Система музыкального воспитания Золтана Кодая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:38, реферат

Краткое описание

Мечта о прекрасном характеризует музыкально-педагогическую
жизнедеятельность Кодая, а также его музыкально-фольклорную
исследовательскую работу. Красота простой трансильванской народной песни
привлекла к себе в первом десятилетии нашего века музыкальное сердце Кодая.
Это “переживание” он хотел разделить со всем народом, со всем миром. Он
хотел оградить ребенка и молодого человека от безрадостной жизни без
хорошей музыки. Он передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народной
песни

Файлы: 1 файл

Реферат 2.docx

— 33.84 Кб (Скачать)

      По мнению Кодая, обучать детей   на  инструменте  следует   лишь  тогда,

когда они научатся читать ноты.  Это  пожелание  Кодая  было  организационно

осуществлено  после  1945  года:  инструментальному  обучению   предшествует

теперь подготовительный год, на  протяжении  которого  дети  познают  основы

чтения нот  и, обучаясь пению, развивают музыкальный  слух и чувство ритма.

      Проблемы,  связанные   с   обучением   музыканта-профессионала,   были

затронуты Кодаем в его выступлении в Будапештской высшей школе в 1946  году.

По его мнению:

      1) виртуозная  игра  пальцев   не  должна  отодвигать  на  задний  план

духовную  сторону  дела;   у   хорошего   музыканта   слух   должен   играть

первенствующую  роль;

      2) надо уметь  читать  ноты  и  без  инструмента;  исполнитель   должен

понимать то, что играет.

      Эти мысли Кодай обстоятельно  развил в 1953 году в своем  выступлении  в

Будапештской  высшей школе  (на  празднестве  по  случаю  окончания  учебного

года). При этом он привлек внимание к некоторым  положениям Роберта Шумана  в

его работе “Жизненные правила для музыкантов”, и особенно к вопросу,  какими

качествами должен обладать хороший музыкант. В позднее  опубликованной  речи

под заголовком “Кто является хорошим музыкантом?”  он снова подчеркивал,  как

важно  знать  старинные  ключи  и  уметь  в  них  петь,   сколь   необходимо

совершенствовать  свой музыкальный вкус  и  сколь  полезно  ежедневно  играть

фуги Баха. Фуги эти следует исполнять не только в оригинальной  тональности,

но и транспонировать  их.  Важнейшее  требование  к  молодым  музыкантам,  и

особенно к  инструменталистам, – петь в  хоре.  Наиболее  целесообразно  петь

средние  голоса.  Надо  разбираться  и  в  других  искусствах,  например   в

художественной  литературе.  Необходим   в   совершенстве   развитый   слух.

Зрительно  воспринятая  нотная  запись   должна   в   сознании   тотчас   же

превращаться  в звучание, а акустический звук – в нотную запись.  Только  так

сможет сократиться  число “глухонемых музыкантов”.  Вместо  музицирования,  в

центре которого инструментальная музыка, должен  прийти  кантабильный  стиль

музицирования, характерный для стран с романскими языками.

      Подводя итог, можно сказать: Кодай   требует,  чтобы  хороший   музыкант

обладал  развитым  слухом,  развитым  интеллектом,  развитыми  чувствами   и

развитыми руками. Все эти четыре элемента должны  находиться  в  равновесии,

ни один не должен доминировать.

       Кодай  рассматривает  народную  песню  как  родной  музыкальный   язык

ребенка. Как  и родным словесным языком, ребенку  надо  овладеть  им  в  самом

раннем возрасте. Следовательно, если речь идет об венгерском ребенке,  нужно

стремиться к  тому, чтобы  основные  методологические  принципы  музыкального

обучения опирались  на особенности венгерской народной песни. Метод  обучения

не должен вступать в противоречие с учебным материалом; напротив, он,  метод

этот, должен способствовать более глубокому его пониманию.

      Овладение ритмическими знаниями  начинается с  шагов  и   ходьбы,  чтобы

дать таким  путем ребенку возможность ощутить  равномерность  тактовых  долей.

Это ведет к  знакомству с четвертями и восьмыми.

      Выученные по слуху песни, равномерные  хлопки и ходьба или же хлопки  и

ходьба в ритме  выученной песни, пение с текстом  – вот первые  шаги  на  пути

знакомства с  музыкой. Встречающиеся в песнях короткие ритмические  мотивы  в

размере  2/4  дети  в  возрасте  от  3  до  5  лет  после  показа   учителем

прохлопывают  с легкостью.

      Одно из заслуживающих внимания  преимуществ метода Кодая заключается   в

том,  что  метод  этот  исходит  из  понимания   непреложной   необходимости

осознанно ориентировать  музыкальное обучение на психологические  особенности

того или другого  возраста, а также – и на этом делается  особый  упор  –  из

понимания  того,  сколь  важно  начинать  музыкальное  воспитание   возможно

раньше.  Занятия  музыкой,  начинаемые  в  игровой  форме,  с  каждым  годом

становятся более  серьезными  и  постепенно  приобретают  для  учеников  все

большее и большее  значение. Музыкальное обучение всегда должно опираться  на

реально  звучащую  музыку,  на  песни,  которые  поются,  на  индивидуальные

переживания и  активное музицирование. Если идут  по  этому  пути,  изучаемое

перестает быть только интеллектуально  познаваемым  учебным  материалом  или

чем-то усваиваемым  в одних лишь словесных формулировках,  а  превращается  в

неизгладимое  переживание, во встречу с искусством.

      После того, как в 1940 году Кодай  раскритиковал музыкальное воспитание

в  детских  садах,  музыкальное  руководство  обратило  внимание  на   самых

маленьких. Сегодня  мы  можем  уже  сказать,  что  деятельность  Каталин  Ф.

Форраи,  близкой   сотрудницы   Золтана   Кодая,   способствовала   созданию

благоприятной почвы для музыкального  воспитания  в  детских  садах  страны.

Детям  преподносится   теперь   “музыкальная   пища”   высокохудожественного

качества: ведь согласно Кодаю, музыка – это духовная пища!  Для  того  чтобы

учебный материал, в основу  которого  положены  венгерские  народные  песни,

игры и поговорки,  сделать  еще  богаче,  Кодай  издал  сборник  “Песни  для

маленьких людей” (“Kis emberek dalai”).  Тексты  к  сборнику  были  написаны

поэтами,  сумевшими  глубоко  проникнуть  в  детскую  речь  и   выразить   в

поэтической форме  мир детских чувств. Мелодии были  созданы  Кодаем;  многие

из  них  мы  находим  в  “ЗЗЗ  упражнениях   в   чтении   с   листа”   (“ЗЗЗ

olvasogyakorlat”). Как  эти, так и ряд других песен  проникнуты  одним  и  тем

же духом; все  они обладают чем-то общим, а именно: мелодически и  ритмически

полностью  соответствуют  особенностям  детского   восприятия   и   образуют

солидную основу для изучения детьми родного венгерского  музыкального языка.

        Итак,   существенной   стороной   педагогики   Кодая   является   то

обстоятельство, что он придавал пению огромное значение,  с  одной  стороны,

потому,  что  оно  должно  обеспечить  ведущую  роль  внутреннего  слуха   в

музыкальной  деятельности  (в  процессе  инструментального  обучения   через

сольфеджио); с  другой же стороны, еще  и  потому,  что  этот  общедоступный,

бесплатный инструмент способен включить всех в активную  музыкальную  жизнь,

а только это  может  привести  к  развитию  музыкальной  культуры.  Заметим,

однако, что пение  ведет к цели лишь в том случае, если благодаря ему  ученик

всем нутром своим сблизится с музыкой  и  если  путь,  избранный  педагогом,

ведет к познанию истинных произведений, шедевров музыкальной  культуры.

      В начале 50-х годов по планам  Золтана Кодая возникла школа  нового типа

– общеобразовательная  школа с расширенным обучением  музыке. В этой  школе  в

течение восьми лет дети ежедневно получают уроки  пения и музыки.  Цель  школ

этого  типа  —  придать   музыке   такое   же   значение,   как   и   другим

общеобразовательным  предметам.  Дети  должны  как  можно  раньше  научиться

читать и записывать музыку.  Вместе  с  развитием  музыкальных  способностей

должна  возрасти  и  восприимчивость  детей  к  другим   общеобразовательным

предметам.  Эти  школы  призваны  воспитывать  как  музыкально  образованную

публику, так  и  будущих  музыкантов-профессионалов.  В  школах  такого  типа

ученик  первого  класса  приобретает   музыкальные   знания   не   на   двух

еженедельных 30-минутных уроках пения, а  на  ежедневных  занятиях,  которые

длятся 45 минут.  Благодаря  этому  к  концу  первого  школьного  года  дети

сольмизируют  по релятивной системе, свободно  читают  ноты,  а  также  знают

скрипичный ключ и абсолютные названия звуков. Они  изучают и поют  по  памяти

примерно восемьдесят  народных песен с текстами, с легкостью  читают  с  листа

пен-татоническне мелодии и записывают их в виде диктанта. Их  ритмическое  и

мелодическое  восприятие развивают различными способами. При  этом  известную

роль имеет  прохлопывание мелодий, ритмов и  остинато,  а  также  двухголосное

пение. В 1941 году в предисловии к своему труду  “Петь  чисто!”  (“Enekeljunk

tiztan”)  Золтан  Кодай  писал,  что  двухголосное  пение   используется   в

музыкальном  обучении   слишком   поздно.   Мы   стремимся   рано   включать

двухголосное  или вообще многоголосное  пение  в  учебную  программу,  и  это

отличает  наше  преподавание  от  других  музыкально-педагогических  систем.

Двухголосное  пение вводится при помощи ручных знаков. Но и до  этого,  когда

поют две группы, мы воспитываем ощущение двухголосия, обращаясь к  вопросам-

ответам  или  к  приему  “эхо”.  Полифоническое  и  гомофонное   двухголосие

включаются  в  учебную  программу  почти   одновременно.   Сначала   учитель

выполняет роль одной группы, а класс – другой. Затем  класс  разделяется  на

две группы.  Наконец,  достигается  главная  цель  –  двухголосно  поют  два

ученика. Двухголосные упражнения на первых порах ограничиваются  исполнением

двумя голосами только лишь двух ритмов; следующая  ступень  –  одновременное

пение двух мелодий.

      На школьных уроках пения дети  приобретают музыкальные  знания  сначала

на материале  родной народной музыки,  позже  –  на  народной  музыке  других

народов и на художественной  музыкальной  литературе.  В  учебном  материале

народная музыка всегда играет значительную роль.

      Кодай часто называл музыку  пищей человека, а пентатонику  – материнским

молоком, которое  должно  быть  первой  пищей  каждого  венгерского  ребенка.

После усвоения родного  пентатонического  языка  легко  установить  связь  с

западной мажоро-минорной системой; если же  вести  детей  в  противоположном

Информация о работе Система музыкального воспитания Золтана Кодая