Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:34, реферат
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования всесторонне развитой личности ребёнка. Дать знания, развить умения и навыки – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
Это в большей степени касается и восприятия музыки в детском саду. В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души…»
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Музыкальное восприятие – одно из древнейших видов музыкального искусства……………………………………………………..5
1.1. Теоретический анализ влияния восприятия музыки в истории человечества……………………………………………………………………5
1.2. Целебные свойства музыкального восприятия. Музыкотерапия……..11
Глава II Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в детском саду……………………………………………….18
2.1. Характеристика и анализ восприятия музыки как вида деятельности ведущими психологами, музыкантами, музыковедами…………………….18
2.2. Требования программы по восприятию музыки в старших группах дошкольного возраста………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29
успокаивает, уменьшает чувство тревоги и неуверенности прослушивание – «Аве Мария» Шуберта (Звучит НВ ЭГПОП стрэнице), вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, мелодии Рубинштейна, Бетховен - Симфония 6, часть 2, Ноктюрн соль-минор, мазурки и прелюдии Шопена.
алкоголизм и курение (наркотическая зависимость) уменьшаются от прослушивания – «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Метель» Свиридова, «Лебедь» Сен-Санса.
восстанавливает
кровяное давление и сердечную деятельность,
снимает напряженность в
Бессонницу устраняют - сюита «Пер Гюнт» Грига (здесь), «Грустный вальс» Сибелиуса, Трезы Шумана, пьесы Чайковского.
гастрит «не любит» - «Сонаты N7» Бетховена.
эпилепсия «не любит» - "Сонату К448" Моцарта.
улучшает зрение - музыка Вольфганга Амадея Моцарта
уменьшает суставные боли - музыка Вольфганга Амадея Моцарта
росту умственных способностей удетей - способствует прослушивание музыки Моцарта.
нормализует работу мозга - прослушивание сюиты «Пер Гюнт» Грига .
стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение помогает музыка Бетховена, Штрауса.
ускоряет рост растений - музыка Россини.
Для поднятия общего жизненного тонуса, наполнения себя жизненной силой, улучшение самочувствия, активности, настроения, вдохновением, творческой энергией: Чайковский - Шестая симфония - 3 часть, Шопен - Прелюдия 1 - опус 28, Лист - Венгерская рапсодия 2, Бетховен - Увертюра Эдмонд.
Из
эстрадной музыки можно отметить
музыку: Энгельберт Хампердинк, Демис
Руссос, Хулио Иглессиас, Сара Брайтман,
песня Александры Пахмутовой «Беловежская
пуща».
Глава
II Восприятие
музыки – ведущий вид
детской музыкальной
деятельности в детском
саду
2.1.
Характеристика и
анализ восприятия музыки
как вида деятельности
ведущими психологами,
музыкантами, музыковедами
Всем известно глубокое воздействие музыки на внутренний мир человека, описанное А.М. Горьким в произведении «В людях»: «…когда слушаешь её, то забываешь – день на земле или ночь, мальчишка я или старик, забываешь всё»3
Восприятие
музыки при слушании её – самый
распространённый вид музыкальной
деятельности, доступный каждому, а
не только музыкантам. Диапазон её очень
широк. Слушать можно публичные
концерты с участием артистов –
профессионалов, домашнее музицирование,
разнообразные радио и
В дошкольном возрасте можно говорить лишь об истоках становления слушания музыки как вида музыкальной деятельности. Воспитывая дошкольников, развивая их способности нельзя обойтись без вышеназванного вида музыкальной деятельности. Поэтому необходим специальный раздел слушания музыки, позволяющий (в определённой системе) знакомить детей с более разнообразными, более сложными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это откроет перед детьми ещё один путь обогащения их музыкального опыта и дальнейшего музыкального развития.
По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка - «образно-звуковое отображение действительности»4. В ней слышится живая речь – взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню, её надо услышать, а выучив прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать её постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.
Слушание (восприятие) музыки как вид самостоятельной деятельности складывается из следующих действий:
В начале нашего века многие крупные музыканты (такие как Б.В.Асафьев, Б.Л. Яворский) уделяли этому вопросу серьёзное внимание. Известный педагог В.Н.Шацкая начала работу по развитию навыков слушания музыки в детских садах ещё в дореволюционное время.
Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понята детьми вне опоры на немузыкальные средства. Поэтому так важно включать в репертуар для детей произведения программного характера. По этому вопросу он высказывает своё мнение: «Оставлять ребёнка на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно – изобразительными средствами. Ознакомление с которыми ему доступно»5.
Метлов. Н.А. расширил область восприятия музыки. Именно он ввёл в программу для детского сада высокохудожественную музыку и сам лично принимал участие в отборе и записи музыкального репертуара для детей. Великий музыкант-педагог обогатил репертуар музыки для детей произведениями известных композиторов классиков: М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, И.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э. Грига, Р.Шумана, Ф. Шопена, Д..Шостаковича, Д.Кабалевского и др.
Значительным
вкладом в теорию музыкального воспитания
является система, развиваемая Д.Б.Кабалевским,
известным советским
Суть
системы Д.Кабалевского в том, что
уже на начальных этапах обучения
вся, воспринимая старшими дошкольниками,
музыка концентрируется вокруг трёх
важнейших жанров музыки: песни, марша,
танца. В своей программе, составленной
по этому принципу, Д.Б.Кабалевский
пишет: «Три кита –
песня, танец, марш –
три основные сферы
музыки…они пронизываю
всю классическую и
современную музыку
– симфоническую и камерную,
вокальную и инструментальную»6.
Д.Б.Кабалевский подчёркивает, что опора
на песню, марш, танец даёт возможность
объединить большое музыкальное искусство
с музыкальными занятиями, обеспечивая,
таким образом, теснейшую связь этих занятий
с жизнью. Как отмечал Д.Б.Кабалевский.
такой подход позволяет добиться того,
что «восприятие музыки сразу же становится
активно-творческим, аналитическим. Ведь
педагог предлагает им послушать «не песню»,
«не марш», «не танец», а музыку
вообще. Дети должны ( и могут!) сами услышать
и определить характер музыки и принадлежность
её к одной из трёх основных областей музыки»
2.2.
Требования программы
по слушанию музыки
в старших группах
дошкольного возраста
Программа воспитания дошкольников7 по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи: знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки; развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выражение в музыке; различать музыкальные образы, особенности их развития; дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.
Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое
произвольное внимание, умение сосредотачиваться,
улавливать музыку более
Содержание программы включает в себя три основных элемента: ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; привитие навыков культуры слушания музыки; формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке.
Программа
по слушанию музыки строится на основе
чётко продуманной системы. Она
состоит из произведений, в которых
последовательно усложняются
Известно, что Д. Б. Кабалевский применил тематическое построение своей программы. Этот принцип можно использовать и при составлении программы музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Темы организуют процесс формирования музыкального восприятия детей. Последовательность тем вводит ребёнка в мир музыки, обогащает его эмоциональное переживание, и, кроме того, ребёнок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, и они могут быть выражены средствами музыкальной выразительности.
В основе программы лежат три основные темы.
Первая тема: «Какие чувства передаёт
музыка?» Детей знакомят с
Вторая тема: «О чём рассказывает
музыка?» Детей знакомят с
Третья тема: «Как рассказывает музыка?» Детей знакомят с развитием художественных образов и средствами выразительности - музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи. Конечно, разделение тем очень условно, так как, привлекая внимание детей к одной из них, педагог затрагивает и другие темы.
К
концу пребывания в детском саду
ребёнок способен узнавать произведение
в целом, отдельные его части,
припев, заключение. Имея запас знакомых
музыкальных произведений, он может
различать их виды, характерные особенности
(марш, пляска, колыбельная). У него формируются
первоначальные представления о
содержании песен, пьес, их форме (вступление,
заключение, запев, припев, часть), наиболее
ярких средствах
Программа «Синтез»
«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр.3).
Авторы
считают, что полноценное восприятие
и осознание человеком