Влияние восприятия музыки на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования всесторонне развитой личности ребёнка. Дать знания, развить умения и навыки – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
Это в большей степени касается и восприятия музыки в детском саду. В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души…»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Музыкальное восприятие – одно из древнейших видов музыкального искусства……………………………………………………..5
1.1. Теоретический анализ влияния восприятия музыки в истории человечества……………………………………………………………………5
1.2. Целебные свойства музыкального восприятия. Музыкотерапия……..11
Глава II Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в детском саду……………………………………………….18
2.1. Характеристика и анализ восприятия музыки как вида деятельности ведущими психологами, музыкантами, музыковедами…………………….18
2.2. Требования программы по восприятию музыки в старших группах дошкольного возраста………………………………………………………...21


Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

     Музыка  никогда не рассматривалась в  античной культуре «сама по себе», вне  связей с другими искусствами, с  другими сферами жизни. Изъятая  из этих связей, она может показаться и однообразной и примитивной. «Но  музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает нас к богам», - говорили греки. А через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово - с поэзией и красноречием. Удивительно ли, что в музыкальном искусстве греки видели самое значительное воспитательное средство? Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее.

     В основе античного представления  о музыке лежит уверенность в  том, что сам мир ритмичен и  гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между  миром и человеком - созвучие (симфония).

     Исходя  из того, что в музыке воплощены  ритмы и законы Вселенной, греки  искали в ней ключ к познанию мира и познанию человека. Если мир гармоничен и находится в вечном движении, он должен вечно и непрерывно звучать. Почему же люди не слышат этого звука? Может быть, они привыкли к нему с детства? Может быть, по невежеству не знают и не догадываются о его  существовании? Или эту музыку заглушают  для них шумы повседневной жизни? А может быть, просто их слух лишен  необходимой остроты, а ум - сосредоточенности? Видимо, лишь тот, кто сумеет преодолеть все эти препятствия, сможет услышать эту гармонию, настроиться в соответствии с нею и жить с нею в лад. В этом состоит существо мудрости. Обычный же человек лишь случайно или по научению может оказаться  в ладу с миром, то есть в правильном настроении. Главным средством такого научения и является музыка, созданная  по законам Вселенной и советам  мудреца. В повседневной жизни человек  легко утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело уподобляются плохо настроенной лире. Звуки  ее становятся все фальшивее, пока она  не приходит в полное расстройство. Задача врача, лечащего такое тело и  такую душу, состоит именно в том, чтобы восстановить гармонию. Лечить - значит для каждого человека находить музыку, способную перевести его  из разлада с миром в гармонию с ним.

     Живя  в согласии с природой, греки лишь продолжали ее музыку в своей, когда  пронизывали свою жизнь звуками  лиры и флейты, поэзией и песней, танцами и плясками. Истинная музыкальность  состоит, по мнению Платона, не в том, чтобы одну струну подстроить под  другую, а в том, чтобы подчинить  свою душу и жизнь законам ритма  и гармонии.  

     1.2. Целебные свойства  музыкального восприятия. Музыкотерапия. 

     «Из наслаждений жизни, одной любви музыка уступает, но и любовь -

     мелодия!»

     А.С. Пушкин

     Этот  эпиграф, как у другие замечательные  высказывания, выдающихся людей о  музыке, можно без преувеличения  назвать высказыванием посвящённого. «Эти» люди знали значение музыки, как части человеческой духовной культуры личности и ценили её по достоинству!

     Со  времен Античности в основании подлинной  культуры, лежал главный принцип человеческих ценностей: «Истина - Добро – Красота». Обретение в себе подлинной музыкальной культуры, всегда, на протяжении жизни Человечества, было необходимо человеку в силу его стремления к прекрасному, к духовному. К тому, что могло бы подпитать, подбодрить, вдохновить! К тому, что помогало бы быть в потоке историко-купьтурных ценностей.

     Во  все времена существования человечества, музыкальное образование являлось неотъемлемой частью воспитания подрастающего  поколения! В былые времена музыку воспринимали как СРЕДСТВО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ СВЫШЕ, ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С  ДУХОВНЫМ МИРОМ во время религиозных  богослужений, свадебных обрядов, бытовых  праздников, в повседневной жизни.

     Печально, что многие из этих традиций были утрачены и в настоящее время в обществе, как правило, исчезает сама мотивация  обращения к высокому искусству,

     Отношение человека к искусству, к музыке, к  истории есть показатель не только его культуры, но и меры его добра  и человечности. Могуч и богат  только тот человек, который прочно стоит на корнях национальной культуры. Поэтому сегодня столь необходимым  и важным, является сохранение народных традиций музыкального, семейного, духовно-нравственного  воспитания.

     Приобщение  к музыке - это воспитание прекрасного, воспитание подлинного гуманизма. Именно музыкальная культура общества и  личности содержит историческую память о шедеврах профессионального и  народного музыкального искусства.

     Связанные с развитием музыкального логоса и чувством жизни, классические и  народные музыкальные произведения прошлого и настоящего способствуют созданию образа человека культуры или, как говорили древние греки,уже  в античный период музыка воспринималась как принцип построения миров. В  древности музыка считалась важнейшим  медицинским средством, благодаря  которому можно было замедлить процесс  старения и продлить жизнь.

     Еще древнеарабские врачи отмечали, что  музыка, проходя через душу, может  излечить больное тело. Не случайно у древних арабов около болыниц  собирали музыкантов.

     В Древнем Египте с помощью пения  хора избавляли от бессонницы, в  Древней Греции звуками трубы  лечили от радикулита и расстройства нервной системы.

     Музыка  не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных  взаимоотношений, как с восстановительной  медициной.

     Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке  древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

     Например, Платон, называет музыку самым могучим из всех искусств, Квинтилиан - самым прекрасным, Августин - божественным.

     В Ветхом Завете описывается, как будущий  царь Израиля Давид неоднократно исцелял звуками гуслей от злого  духа царя Саула:

     Конфуций  дорожил музыкой и ввёл её в  своё преподавание, как средство для  смягчения народных нравов. В одной  из канонических книг, составленных Конфуцием, сказано: «Желаете ли образовываться. Тщательно изучайте музыку. Музыка выражает и живописует нам союз неба с землёй. С богослужением и музыкой в империи ничего не может быть невозможного».

     Таким образом, музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности, которая является другой формой понимания. В некотором  роде слово также пробуждает чувства, но только во вторую очередь. Прежде всего, оно обращается к разуму, и нужно сначала понять смысл, чтобы затем пришло чувство.

     Важно, чтобы вы в своей жизни отводили время обеим разновидностям языка: и музыке и слову, чтобы суметь гармонично развить оба качества: способность чувствовать и способность  размышлять.

     Не  случайно Д.Б. Кабалевский цель музыкального воспитания детей видел в формировании их музыкальной культуры как части всей духовной культуры «личности».

     Музыкальное искусство как управление состоянием человека изучается разными науками, в том числе медициной.

     Если  говорить о лечении музыкой, то лечит  и разнообразная музыка. Например, у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от цивилизованного мира отран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои музыкальные инструменты, «своя музыка», близкая подуху именно им.

     В КНР естественным образом используется идущий от древних традиций даосской медицины метод вокального вибромассажа, заключающийся в пропевании отдельных  гласных звуков о целью оздоровления тех или иных систем организма.

     Во  Франции музыкотерапевт А. Томатис, которого прозвали «Доктор Моцарт», лечит музыкой Моцарта. Сочинения австрийского композитора находятся в числе лидеров по целителы-юму воздействию. Его пациентом был знаменитый актер Ж.Депардье.

     Автор израильского метода - Д.Гиттельман, ограничивается применением набора ритмических  построений, воспроизводимых на ударных  инструментах.

     А колокольный звон, используемый и  сейчас и нашими предками - всегда помогал  в случаях изгнания бесовской  силы. Считается, что колокол таинственно  связан со святыми силами и людскими душами; он будит землю и небо.

     В широком понимании, музыкотерапия  — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. С точки зрения онтопсихологии. музыкотерапия - это обращение к собственному телу.

     Конечная  цель одна - обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма, которую люди утрачивают в процессе неразумной жизни на планете  Земля.

     При музыкотерапии происходит одновременное  влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно  на поверхность тела и внутренние органы.

     Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

     При пассивной (рецептивной) музыкотерапии  пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.

     При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных  произведений (в хоре или музыкальном  оркестре), применяя при этом как  обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное  тело (хлопки, постукивания и пр.).

     Основной  целью в данном случае, помимо лечебного  воздействия, происходит интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном  сотворчестве хорошо отрабатываются различные  коммуникативные навыки, устраняется  повышенная застенчивость (ложное стеснение), некоторые комплексы, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

     Современные исследования показали, что возможности  применения музыкотерапии в лечебнопрофилактической  медицине достаточно широки и могут  включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и некоторые другие.

     Именно  комплексное, гармонизирующее влияние  музыкотерапии, активизирующее в первую очередь резистентностъ организма, позволяет сделать вывод о  перспективности использования  данного направления в системе  лечебно-профилактаческой медицины.

     Напомню, что когда мы слушаем музыку, наш  организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов: ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, восстанавливает энергопоток, снимает мышечное напряжение.

     Поэтому правильно подобранная мелодия  оказывает благоприятное воздействие  на больных людей и ускоряет выздоровление.

     Есть  некоторая «классическая» схема воздействия определённых произведений на конкретное заболевание, которая была сформирована опытно-экспериментальным путём.

     Замечено, что:

     снимает головную боль, уменьшает эмоциональное напряжение прослушивание пошнеза Огинского «Прощание с Родиной», «Венгерская рапсодия 1» Листа, «Фиделио» Бетховена, Моцарт - Дон Жуан, Хачатурян - Сюита Маскарад.

     снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности  в высшие сферы – «Симфония» Гайдна, «Лунная соната» и Симфония ля-минор Бетховена, «Итапьянский концерт» Баха, «Кантата №2» Баха, музыка Генделя

Информация о работе Влияние восприятия музыки на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста