Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:18, реферат
Для любого общества и любого народа мира государственность является главным условием развития. Именно от государственности зависят судьбы людей, их настоящее и будущее, материальные и духовные блага. И, в свою очередь, только люди (граждане) могут обеспечить своему государству истинные суверенитет и независимость, прогресс и процветание.
Действующая Конституция Республики Казахстан основывается на теории разделения прав человека и гражданина, основоположниками которой являлись ещё французские просветители 18 века Жан Жак Руссо, Шарль Луи Монтескьё и другие. Раздел 2 Основного Закона так и называется «Человек и гражданин». Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин же, в силу самого своего гражданства, согласно п. 3 ст. 12 Конституции РК, имеет еще и политические права и несет соответствующие обязанности.
Конституционно правовой статус человека и гражданина РК
Для любого общества и любого
народа мира государственность является
главным условием развития. Именно
от государственности зависят
Действующая Конституция Республики Казахстан основывается на теории разделения прав человека и гражданина, основоположниками которой являлись ещё французские просветители 18 века Жан Жак Руссо, Шарль Луи Монтескьё и другие. Раздел 2 Основного Закона так и называется «Человек и гражданин». Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин же, в силу самого своего гражданства, согласно п. 3 ст. 12 Конституции РК, имеет еще и политические права и несет соответствующие обязанности.
Необходимо отметить, что гуманизм — это существенная, отличительная черта нашей Конституции. Прежде всего, согласно Конституции, все равны перед законом и судом (ст. 14).
Конечно, можно много говорить
о неравных экономических условиях
жизни, о том, что идет расслоение
общества на бедных и богатых. Но нужно
помнить, что абсолютного равенства
в природе не существует, и никогда
не было, если говорить о его физическом
смысле. Мы же говорим о юридическом
равенстве и правовом статусе
субъектов во взаимоотношениях друг
с другом и в их положении перед
судом. Конституция дает всем одинаковую
стартовую площадку. А развить
свой потенциал в обыденной жизни,
сообразно имеющимся
В целом, наша Конституция соответствует конституционным нормам международно-правовых актов, в частности, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, двум Пактам о правах человека 1966 года и другим документам ООН.
В теории права существует различие между правовым статусом человека и гражданина. В отношении правового статуса человека используются понятия: «каждый человек», «все», «ни один человек», «никто» и т. п. Что касается правового статуса гражданина, то в этом отношении применяются такие понятия, как: «граждане имеют право», «гражданин обязан», «гражданам гарантируется» и др.
О естественных правах и свободах личности и их закрепление в Конституции Республики Казахстан
Вопрос о правах человека
и гражданина является составной
частью проблемы фактического положения
личности в обществе и государстве.
Этимологически и по существу совпадают
понятия «правовое положение» и
«правовой статус» личности, в
которых отражаются все основные
стороны юридического бытия индивида:
его потребности, интересы, мотивы,
трудовая, общественная, политическая
и другая деятельность, все виды
взаимоотношений с
Положение личности
в обществе определяется не
только правовыми нормами, но
и всеми другими видами
Важно подчеркнуть, что общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его. Если имеют место какие-то ограничения общего правового статуса личности, то они должны быть предусмотрены в принципах и нормах Конституции.
Сердцевину или основу правового положения личности в прошлое время, по мнению ученых, составляли ее права, свободы, законные интересы и обязанности в единстве. Принципиальных различий в социальном и юридическом значении в соотношении прав и свобод в структуре правового положения личности нет, т.е. свободы личности одновременно являются ее правами.
Юридическое выражение проблемы
прав человека имеет в своей основе
вопрос о характере распределения
социальных возможностей и обязанностей
между людьми в пределах конкретных
общественных отношений, социальной реальности.
Конкретизируется в понимании соотношения
социальной действительности и ее правового
выражения применительно к
Второй подход - позитивистский
- исходит из того, что права человека
производны от государства, которое
по своему усмотрению определяет их вид,
содержание и объем, т.е. «дарует» их
человек и гражданину. Каждый из
этих подходов отражает фактическое
положение дел, но страдает односторонностью/2/.
«Гуманный пафос школы
Концепция прав личности, например,
в американской теории производна от
обобщенной категории «свобода»
и соответствует
Во второй половине ХХ века
получила признание естественно-правовая
доктрина прав и свобод в сочетании
с «социальной» доктриной, установившей,
что в конституции закрепляются
права и свободы, идущие как от
природы человека, так и от природы
данного общества, т.е. теория естественного
права как бы пережила свое возрождение
и в то же время оказалась существенно
дополнена социально-
Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другим…».
Эти идеи восприняла и развила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году в качестве общей нормы для всех народов и всех государств. Первый пункт ее гласит: «Люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все они наделены разумом и совестью…». Таким образом, всеобщая декларация принимает естественный закон как аксиому. Возрождение естественного закона отражает потребности последних 70 лет.
Наибольшие споры в
науке вызвало само деление прав
на политические и гражданские, с
одной стороны, и социальные, экономические,
культурные - с другой. Так, декларация
ООН закрепила, что каждый человек
имеет право владеть
Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Казахстан 1995 года, основан на новой концепции прав человека, по сравнению с предшествующей конституцией, базируется на международно-правовых документах. Последняя устанавливает общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. Дело в том, что права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они - объект внимания всего международного сообщества. Универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Благодаря этим документам человек стал субъектом международного права. Все государства, присоединившиеся к этим документам, оказались обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих пактов, что создало приоритет указанных международных актов над внутренним законодательством стран-участниц. Поэтому каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.
Конституция Республики Казахстан 1995 года закрепила новую концепцию прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Конституция Республики Казахстан стоит на позициях признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения. В ней впервые получил закрепление принцип примата международного права, в частности, в области прав человека.
Конституция Республики Казахстан
содержит новое для конституционного
законодательства положение об отношениях
государства к человеку и гражданину.
Согласно статье 1 Конституции: «Высшими
ценностями являются человек, его жизнь,
права и свободы». Это исходное
базовое положение определяет содержание
и структуру специального раздела
2, посвященного правам и свободам человека
и гражданина. Содержащиеся в ней
принципы и нормы значительно
расширяют круг прав и свобод с
учетом конституционного опыта цивилизованных
государств и содержания международно-правовых
актов о правах человека. Здесь
наряду с правами и обязанностями
граждан впервые в
Информация о работе Конституционно правовой статус человека и гражданина РК