Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:34, реферат
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования всесторонне развитой личности ребёнка. Дать знания, развить умения и навыки – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
Это в большей степени касается и восприятия музыки в детском саду. В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души…»
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Музыкальное восприятие – одно из древнейших видов музыкального искусства……………………………………………………..5
1.1. Теоретический анализ влияния восприятия музыки в истории человечества……………………………………………………………………5
1.2. Целебные свойства музыкального восприятия. Музыкотерапия……..11
Глава II Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в детском саду……………………………………………….18
2.1. Характеристика и анализ восприятия музыки как вида деятельности ведущими психологами, музыкантами, музыковедами…………………….18
2.2. Требования программы по восприятию музыки в старших группах дошкольного возраста………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29
Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:
1. Специальный
подбор музыкального
2. Использование синтеза искусств;
3. Использование
на занятиях по слушанию
4. Разработка
некоторых блоков содержания
музыкальных занятий и их
В
музыкальный репертуар
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.
Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).
Работа
по программе предполагает вариативности
занятий. Авторы рекомендуют выделить
слушание музыки в самостоятельное
занятие и проводит его во второй
половине дня. В пакет материалов
наряду с программой входят: «Хрестоматия
музыкального репертуара», «Методические
рекомендации», кассета со студийной
записью музыкальных
Программа
«СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни
построена на тех же научных основах
и методических принципах и решает
тот же комплекс задач музыкального
и общехудожественного развития
ребенка, что и программа «СИНТЕЗ»
для детей 5-го года жизни. Вместе с
тем, ее содержание и формы его
подачи отличаются большей глубиной
и сложностью, что связано с
возросшими возможностями старших
дошкольников. В программе два
крупных раздела: «Камерная и
симфоническая музыка» и «Опера
и балет». В первом из них дети
знакомятся с произведениями И.С.Баха,
Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во
втором разделе программы детям
предлагаются две музыкальные сказки
– балет П.И.Чайковского «
Авторы
программы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова,
Т.Г.Рубан.
Заключение.
После проведённого исследования можно с уверенностью сказать, что музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств, она способна приблизить нас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего будущего общества и это особенно важно в деле подрастающего поколения. Благодаря музыке человек найдёт в себе новые, неведомые прежде силы, увидит жизнь в новых тонах и красках. Музыка способна оказывать известное воздействие на разные стороны души, для настоящей музыки не существует ничего невозможного. Необходимо лишь желать ее слушать, а нам воспитателям развивать в детях музыкальные способности, тогда только можно сформировать гармоническую личность в каждом ребёнке. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.
Работа по развитию музыкальных способностей способствует решению многих задач:
Необходимо в детском саду создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы, формировать гармоничную личность ребёнка.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Приобретая
в процессе музыкальной деятельности
определенные знания о музыке, умения
и навыки, дети приобщаются к музыкальному
искусству. Важно, чтобы в процессе
музыкального воспитания приобретение
знаний, умений и навыков не являлось
самоцелью, а способствовало развитию
музыкальных и общих
Общество
заинтересовано сохранить и передать
будущим поколениям духовные ценности,
в том числе музыкальную
Решение
задач музыкального воспитания детей
зависит от педагогического мастерства,
условий, методов воспитания, внимания,
как родителей, так и воспитателей.
Список литературы
1Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебн. пособие для студентов среднего профессионального образования/Анисимов. В.П. – М.: Владос, 2004. 353с
2.Белинский. В.Г. Полн. Собр. Соч. М., 1954, т. 4, с. 86
3.Беляева-Экземплярская С.Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте». М.1961, вып.1.
4.Бейлина А.П. Музыкально - ритмические пальчиковые игры. // журнал «Дошкольное воспитание» – 2001. - № 9. - с. 114.
5.Бейлино А. Музыкально - ритмические пальчиковые игры. // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. - с. 114.
6.Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 2002.
7.Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности./ - М.: Ин-т психологии, 2002. 120 с.
8.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.
9.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983. 255 с.
10.Ветлугина. Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду Учебник для учащихся педагогических училищ. – М., «Просвещение»., 1989. – С 105
11.Ветлугина
Н.А. «Музыкальное развитие
12.Войнова А.Д. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников».
13.Вайчене А.И. «К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания».
14.Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 2001.
15.Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: учебник для студентов/ Ветлугина. Н.А. М.: «Просвещение», 2001.100с.
16.Горький. А.М. В людях. – М., Л., 1936. – С. 181
17.Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. - с. 89.
18.Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. - с. 89.
19.Журнал «Дошкольное образование»/ «Слушание музыки»., - № 3,4, 1992. с.52
20.Комиссарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М. Просвещение, 1986 год.
21.Кабалевский. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. – М., 1973, - с. 15
22.Д.Б.Кабалевский. Программа по музыке. М.,
23.Корчаловская А. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольника. – М.: Просвещение, 2004.
24.Корчаловская А. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольника. – М.: Просвещение, 2004.
25.Котляровская М.А. Приобщение к творчеству.- Новосибирск: Книжное изд-во, 1999.
26.Котляровская М.А. Приобщение к творчеству.- Новосибирск: Книжное изд-во, 1999.
27.Методика музыкального воспитания в детском саду / под. ред. Н. А. Ветлугина и др. – М.: Просвещение, 2000.
28.Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. –М.: Просвещение, 2000.
29.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1999.
30.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1999.
31.Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1999 год.
32.Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1999 год.
33.Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. - с. 91.
34.Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. - с. 91.
35.Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. – М,: Просвещение, 1985. – 144с.
36.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.