Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:38, реферат
Мечта о прекрасном характеризует музыкально-педагогическую
жизнедеятельность Кодая, а также его музыкально-фольклорную
исследовательскую работу. Красота простой трансильванской народной песни
привлекла к себе в первом десятилетии нашего века музыкальное сердце Кодая.
Это “переживание” он хотел разделить со всем народом, со всем миром. Он
хотел оградить ребенка и молодого человека от безрадостной жизни без
хорошей музыки. Он передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народной
песни
Реферат
на тему: “Система музыкального
воспитания Золтана Кодая”.
1. Золтан Кодай – композитор
и педагог.
Главнейшими особенностями
были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна
в работе каждая мелочь, и демократичность основной идеи, определявшей его
педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем! Эти черты и
принципы характеризуют весь его жизненный путь.
Мечта о прекрасном характеризует музыкально-педагогическую
жизнедеятельность Кодая, а также его музыкально-фольклорную
исследовательскую работу. Красота простой трансильванской народной песни
привлекла к себе в первом десятилетии нашего века музыкальное сердце Кодая.
Это “переживание” он хотел разделить со всем народом, со всем миром. Он
хотел оградить ребенка и молодого человека от безрадостной жизни без
хорошей музыки. Он передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народной
песни. Как-то его спросили, что он намеревается сделать со старыми
венгерскими песнями. “Я хотел бы, чтобы они зазвучали всюду, где собираются
четыре-пять венгров, – сказал он, – я стал бы с помощью песен останавливать
людей на улицах, когда они с измученными лицами ищут удачу, гонятся за
куском хлеба насущного, чтобы, припав к этому волшебному роднику, они
смогли почерпнуть утешение. Я понес бы эти песни по всему свету, повсюду,
где понимают музыкальный язык; пусть люди, обратившись к этим песням, лучше
познают то, что они недостаточно хорошо знают: пусть познакомятся с
Венгрией и ее культурой. Все это я хочу совершить с помощью старых
венгерских песен!”
Личное присутствие Кодая
как на учителей, так и на студенчество Будапештской музыкальной академии.
Своей музыкально-педагогической работе Кодай придавал даже большее
значение, чем своей композиторской деятельности. Многие десятилетия отдавал
он все свои силы устранению музыкальной неграмотности венгерской молодежи.
Те, кто обучает в Венгрии музыке, имеют полное право считать себя его
учениками. Тысячи людей – дети, юноши, взрослые – музицировали в хоре в его
присутствии, и многие еще помнят захватывающую силу воздействия его
личности. Она продолжает воздействовать и после его смерти, продолжает жить
в его музыкальных произведениях и в тех людях, которые когда-либо с ним
встречались.
2. Основные принципы музыкального
воспитания Золтана Кодая.
В рецензии на вышедшую в 1911 году книгу Матиаша Золтаи “Теория
музыки и учение о гармонии” Кодай называет тренировку подлинной целью
занятий по музыкальной теории; самое важное – уметь петь с листа и
записывать по слуху мелодию. Спустя десятилетия эта мысль будет развита в
его высказываниях о преподавании сольфеджио.
В 1929 году в статье “Детские хоры” Кодай начинает искать
систематический путь, как улучшить музыкальное воспитание, сделать эти
уроки глубже, содержательнее. В той же статье он впервые ставит вопрос,
несколько заостряя его, кто важнее: учитель пения в деревне или же доктор
оперного театра в столице. Последнего, если он плох, можно сместить; плохой
же учитель пения может увести ряд поколений от музыки, от истинного
наслаждения ею.
“Мне все более начинает
вряд ли можно помочь. Поэтому я стал опускаться на все более низкие
ступени. Дурной вкус взрослых вряд ли удастся исправить. В то же время рано
развитый хороший вкус трудно испортить”. Культура более высокого порядка,
способная охватить широкие слои, достижима только через школу. “Мое
внимание направлено на общеобразовательные школы. В двадцатых годах мне
стало ясно, что массовое музыкальное воспитание должно начинаться именно
оттуда”. Не будем здесь вдаваться в подробности той борьбы, которую вел
Кодай в течение нескольких десятилетий за повышение уровня музыкально-
воспитательной работы в венгерской школе, за то, чтобы занятиям музыкой
было предоставлено больше времени, за усовершенствование программы, за
лучших педагогов.
Можно ли требовать это все от школы? В двадцатые годы правящие круги
неодобрительно относились к стремлениям Кодая и говорили, что
общеобразовательная школа не есть музыкальная школа. В ответ на это Кодай
выдвигает основополагающий принцип: “Музыка обязательно нужна для развития
человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись”.
Кодай считал, что детям следует давать лишь совершенный по форме и
содержанию материал. Самое лучшее и будет тем, что нужно. С помощью великих
творений и должны быть приобщены дети к великим творениям.
Родным музыкальным языком
тогда, когда он овладеет ею, можно обратиться к другому музыкальному
материалу.
При помощи того музыкального инструмента, который всего доступнее, –
при помощи человеческого голоса, пения следует, опираясь на народную
музыку, постепенно осваивать великие музыкальные творения. По этому пути
смогут пойти к музыке не только отдельные избранники, но и широкие народные
массы.
В 1937 году Золтан Кодай в своей статье “Дать тон” обращается к
конкретной хоровой практике. Основные принципы метода Кодая
выкристаллизовались в следующих положениях:
1. Из-за того, что фортепианный строй темперирован и к тому же
инструмент этот легко расстраивается, он не способен содействовать чистоте
хорового пения и не подходит поэтому ни для того, чтобы дать тон и
настроить хор, ни для того, чтобы сопровождать хоровое пение.
2. Ознакомление с мелодиями
путем их проигрывания на фортепиано! (Ведь и выдающиеся оркестровые
дирижеры поют во время репетиции, чтобы добиться от оркестра лучшего
исполнения; через ряд лет Золтан Кодай по другому случаю сошлется в этой
связи на Тосканини.)
3. Таким образом, хор при
фортепианное сопровождение; будет лучше, если участники хора овладеют
чтением нот. Это означает, следовательно, что путь от музыкальной
неграмотности к музыкальной грамотности предполагает овладение чтением и
записью музыки.
В это же время появилась первая тетрадь “Bicinia Hungarica”
(“Венгерское двухголосие”), за которой последовали еще три тетради.
Методические указания в этих тетрадях содержат уже ряд конкретных
соображений:
1) о введении и использовании релятивной сольмизации;
2) о пентатонике как отправной
музыкального языка венгерского ребенка.
В связи с релятивной
итогам работы английских музыкантов-педагогов и к тому, что успешное
проведение полноценного массового музыкального образования возможно, если
основываться на английском опыте, только с помощью релятивной сольмизации.
Да и будущий молодой музыкант-профессионал сможет извлечь для себя пользу,
опираясь на релятивную сольмизацию. Выраженная при помощи сольмизации
тональность придает нотной записи наглядный смысл; становится также более
понятной и музыкальная структура. В этой связи Кодай впервые поднимает
вопрос об особой важности многоголосного пения; указывает, что
многоголосное пение следует начинать значительно раньше, чем это было
принято, и настойчиво рекомендует учителям пения обратиться к сборнику
сольфеджио Берта-лотти. Этот сборник вышел под редакцией Миклоша Форраи, и
материал его до сегодняшнего дня используется в Венгрии в качестве основных
упражнений для обучения пению, особенно во время занятий по сольфеджио.
Л. Добсаи развил четіре
во-первых, только активная музыкальная деятельность, только практика
музицирования может явиться основой музыкального воспитания и способна
привести к подлинному переживанию-пониманию музыки;
во-вторых, единственным “инструментом” для музицирования, который
доступен любому и каждому, является человеческий голос;
в-третьих, только
всеобщему музицированию, к совместному музыкальному переживанию и к чувству
человеческой общности;
в-четвертых, ничто другое, кроме пения не способно развить
относительный звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности.
Информация о работе Система музыкального воспитания Золтана Кодая