Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:36, реферат
В своей работе я рассмотрю понятие музыкального воспитания, задачи музыкального воспитания, функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников.
Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Музыкальное воспитание…………………………………………………...4
а) задачи музыкального воспитания……………………………………………6
2. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………8
а) функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании……….9
б) музыкальные занятия……………………………………………………….11
в) самостоятельная музыкальная деятельность детей………………………..15
г) праздничный утренник……………………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………………..20
Что должен делать
воспитатель в ходе типового фронтального
занятия?
В первой части
занятия велика его роль в процессе разучивания
новых движений. Он участвует в показе
всех видов упражнений наряду с музыкальным
руководителем, что позволяет детям одновременно
развивать своё зрительное и слуховое
восприятие. Воспитатель видит всех детей,
может по ходу действия давать соответствующие
указания и делать замечания. Воспитатель
должен предлагать точные, чёткие и красивые
образцы движений во всех видах упражнений,
за исключением образных. В образных упражнениях
воспитатель даёт примерные образцы, так
как эти упражнения направлены на развитие творческой
активности детей.
Во второй части занятия
при слушании музыки воспитатель в основном
пассивен. Исполняет музыкальное произведение
и проводит по нему беседу музыкальный
руководитель. Воспитатель может помочь
детям при анализе музыки наводящими вопросами,
образными сравнениями, если дети не могут
ответить.
Главным образом, воспитатель
на личном примере показывает детям,
как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания,
следит за дисциплиной.
Во время разучивания новой
песни воспитатель поёт вместе с детьми,
показывая правильную артикуляцию и произношение.
Для знакомства детей с новой
песней, воспитатель, обладающий хорошими
музыкальными данными – голосом, чистой
интонацией, может исполнить песню сольно.
Как правило, подобное знакомство с новым
произведением вызывает живой эмоциональный
отклик у детей.
Умение музыкального
руководителя петь, танцевать, играть
на инструменте для детей является
естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и
На втором этапе разучивания
песни воспитатель поёт вместе с детьми,
одновременно следит, все ли дети активны,
правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова.
Вне музыкальных занятий, при закреплении
песни, нельзя учить с детьми слова без
мелодии. Музыкальные акценты не всегда
совпадают с текстовыми. При исполнении
песни на занятии с аккомпанементом дети
будут испытывать трудности. Подобные
нюансы отрабатываются музыкальным руководителем
на групповых или индивидуальных занятиях
с воспитателями.
На третьем этапе разучивания
песни ( на 5 – 6 занятиях ), когда дети
уже выразительно исполняют песню, воспитатель
с детьми не поёт, так как задачей этого
этапа является самостоятельное эмоционально
– выразительное пение без поддержки
голоса взрослого. Дети должны самостоятельно
начать песню после вступления или без
него, исполнить все динамические оттенки,
своевременно закончить пение. Исключение
составляет пение песен с детьми младших
групп, где не сформирован опыт хоровой
деятельности и помощь взрослого необходима.
При разучивании с
детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания,
замечания по ходу игры, может включиться
в игру при первом её исполнении или тогда,
когда игра требует равного количества
пар детей. С малышами воспитатель играет
на всех этапах разучивания игры.
В сюжетных играх воспитатель является
или только наблюдателем, даёт указания,
или (в сложной игре, а также в группах
младшего возраста) берёт на себя одну
из ролей. Игру детей прерывать не следует.
После того, как игра окончена, воспитатель
даёт необходимые разъяснения, указания
и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая
игру детей, помогает музыкальному руководителю
советом – подсказывает, что ещё не получается,
какие движения следует разучить в упражнениях
для дальнейшего совершенствования.
Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую
пляску – парную, тройками, элементы которой
дети разучили в процессе упражнений,
воспитатель показывает вместе с музыкантом
или с ребенком, если пляска исполняется
под аккомпанемент музыкального руководителя.
В процессе разучивания воспитатель даёт
указания, помогает правильно выполнять
движения, подсказывает смену движения,
обращая внимание на изменения в музыке,
танцует с детьми, у которых нет пары. На
заключительном этапе разучивания дети
танцуют самостоятельно. В плясках – импровизациях,
проводимых с детьми старшего возраста,
воспитатель не участвует, поскольку они
проводятся в целях развития творческой
инициативы детей. Он может записывать
последовательность сочинённых детьми
движений и в конце пляски может одобрить
или сделать замечания, если дети не проявили
свою индивидуальность в решении поставленной
задачи, движения у всех были одинаковые
или однообразные. Но обычно эти замечания
делает музыкальный руководитель. В танцах
с участием взрослого, где действия зафиксированы
автором движений, воспитатель всегда
во всех возрастных группах танцует вместе
с детьми.
В заключительной части занятия
воспитатель обычно не участвует (за исключением
младших групп), так как оценку занятия
даёт музыкальный руководитель. Воспитатель
помогает детям в перестроениях, следит
за дисциплиной.
В занятиях иной структуры
роль воспитателя зависит от видов
детской деятельности и соответствует
методике её проведения.
Кроме того, главная роль в музыкальном
воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Подобный вид деятельности
требует создания внешних условий,
определённой материальной среды. Детям
важно иметь свой музыкальный
уголок – с небольшим количеством
музыкальных инструментов, музыкально
– дидактических игр.
Планируя самостоятельную музыкальную
деятельность, воспитатель присматривается
в начале учебного года к детям. Кто чем
интересуется (пением, танцами, игрой
на инструменте), есть ли дети, которые
не принимают участие в музицировании?
Иногда ведущие роли достаются одним и
тем же детям. Это происходит отчасти из-за
желания ребёнка быть лидером, а не его
интереса к музыке. Другие дети тянутся
к музыке, но они робкие, нерешительные.
Воспитатель должен создать оптимальные условия для каждого
ребёнка.
Наиболее высокое качество работы может
быть обеспечено там, где воспитатели,
постоянно повышая свою музыкально –
педагогическую квалификацию, становятся
активными и умелыми помощниками музыкального
руководителя, используют музыкальный
материал в повседневной работе с детьми,
умеют самостоятельно проводить простейшие
музыкальные занятия при необходимости
– в отсутствии музыкального руководителя.
Когда у воспитателя уже есть некоторый
опыт наблюдений и анализа музыкальных
занятий, а также опыт их самостоятельного
проведения, он будет вносить свои предложения
при обсуждении методических приёмов
проведения занятий, стимулировать творчество
детей, подсказывать тему, распределять
роли, намечать развитие сюжета в играх
и инсценировках.
Такая квалификация приобретается воспитателем
постоянно, в результате систематического
анализа работы специалиста с детьми,
его инструктивных занятий с персоналом,
выполнения воспитателем постоянно усложняющихся
заданий музыкального руководителя.
Имея ввиду постоянное и всестороннее
повышение музыкально – педагогической
квалификации персонала, музыкант должен
не только обучать воспитателей пению,
движениям, правильной методике преподнесения
музыкального материала, но и повышать
общую культуру воспитателей, учить разбираться
в элементарных особенностях музыки –
в характере произведения, в музыкальной
форме (запев, припев, фраза.)
Желательно информировать коллектив о
знаменательных музыкальных датах, новостях
в музыкальном воспитании детей и других
вопросах музыкальной жизни.
Праздничный утренник.
Рассмотрим еще одну
важную форму музыкально – эстетического
воспитания детей – праздничный
утренник, который включает в себя
практически все виды творческой
деятельности детей и педагогического коллектива.
Утренник является частью
всей воспитательной работы, проводимой
в детском саду. Здесь осуществляются
задачи нравственного, умственного, физического
и эстетического воспитания. Поэтому
подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений
можно рассматривать как звенья единого
педагогического процесса.
Деятельность воспитателя на утренниках
очень разнообразна. Большое удовольствие
доставляют детям сольные и групповые
выступления воспитателей. Они могут показать
различные танцы, спеть песни, исполнить
роль персонажа.
Воспитатели, не выступающие в каких –
либо ролях, находятся с детьми своей группы.
Они внимательно следят, как дети воспринимают
то, или иное выступление. Поют вместе
с ними, подготавливают атрибуты, детали
костюмов, вовремя переодевают детей,
помогают им, если это необходимо, при проведении
игры и исполнении танца.
После праздника дети
долгое время вспоминают понравившиеся
им выступления. Воспитатель должен
стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой
своих занятий. Он предлагает детям нарисовать
или вылепить понравившегося героя, придумать
новый сюжет с персонажами утренника,
проводит беседы, повторяет в группе и
на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.
Воспитатель может самостоятельно разучить
с детьми игру, поставить небольшое театрализованное
представление, которые затем могут быть
включены в музыкальное занятие или в
программу праздничного утренника.
Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах, найти такую форму критических замечаний, которая не задевает самолюбия и вызывает желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.
Заключение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная, в начале работы достигнута.
В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Воспитатель наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Воспитателя важно заинтересовать и увлечь музыкальной деятельностью. Нужно вызвать в нём желание учиться музыке, заниматься ею, тогда воспитатель будет лучшим помощником музыкального руководителя.
Список используемой литературы:
Информация о работе Роль воспитателя в музыкальном воспитании дошкольника