Влияние восприятия музыки на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования всесторонне развитой личности ребёнка. Дать знания, развить умения и навыки – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
Это в большей степени касается и восприятия музыки в детском саду. В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души…»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Музыкальное восприятие – одно из древнейших видов музыкального искусства……………………………………………………..5
1.1. Теоретический анализ влияния восприятия музыки в истории человечества……………………………………………………………………5
1.2. Целебные свойства музыкального восприятия. Музыкотерапия……..11
Глава II Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в детском саду……………………………………………….18
2.1. Характеристика и анализ восприятия музыки как вида деятельности ведущими психологами, музыкантами, музыковедами…………………….18
2.2. Требования программы по восприятию музыки в старших группах дошкольного возраста………………………………………………………...21


Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

Реферат по методике музыкального развития детей  дошкольного возраста 

Тема  «Влияние восприятия музыки на  всестороннее развитие детей старшего дошкольного  возраста» 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3  
Глава I Музыкальное восприятие – одно из древнейших видов музыкального искусства……………………………………………………..5  
 
1.1. Теоретический анализ влияния  восприятия музыки в истории  человечества……………………………………………………………………5  
 
1.2. Целебные свойства музыкального  восприятия. Музыкотерапия……..11
Глава  II  Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в детском саду……………………………………………….18
2.1. Характеристика и анализ восприятия  музыки как вида деятельности  ведущими психологами, музыкантами,  музыковедами…………………….18
2.2. Требования программы по восприятию  музыки в старших группах дошкольного  возраста………………………………………………………...21
 
   
Заключение…………………………………………………………………….26  
Список  литературы……………………………………………………………29  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Музыкальное воспитание является одним из средств  формирования всесторонне развитой личности ребёнка. Дать знания, развить  умения и навыки – не самоцель. Гораздо  важнее – пробудить интерес к  познанию.

     Это в большей степени касается и  восприятия музыки в детском саду. В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее  начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут  на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут  о ней резонерствовать; но она  наполнит гармонией их юные души…»1

     Важно уже в старшем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные  впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным  навыкам. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных  видов деятельности: восприятия, исполнительства, творчества, музыкально-образовательной  деятельности.

     Восприятие  музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество базируется на ярких музыкальных  впечатлениях. Все виды музыкальной  деятельности могут служить средством  развития восприятия музыки у детей  старшего дошкольного возраста.

     С каждым годом всё больше детей  получает в детских садах систематическое  музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является восприятие музыки.

     Музыка  в детских садах в настоящее  время продолжает в большинстве  случаев быть звуковым фоном. Проблема развития музыкального восприятия в широком плане стоит сейчас очень остро, педагог, работающий с детьми должен постоянно побуждать детей прислушиваться к звучащей музыке, рассуждать о ней, понимать её. Только тогда, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской, творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу и станут действенным средством музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

     Формирование  нового человека – одна из главнейших задач современности. Незаменимую  роль здесь играет музыкальное искусство. Развитие музыкального восприятия это  жизненно важная задача. Д.Б.Кабалевский  не случайно  в своей книге  «Прекрасное побуждает доброе»  подчёркивал: «попытка дальнейшего  развития в стране без хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей  равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента»2. «Чувствовать, познавать, творить» Эти три слова определяют три взаимосвязанных линий развития, три этапа музыкального развития детей дошкольного возраста. В этом главная задача педагогов работающих с детьми дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Музыкальное восприятие – одно из древнейших видов музыкального искусства 

1.1. Теоретический анализ  влияния восприятия  музыки в истории  человечества 

Теоретический анализ становления  музыки в истории  человечества

     Прежде, чем рассматривать влияние музыки на формирование вкусов человека, мы должны выяснить: что же такое музыка, как  она произошла и почему имеет  такую силу воздействия на внутренний мир человека?

     Слово «музыка» греческого происхождения (буквально  «искусство муз»), вид  искусства, который, отражает действительность и воздействует на человека посредством  осмысленных и  особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из звуков определённой высоты и длительностей.

     Историей  становления музыки занимались выдающиеся отечественные теоретики О.А. Апраксина, Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и другие теоретики. О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Так, например, древние греки считали ее великим даром богов, бога Аполлона - покровителя искусств и особенно музыки. Но изобретение музыки нельзя приписать какому-либо одному, конкретному человеку. Матери. напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами, когда умирал кто-то, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.

     Так возникли древнейшие формы музыкального искусства. Они продолжали развиваться  и даже сохранились до наших дней, хотя, конечно, в несколько измененном виде и стали богаче и красивее.

     В музыке древних людей было много  звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира - крики  птиц, диких зверей. Постепенно люди научились отбирать из огромного  количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение.

     Увы, какова была музыка первых древних  «профессиональных» музыкантов, мы можем  только догадываться, но воспроизвести  ее сегодня не представляется возможным.

     А о том, что она действительно  была, говорят барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких-далеких  времен. На них можно увидеть идущих впереди войска или аккомпанирующих  пению, а то услаждающих своей  игрой слух властелина музыкантов.

     Об  огромном значении музыки мы можем  найти уже в трудах античных философов, таких как Пифагор.Так, например, одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль.

     Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых  людей можно было оказывать соответствующее  влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

     По  мнению другого греческого философа – Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких  ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и  стыдливой музыки. Через распущенные  ритмы и лады в души людей проникает  такое же постыдное и распущенное  начало. Ибо музыкальные ритмы  и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима  только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный  мир как единство с полисной общиной.

     Музыку  как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Он разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия  на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция  музыкального вкуса, согласно которой  в душе зрителя и слушателя  древнегреческой трагедии происходило  освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек  страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в  процессе глубокого переживания  он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной  единичности до всеобщности, которая  предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем, и до настоящего времени, разрушается при наличии самых разнообразных конкретных мелодических приемов, ведущих к нравственному и психическому здоровью.

     Аристотель  подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики  в том или ином направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению  или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие  на психику человека оказывает дорийский  лад - мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось  сочинять, исполнять и слушать  музыку, написанную главным образом  в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось  до ушей молодого поколения не допускать.

     У античных авторов мы находим множество  свидетельств, касающихся воздействия  музыки на психическое состояние  человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения  рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл  приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей  своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких  зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для  своего войска и никогда не шел  в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние  звуками труб и барабанов.

     В библейской истории также можно  найти примеры воздействия музыки на человека. Так, библейский пророк Давид  вылечил царя Саула от уныния и  тоски своим пением и игрой  на кифаре. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Китайское определение  благородного мужа (цзюнь-цзы) как человека, наделенного всеми качествами высокого достоинства - знанием ритуала, чувством долга, проявлением человечности, относилось, прежде всего, к человеку образованному. «Благородный муж» никогда не расставался с музыкальным инструментом. Наличие такового считалось его видовым признаком. Известно, что Конфуций, например, играл на цине (китайский музыкальный инструмент типа цитры) в минуты крайней опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и самообладание перед лицом смертельной угрозы.

     В Индии, как и в Китае, древние  врачи широко использовали музыку в  качестве лечебного средства. В оздоровительной  системе «Биджа Мантрас» шесть звуков: «храам», «хруум», «хриим», «храйм», «храум», «хра» - и магический звук «ом» использовались для лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме  при произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению.

     В истории человечества была эпоха, которая  заложила основы современного искусства. Это эпоха, которую для краткости  называют античностью, сформировала целый  комплекс культурных предпосылок и  современной музыки. Наибольшую роль сыграли в этом отношении античная Греция и Древний Рим.

     Основные  понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней  Греции: гармония и мелодия, ритм и  метр, хор и оркестр, рапсодия и  симфония. Даже само слово «музыка» греческого происхождения.

     Музыка  по-гречески - «искусство муз». У греков была музы лирики и муза танцев, муза комедии и трагедии, муза истории  и даже астрономии. Но не было музы, которая отвечала бы за музыку. Все  они, во главе со своим предводителем  Аполлоном, занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала  всюду, объединяя все искусства  и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю, травы  и воды в единое гармоническое  целое - космос.

Информация о работе Влияние восприятия музыки на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста