Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:34, реферат
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования всесторонне развитой личности ребёнка. Дать знания, развить умения и навыки – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
Это в большей степени касается и восприятия музыки в детском саду. В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души…»
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Музыкальное восприятие – одно из древнейших видов музыкального искусства……………………………………………………..5
1.1. Теоретический анализ влияния восприятия музыки в истории человечества……………………………………………………………………5
1.2. Целебные свойства музыкального восприятия. Музыкотерапия……..11
Глава II Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в детском саду……………………………………………….18
2.1. Характеристика и анализ восприятия музыки как вида деятельности ведущими психологами, музыкантами, музыковедами…………………….18
2.2. Требования программы по восприятию музыки в старших группах дошкольного возраста………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29
Музыка никогда не рассматривалась в античной культуре «сама по себе», вне связей с другими искусствами, с другими сферами жизни. Изъятая из этих связей, она может показаться и однообразной и примитивной. «Но музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает нас к богам», - говорили греки. А через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово - с поэзией и красноречием. Удивительно ли, что в музыкальном искусстве греки видели самое значительное воспитательное средство? Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее.
В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и человеком - созвучие (симфония).
Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию человека. Если мир гармоничен и находится в вечном движении, он должен вечно и непрерывно звучать. Почему же люди не слышат этого звука? Может быть, они привыкли к нему с детства? Может быть, по невежеству не знают и не догадываются о его существовании? Или эту музыку заглушают для них шумы повседневной жизни? А может быть, просто их слух лишен необходимой остроты, а ум - сосредоточенности? Видимо, лишь тот, кто сумеет преодолеть все эти препятствия, сможет услышать эту гармонию, настроиться в соответствии с нею и жить с нею в лад. В этом состоит существо мудрости. Обычный же человек лишь случайно или по научению может оказаться в ладу с миром, то есть в правильном настроении. Главным средством такого научения и является музыка, созданная по законам Вселенной и советам мудреца. В повседневной жизни человек легко утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело уподобляются плохо настроенной лире. Звуки ее становятся все фальшивее, пока она не приходит в полное расстройство. Задача врача, лечащего такое тело и такую душу, состоит именно в том, чтобы восстановить гармонию. Лечить - значит для каждого человека находить музыку, способную перевести его из разлада с миром в гармонию с ним.
Живя
в согласии с природой, греки лишь
продолжали ее музыку в своей, когда
пронизывали свою жизнь звуками
лиры и флейты, поэзией и песней,
танцами и плясками. Истинная музыкальность
состоит, по мнению Платона, не в том,
чтобы одну струну подстроить под
другую, а в том, чтобы подчинить
свою душу и жизнь законам ритма
и гармонии.
1.2.
Целебные свойства
музыкального восприятия.
Музыкотерапия.
«Из наслаждений жизни, одной любви музыка уступает, но и любовь -
мелодия!»
А.С. Пушкин
Этот эпиграф, как у другие замечательные высказывания, выдающихся людей о музыке, можно без преувеличения назвать высказыванием посвящённого. «Эти» люди знали значение музыки, как части человеческой духовной культуры личности и ценили её по достоинству!
Со времен Античности в основании подлинной культуры, лежал главный принцип человеческих ценностей: «Истина - Добро – Красота». Обретение в себе подлинной музыкальной культуры, всегда, на протяжении жизни Человечества, было необходимо человеку в силу его стремления к прекрасному, к духовному. К тому, что могло бы подпитать, подбодрить, вдохновить! К тому, что помогало бы быть в потоке историко-купьтурных ценностей.
Во
все времена существования
Печально,
что многие из этих традиций были утрачены
и в настоящее время в
Отношение
человека к искусству, к музыке, к
истории есть показатель не только
его культуры, но и меры его добра
и человечности. Могуч и богат
только тот человек, который прочно
стоит на корнях национальной культуры.
Поэтому сегодня столь
Приобщение к музыке - это воспитание прекрасного, воспитание подлинного гуманизма. Именно музыкальная культура общества и личности содержит историческую память о шедеврах профессионального и народного музыкального искусства.
Связанные с развитием музыкального логоса и чувством жизни, классические и народные музыкальные произведения прошлого и настоящего способствуют созданию образа человека культуры или, как говорили древние греки,уже в античный период музыка воспринималась как принцип построения миров. В древности музыка считалась важнейшим медицинским средством, благодаря которому можно было замедлить процесс старения и продлить жизнь.
Еще древнеарабские врачи отмечали, что музыка, проходя через душу, может излечить больное тело. Не случайно у древних арабов около болыниц собирали музыкантов.
В Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и расстройства нервной системы.
Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной.
Высокое
значение лечебному влиянию музыки
придавалось в медицинской
Например, Платон, называет музыку самым могучим из всех искусств, Квинтилиан - самым прекрасным, Августин - божественным.
В Ветхом Завете описывается, как будущий царь Израиля Давид неоднократно исцелял звуками гуслей от злого духа царя Саула:
Конфуций дорожил музыкой и ввёл её в своё преподавание, как средство для смягчения народных нравов. В одной из канонических книг, составленных Конфуцием, сказано: «Желаете ли образовываться. Тщательно изучайте музыку. Музыка выражает и живописует нам союз неба с землёй. С богослужением и музыкой в империи ничего не может быть невозможного».
Таким образом, музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности, которая является другой формой понимания. В некотором роде слово также пробуждает чувства, но только во вторую очередь. Прежде всего, оно обращается к разуму, и нужно сначала понять смысл, чтобы затем пришло чувство.
Важно,
чтобы вы в своей жизни отводили
время обеим разновидностям языка:
и музыке и слову, чтобы суметь
гармонично развить оба качества:
способность чувствовать и
Не случайно Д.Б. Кабалевский цель музыкального воспитания детей видел в формировании их музыкальной культуры как части всей духовной культуры «личности».
Музыкальное искусство как управление состоянием человека изучается разными науками, в том числе медициной.
Если говорить о лечении музыкой, то лечит и разнообразная музыка. Например, у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от цивилизованного мира отран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои музыкальные инструменты, «своя музыка», близкая подуху именно им.
В КНР естественным образом используется идущий от древних традиций даосской медицины метод вокального вибромассажа, заключающийся в пропевании отдельных гласных звуков о целью оздоровления тех или иных систем организма.
Во Франции музыкотерапевт А. Томатис, которого прозвали «Доктор Моцарт», лечит музыкой Моцарта. Сочинения австрийского композитора находятся в числе лидеров по целителы-юму воздействию. Его пациентом был знаменитый актер Ж.Депардье.
Автор израильского метода - Д.Гиттельман, ограничивается применением набора ритмических построений, воспроизводимых на ударных инструментах.
А колокольный звон, используемый и сейчас и нашими предками - всегда помогал в случаях изгнания бесовской силы. Считается, что колокол таинственно связан со святыми силами и людскими душами; он будит землю и небо.
В
широком понимании, музыкотерапия
— психотерапевтический метод, основанный
на целительном воздействии музыки
на психологическое состояние
Конечная цель одна - обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма, которую люди утрачивают в процессе неразумной жизни на планете Земля.
При музыкотерапии происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.
При
активной музыкотерапии пациенты сами
участвуют в исполнении музыкальных
произведений (в хоре или музыкальном
оркестре), применяя при этом как
обычные музыкальные
Основной целью в данном случае, помимо лечебного воздействия, происходит интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость (ложное стеснение), некоторые комплексы, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.
Современные
исследования показали, что возможности
применения музыкотерапии в
Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь резистентностъ организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактаческой медицины.
Напомню, что когда мы слушаем музыку, наш организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов: ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, восстанавливает энергопоток, снимает мышечное напряжение.
Поэтому
правильно подобранная мелодия
оказывает благоприятное
Есть некоторая «классическая» схема воздействия определённых произведений на конкретное заболевание, которая была сформирована опытно-экспериментальным путём.
Замечено, что:
снимает головную боль, уменьшает эмоциональное напряжение прослушивание пошнеза Огинского «Прощание с Родиной», «Венгерская рапсодия 1» Листа, «Фиделио» Бетховена, Моцарт - Дон Жуан, Хачатурян - Сюита Маскарад.
снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы – «Симфония» Гайдна, «Лунная соната» и Симфония ля-минор Бетховена, «Итапьянский концерт» Баха, «Кантата №2» Баха, музыка Генделя