Влияние музыки на формирование личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:47, доклад

Краткое описание

Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни.

Оглавление

Введение

Глава 1. Проявление музыкальности в раннем детстве

1.1 Музыка - как средство всестороннего развития ребенка

1.2 Влияние музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада

Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие

2.1 Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка

2.2 Виды музыкального воспитания формирование личности ребенка

Файлы: 1 файл

Влияние музыки на формирование личности ребенка.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

Занятия включают чередование  различных видов деятельности: (вход, приветствие, музыкально ритмические  упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, игры на детских  музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально дидактические игры, подвижные  игры, танцы, хороводы, и т.д.). Обеспечивая тем самым разносторонние развитие музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия содействуют воспитанию влияний многих положительных качеств на формирование личности ребенка.

Объединяют детей  общими радостными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Музыкальные занятия  в детском саду оказывают влияние  на формирование личности ребенка на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельностей  детей будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения, досуги пройдут  успешнее, интереснее, если выученные  на занятиях песни, пляски, хороводы, игры дети исполняют выразительно и непринужденно.

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма  ребенка, вызывает реакции связанные  с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы  влияния музыки на организм, то можно  вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния  мажорного и минорного ладана состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование  мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует  личность ребенка во время работы и при отдыхе.

Научные данные о  фозиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитание личности ребенка.

Пение развивает  голосовой аппарат, укрепляет голосовые  связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечение  заикания), что способствует выработке  вокально слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятие музыкально ритмическими упражнениями, основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется выработка, четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения , присутствует и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.

О роли музыки в повседневной жизни хочу подчеркнуть особо. Музыкальное  воспитание личности ребенка особо  осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления на всестороннее развитие и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематические проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствует формированию более полному и гармоническому их развитию.

Утренники в начальной  школе занимают особое место в  системе музыкального воспитания и  формирования личности ребенка. Они  соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства  и художественной деятельности.

Именно на утренниках художественная деятельность детей  разнообразна: торжественные шествия, перестроения, хороводы, пение, инсценировки, игры, танцы, выразительное чтение стихотворений, исполнение музыкальных произведений, яркое, красочное оформление музыкального зала, создает у детей приподнятое  настроение, вызывает эмоциональные  чувства. Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обладая большой силой эмоционального воздействия, это влияет на детей и создает соответствующие настроение: торжественно приподнятое, спокойное, веселое. Музыка на утренниках углубляет художественные образы, поэтического текста, вызывает у детей чувство сопереживания содержанию песни. На праздниках и развлечениях дети занимаются различными видами музыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танца, играют на детских музыкальных инструментах небольшими ансамблями, в музыкальные игры, водят хороводы, А музыкальный репертуар на праздниках и развлечения используется достаточно разнообразно. 

Музыка в начальной  школе звучит не только на утренниках, на занятиях, но и в повседневной жизни начальной школы. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, также физкультурные  занятия, активирует детей, значительно  повышая качество выполняемых ими  упражнений, организуя коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной  систем организма. При выполнение упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В это же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных её композиторов эмоциональной отзывчивости, слуха.

Ребенок и здесь  учиться воспринимать музыку, двигаться  в соответствии с её характером, средствами выразительности. И так, использование музыки на физкультурных  занятиях , утренний гимнастики, влияет укреплению организма и развитие музыкальности, в дальнейшем формируя личность ребенка. 

Влияние музыки на младших  школьников осуществляется также и  в повседневной жизни детского сада. Использование музыкальных произведений в часы приема детей, досугов, на прогулке, занятиях, обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует на формирование развития самостоятельной  творческой инициативы. Влияние музыки в повседневной жизни детей в  условиях начальной школы определяется четким руководством со стороны воспитателя, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирают  музыкальный репертуар, предполагая  включение его в разные моменты  жизни ребенка. Рассмотрим, некоторые  возможности влияния музыки в  часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных  занятиях, связанных с художественной деятельностью детей. 

Дети очень любят  слушать музыку не только во время  музыкальных занятий. С большим  удовольствием они слушают песни, инструментальную музыку на дисках, кассетах. В часы досуга дети поют вместе с  учителем знакомые им песни, учитель  занимается и отдельными детьми, помогает им освоить игру на детских музыкальных  инструментах или сложный элемент  танца. 

В свободное от занятия  время дети часто утраивают игры, в которых влияние музыки отводится  значительная роль. Например, играя  в «концерт», «музыкальные занятия», «день рождения», дети вспоминают и  исполняют музыкальные произведения, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, подбирая их на металлофоне или других музыкальных  инструментах. Также на детей влияют музыкально дидактические игры, которые развивают музыкальных слух, творческие способности ребенка, помогают в игрой форме усвоить элементы нотной грамоты. Музыкально дидактические пособия, которые влияют на личность ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Например, музыкально дидактическая игра «Песня, танец, марш», где дети воспринимают бодрую, веселую, подвижную , энергическую музыку, четко и ритмично ходят под неё, определяют жанр музыкально произведения с помощью картинок символов. 

Музыка оказывает  свое воспитательное влияние и воздействует и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая  различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя  накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участках организуются интересные игры. Дети могут  самостоятельно или вместе с учителем петь любимые ими песни, водить хороводы. Успех всей этой работы во многом зависит  от воспитателя, от установления тесного  контакта в работе учителя  и музыкального руководителя. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной  деятельностью, влияние музыки, также  может найти широкое применение. 

Гораздо быстрее  и интереснее будет воспринимается сказка детьми, если при первоначальном её пересказе используется музыкальные произведения, детские музыкальные инструменты. Это позволяет детям понять характер героев, особенности персонажей сказок. Влияние музыки также помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления

Влияние музыки в  различных видах деятельности младшего школьника должна найти применение благодаря активной организации  деятельности педагога в формирование личности ребенка. 

Глава 2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие 

Влияние музыки, непосредственно  воздействует на чувство ребенка, формирует  его моральный облик. Воздействие  музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя  детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает  чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают  интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует  от участников единых усилий. Общие  переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музык, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Таким образом, музыкальная  деятельность влияет и создает необходимые  условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает  первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными  процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и  различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности  художественных образов, учатся разбираться  в структуре произведения. Отвечая  на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок  делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.

В музыкально ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец народная пляска, пантомима и особенно музыкально игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой либо персонаж, используя выразительные движения, мимику слова. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, музыка влияет на них, после они распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

2.1 Задачи музыкально  воспитания формирование личности  ребенка 

Основная задача формирование личности ребенка в  начальной школе является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное  воспитание. Н.К. Крупская так характеризует  значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку  через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить  и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и  развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия  музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического  отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. 

Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего  и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия  музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь  к музыке. Эта задача решается  путем развития восприимчивости,  музыкального слуха, которые помогают  ребенку острее почувствовать  и осмыслить содержание услышанных  музыкальных произведений.

Информация о работе Влияние музыки на формирование личности ребенка