их особым налогом на денежный капитал, но в небольших размерах (налог не поднимался выше 5 % с дохода от капиталов). К денежному капиталу относились прежде всего все бумаги, приносящие определенный и неизменный процент (облигации государственных займов, облигации промышленных предприятий, железных дорог, городов). Причитающийся налог вычитался из получаемых процентов и вносился в казну. Банк, выдавая вкладчику начисленные на его вклад или текущий счет проценты, обязан был удержать установленный налог.