Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:38, реферат
Мечта о прекрасном характеризует музыкально-педагогическую
жизнедеятельность Кодая, а также его музыкально-фольклорную
исследовательскую работу. Красота простой трансильванской народной песни
привлекла к себе в первом десятилетии нашего века музыкальное сердце Кодая.
Это “переживание” он хотел разделить со всем народом, со всем миром. Он
хотел оградить ребенка и молодого человека от безрадостной жизни без
хорошей музыки. Он передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народной
песни
По мнению Кодая, обучать
когда они научатся читать ноты. Это пожелание Кодая было организационно
осуществлено после 1945 года: инструментальному обучению предшествует
теперь подготовительный год, на протяжении которого дети познают основы
чтения нот и, обучаясь пению, развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Проблемы, связанные с обучением музыканта-профессионала, были
затронуты Кодаем
в его выступлении в
По его мнению:
1) виртуозная игра пальцев не должна отодвигать на задний план
духовную сторону дела; у хорошего музыканта слух должен играть
первенствующую роль;
2) надо уметь читать ноты и без инструмента; исполнитель должен
понимать то, что играет.
Эти мысли Кодай обстоятельно развил в 1953 году в своем выступлении в
Будапештской высшей школе (на празднестве по случаю окончания учебного
года). При этом он привлек внимание к некоторым положениям Роберта Шумана в
его работе “Жизненные правила для музыкантов”, и особенно к вопросу, какими
качествами должен обладать хороший музыкант. В позднее опубликованной речи
под заголовком “Кто является хорошим музыкантом?” он снова подчеркивал, как
важно знать старинные ключи и уметь в них петь, сколь необходимо
совершенствовать свой музыкальный вкус и сколь полезно ежедневно играть
фуги Баха. Фуги эти следует исполнять не только в оригинальной тональности,
но и транспонировать их. Важнейшее требование к молодым музыкантам, и
особенно к инструменталистам, – петь в хоре. Наиболее целесообразно петь
средние голоса. Надо разбираться и в других искусствах, например в
художественной литературе. Необходим в совершенстве развитый слух.
Зрительно воспринятая нотная запись должна в сознании тотчас же
превращаться в звучание, а акустический звук – в нотную запись. Только так
сможет сократиться
число “глухонемых музыкантов”.
центре которого инструментальная музыка, должен прийти кантабильный стиль
музицирования,
характерный для стран с
Подводя итог, можно сказать: Кодай требует, чтобы хороший музыкант
обладал развитым слухом, развитым интеллектом, развитыми чувствами и
развитыми руками. Все эти четыре элемента должны находиться в равновесии,
ни один не должен доминировать.
Кодай рассматривает
ребенка. Как и родным словесным языком, ребенку надо овладеть им в самом
раннем возрасте. Следовательно, если речь идет об венгерском ребенке, нужно
стремиться к тому, чтобы основные методологические принципы музыкального
обучения опирались на особенности венгерской народной песни. Метод обучения
не должен вступать в противоречие с учебным материалом; напротив, он, метод
этот, должен способствовать более глубокому его пониманию.
Овладение ритмическими
дать таким
путем ребенку возможность
Это ведет к знакомству с четвертями и восьмыми.
Выученные по слуху песни,
ходьба в ритме выученной песни, пение с текстом – вот первые шаги на пути
знакомства с музыкой. Встречающиеся в песнях короткие ритмические мотивы в
размере 2/4 дети в возрасте от 3 до 5 лет после показа учителем
прохлопывают с легкостью.
Одно из заслуживающих
том, что метод этот исходит из понимания непреложной необходимости
осознанно ориентировать музыкальное обучение на психологические особенности
того или другого возраста, а также – и на этом делается особый упор – из
понимания того, сколь важно начинать музыкальное воспитание возможно
раньше. Занятия музыкой, начинаемые в игровой форме, с каждым годом
становятся более серьезными и постепенно приобретают для учеников все
большее и большее значение. Музыкальное обучение всегда должно опираться на
реально звучащую музыку, на песни, которые поются, на индивидуальные
переживания и активное музицирование. Если идут по этому пути, изучаемое
перестает быть только интеллектуально познаваемым учебным материалом или
чем-то усваиваемым в одних лишь словесных формулировках, а превращается в
неизгладимое переживание, во встречу с искусством.
После того, как в 1940 году Кодай
раскритиковал музыкальное
в детских садах, музыкальное руководство обратило внимание на самых
маленьких. Сегодня мы можем уже сказать, что деятельность Каталин Ф.
Форраи, близкой сотрудницы Золтана Кодая, способствовала созданию
благоприятной почвы для музыкального воспитания в детских садах страны.
Детям преподносится теперь “музыкальная пища” высокохудожественного
качества: ведь согласно Кодаю, музыка – это духовная пища! Для того чтобы
учебный материал, в основу которого положены венгерские народные песни,
игры и поговорки, сделать еще богаче, Кодай издал сборник “Песни для
маленьких людей” (“Kis emberek dalai”). Тексты к сборнику были написаны
поэтами, сумевшими глубоко проникнуть в детскую речь и выразить в
поэтической форме мир детских чувств. Мелодии были созданы Кодаем; многие
из них мы находим в “ЗЗЗ упражнениях в чтении с листа” (“ЗЗЗ
olvasogyakorlat”). Как эти, так и ряд других песен проникнуты одним и тем
же духом; все они обладают чем-то общим, а именно: мелодически и ритмически
полностью соответствуют особенностям детского восприятия и образуют
солидную основу для изучения детьми родного венгерского музыкального языка.
Итак, существенной стороной педагогики Кодая является то
обстоятельство, что он придавал пению огромное значение, с одной стороны,
потому, что оно должно обеспечить ведущую роль внутреннего слуха в
музыкальной деятельности (в процессе инструментального обучения через
сольфеджио); с другой же стороны, еще и потому, что этот общедоступный,
бесплатный инструмент способен включить всех в активную музыкальную жизнь,
а только это может привести к развитию музыкальной культуры. Заметим,
однако, что пение ведет к цели лишь в том случае, если благодаря ему ученик
всем нутром своим сблизится с музыкой и если путь, избранный педагогом,
ведет к познанию истинных произведений, шедевров музыкальной культуры.
В начале 50-х годов по планам Золтана Кодая возникла школа нового типа
– общеобразовательная школа с расширенным обучением музыке. В этой школе в
течение восьми лет дети ежедневно получают уроки пения и музыки. Цель школ
этого типа — придать музыке такое же значение, как и другим
общеобразовательным предметам. Дети должны как можно раньше научиться
читать и записывать музыку. Вместе с развитием музыкальных способностей
должна возрасти и восприимчивость детей к другим общеобразовательным
предметам. Эти школы призваны воспитывать как музыкально образованную
публику, так и будущих музыкантов-профессионалов. В школах такого типа
ученик первого класса приобретает музыкальные знания не на двух
еженедельных 30-минутных уроках пения, а на ежедневных занятиях, которые
длятся 45 минут. Благодаря этому к концу первого школьного года дети
сольмизируют по релятивной системе, свободно читают ноты, а также знают
скрипичный ключ и абсолютные названия звуков. Они изучают и поют по памяти
примерно восемьдесят народных песен с текстами, с легкостью читают с листа
пен-татоническне мелодии и записывают их в виде диктанта. Их ритмическое и
мелодическое восприятие развивают различными способами. При этом известную
роль имеет прохлопывание мелодий, ритмов и остинато, а также двухголосное
пение. В 1941 году в предисловии к своему труду “Петь чисто!” (“Enekeljunk
tiztan”) Золтан Кодай писал, что двухголосное пение используется в
музыкальном обучении слишком поздно. Мы стремимся рано включать
двухголосное или вообще многоголосное пение в учебную программу, и это
отличает наше преподавание от других музыкально-педагогических систем.
Двухголосное пение вводится при помощи ручных знаков. Но и до этого, когда
поют две группы, мы воспитываем ощущение двухголосия, обращаясь к вопросам-
ответам или к приему “эхо”. Полифоническое и гомофонное двухголосие
включаются в учебную программу почти одновременно. Сначала учитель
выполняет роль одной группы, а класс – другой. Затем класс разделяется на
две группы. Наконец, достигается главная цель – двухголосно поют два
ученика. Двухголосные упражнения на первых порах ограничиваются исполнением
двумя голосами только лишь двух ритмов; следующая ступень – одновременное
пение двух мелодий.
На школьных уроках пения дети
приобретают музыкальные
на материале родной народной музыки, позже – на народной музыке других
народов и на художественной музыкальной литературе. В учебном материале
народная музыка всегда играет значительную роль.
Кодай часто называл музыку пищей человека, а пентатонику – материнским
молоком, которое должно быть первой пищей каждого венгерского ребенка.
После усвоения родного пентатонического языка легко установить связь с
западной мажоро-минорной системой; если же вести детей в противоположном
Информация о работе Система музыкального воспитания Золтана Кодая