Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:04, курсовая работа
Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация методики развития у детей индивидуальности в процессе музыкальных занятий.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предметом данного исследования является содержание и методика развития индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий.
Введение……………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий …………………………………………...….....6
1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………………………....6
1.2. Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий………………………………………………………………...…………...8
2. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий ………………………………….………………………..21
2.1. Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий………………………………………………...21
2.2. Проверка эффективности проделанной работы …………………...29
Заключение………………………………………………………...……...34
Список литературы…………………………....………………………….36
Приложения
Таблица 5
Результаты контрольной диагностики в контрольной группе
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Ладовое чувство |
Музыкально-слуховые представления |
Чувство ритма |
Общий балл | |
1 |
2 | |||||
1 |
Буланкина Вика |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
2 |
Смирнова Соня |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
3 |
Шаповалов Максим |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
4 |
Пузова Настя |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
5 |
Кочеткова Кристина |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
6 |
Максурова Даша |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
7 |
Маркин Данил |
2 |
2 |
1 |
2 |
7 |
8 |
Малов Егор |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Индивидуальная динамика
результативности контрольной диагностики
в контрольной и
Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у трех детей (37,5%). По итогам диагностики их общий результат увеличился на три балла. У трех детей (37,5%) результат увеличился на два балла, у одного ребенка (12,5%) результат улучшился на один бал. К сожалению, следует констатировать тот факт, что у одного ребенка не произошло никаких улучшений.
Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что изменений в результатах на контрольном этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.
Общую картину распределения
детей контрольной и
Таблица 6
Результаты контрольной
диагностики в
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Баринов Семен |
9 |
В |
2 |
Гречковская Кира |
9 |
В |
3 |
Кутепов Андрей |
8 |
С |
4 |
Мирошниченко Алина |
8 |
С |
5 |
Морозов Юра |
6 |
НС |
6 |
Самохвалова Полина |
8 |
С |
7 |
Фролов Артем |
6 |
НС |
8 |
Журавлева Полина |
10 |
В |
Таблица 7
Результаты контрольной диагностики в контрольной группе
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Общий балл |
Уровень |
1 |
Буланкина Вика |
6 |
НС |
2 |
Смирнова Соня |
7 |
С |
3 |
Шаповалов Максим |
7 |
С |
4 |
Пузова Настя |
6 |
НС |
5 |
Кочеткова Кристина |
6 |
НС |
6 |
Максурова Даша |
7 |
С |
7 |
Маркин Данил |
7 |
С |
8 |
Малов Егор |
6 |
НС |
В экспериментальной группе
трое детей переместились на высокий
уровень, один ребенок улучшил свои
результаты до среднего уровня. Двое детей
остались по-прежнему на среднем уровне,
но у них произошли изменения
в результатах отдельных
Двое детей экспериментальной группы остались на уровне ниже среднего.
В контрольной группе изменений детей по уровням музыкальности не произошло.
Распределение детей по уровням
музыкальности по итогам контрольной
диагностики в
Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Заключение
В ходе исследовательской работы нами была изучена научная основа развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий. Были определены психолого-педагогические основы содержания индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности развития музыкальности у детей контрольной и экспериментальной групп, а также разработали и апробировали серию музыкально- тематических занятий по развитию музыкальности детей экспериментальной группы. На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.
Все знания и умения, все то, новое, что открывает музыка детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка.
Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.
Слушая музыку, дети должны
как бы внутренне сотворить ее.
Их собственной, внутренней, близкой
душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая
им занимательный музыкальный
В данном исследовании обнаружена
роль музыки, как основы личностного
становления ребенка, способствующей
эмоционально-эстетическому
Музыка развивает
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, т.к. она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения.
Эмоциональная отзывчивость
проявляется в наибольшей степени
в двух способностях: ладовом чувстве
(эмоциональный компонент
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы, достигнута.
Список литературы
Приложение 1
Пример музыкальной игры
«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем.
Ротик закрывается, сказка начинается»
Пример сказки с музыкой:
Бабочки и дети.
В саду много цветов. Над цветами летают бабочки (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой). Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. («Марш» Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели.
Приложение 2
Уровень музыкальности детей на констатирующем этапе эксперимента
Приложение 3
Индивидуальная динамика
результатов контрольной
Приложение 4
Индивидуальная динамика
результатов контрольной
Приложение 5
Информация о работе Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий