Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация методики развития у детей индивидуальности в процессе музыкальных занятий.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предметом данного исследования является содержание и методика развития индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий …………………………………………...….....6
1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………………………....6
1.2. Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий………………………………………………………………...…………...8
2. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий ………………………………….………………………..21
2.1. Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий………………………………………………...21
2.2. Проверка эффективности проделанной работы …………………...29
Заключение………………………………………………………...……...34
Список литературы…………………………....………………………….36
Приложения

Файлы: 1 файл

Пед подходы к развитию индивид ребенка в музыке.docx

— 119.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 5

Результаты контрольной диагностики в контрольной группе

п/п

Имя, фамилия ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Общий балл

1

2

1

Буланкина Вика

2

1

1

2

6

2

Смирнова Соня

2

1

2

2

7

3

Шаповалов Максим

2

2

1

2

7

4

Пузова Настя

2

1

1

2

6

5

Кочеткова Кристина

1

1

2

2

6

6

Максурова Даша

1

2

2

2

7

7

Маркин Данил

2

2

1

2

7

8

Малов Егор

2

1

1

2

6


 

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики  в контрольной и экспериментальной  группах представлена на рисунках Приложения 3 и Приложения 4.

Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли  изменения. Особенно улучшились результаты у трех детей (37,5%). По итогам диагностики  их общий результат увеличился на три балла. У трех детей (37,5%) результат  увеличился на два балла, у одного ребенка (12,5%) результат улучшился  на один бал. К сожалению, следует  констатировать тот факт, что у  одного ребенка не произошло никаких  улучшений.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что изменений  в результатах на контрольном  этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.

Общую картину распределения  детей контрольной и экспериментальной  групп по уровням музыкальности  можно увидеть в таблице 6 и  таблице 7.

Таблица 6

Результаты контрольной  диагностики в экспериментальной  группе

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Кол-во баллов

Уровень

1

Баринов Семен

9

В

2

Гречковская Кира

9

В

3

Кутепов Андрей

8

С

4

Мирошниченко Алина

8

С

5

Морозов Юра

6

НС

6

Самохвалова Полина

8

С

7

Фролов Артем

6

НС

8

Журавлева Полина

10

В


 

Таблица 7

Результаты контрольной  диагностики в контрольной группе

п/п

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

Уровень

1

Буланкина Вика

6

НС

2

Смирнова Соня

7

С

3

Шаповалов Максим

7

С

4

Пузова Настя

6

НС

5

Кочеткова Кристина

6

НС

6

Максурова Даша

7

С

7

Маркин Данил

7

С

8

Малов Егор

6

НС


 

В экспериментальной группе трое детей переместились на высокий  уровень, один ребенок улучшил свои результаты до среднего уровня. Двое детей  остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения  в результатах отдельных показателей  музыкальности.

Двое детей экспериментальной  группы остались на уровне ниже среднего.

В контрольной группе изменений  детей по уровням музыкальности  не произошло.

Распределение детей по уровням  музыкальности по итогам контрольной  диагностики в экспериментальной  группе можно увидеть на рисунке Приложения 5.

Из вышесказанного можно  сделать вывод об эффективности  проделанной нами работы на формирующем  этапе эксперимента.

 

Заключение

 

В ходе исследовательской  работы нами была изучена научная основа развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий. Были определены психолого-педагогические основы содержания индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили особенности развития музыкальности у детей контрольной и экспериментальной групп, а также разработали и апробировали серию музыкально- тематических занятий по развитию музыкальности детей экспериментальной группы. На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.

Все знания и умения, все  то, новое, что открывает музыка детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка.

Музыку дети примут и полюбят  только тогда, если она подойдет к  ним просто, не в виде чего-то изобретенного  взрослыми с воспитательными  целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в  виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее. Их собственной, внутренней, близкой  душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

В данном исследовании обнаружена роль музыки, как основы личностного  становления ребенка, способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности  музыкального искусства как педагогического  фактора формирования музыкального восприятия.

Музыка развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших функций музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может  быть развита во всех видах музыкальной  деятельности, т.к. она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость проявляется в наибольшей степени  в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная  способность). Поэтому эмоциональная  отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы, достигнута.

 

Список литературы

 

  1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. – Л.: ЛГПИ, 2009. – 156 с.
  2. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 2010. – 125 с.
  3. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психолгии. – 2008. - № 4. – 155-160 с.
  4. БехтеревВ.М Внушение и его роль в общественной жизни. Спб.,1908-с13-18
  5. Бечак Б.А. Воспитание искусством.- М.: Просвещение, 2011. – 280 с.
  6. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. – Л.: Издательство ЛГУ, 2010. – 194 с.
  7. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 2011. – 150 с.
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в школе. – М.:Просвещение, 2011. – 240 с.
  9. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2009. – 270 с.
  10. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 2010. – 256 с.
  11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей школьного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
  12. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. – 2011. - №2.- 51-54 с.
  13. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников.- М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
  14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. – Н.: Просвещение, 2011. – 204 с.
  15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 классы. М.,1980.с 3-30
  16. Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 2010. – 340 с.
  17. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 2011. - № 5. – 53-55 с.
  18. Кононова Н.Г. Обучение школьников игре на музыкальных инструментах.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  19. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Л.: Детская литература, 2009. – 150 с.
  20. Мой мир в диалоге искусств. – Ставрополь: ИРО, 2006. – 208 с.
  21. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. Л.:. Музыка, 2010. – 340 с.
  22. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. – Киев: Музична Украина, 2009. – 126 с.
  23. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 2008. – 254 с.
  24. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 2010. – 383 с.
  25. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 2008. – 286 с.
  26. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 2008. - № 1. – 102-104с.
  27. Петрова В. Музыкальное занятие// Школьное воспитание. – 2011. -№ 9. – 116-120 с.
  28. Полунина В.Н. Искусство и дети М.: Просвещение, 2011. – 191 с.
  29. Радынова О.П. Школьный возраст: задачи музыкального воспитания// Школьное воспитание. -2010. - №2. – 24-30 с.
  30. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 2010. – 158 с.
  31. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 2011. – 168 с.
  32. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. –М.: Музыка, 2009. – 367 с.
  33. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2008. – 379 с.
  34. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 2010. – 231 с.
  35. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 2009. – 164 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Пример музыкальной игры

 

«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, в  гости сказку приглашаем.

Ротик закрывается, сказка начинается» 

Пример сказки с музыкой:

Бабочки и дети.

В саду много цветов. Над цветами летают бабочки (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой). Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. («Марш» Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Уровень музыкальности детей  на констатирующем этапе эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики  у детей контрольной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий