Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация методики развития у детей индивидуальности в процессе музыкальных занятий.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предметом данного исследования является содержание и методика развития индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий …………………………………………...….....6
1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………………………....6
1.2. Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий………………………………………………………………...…………...8
2. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий ………………………………….………………………..21
2.1. Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий………………………………………………...21
2.2. Проверка эффективности проделанной работы …………………...29
Заключение………………………………………………………...……...34
Список литературы…………………………....………………………….36
Приложения

Файлы: 1 файл

Пед подходы к развитию индивид ребенка в музыке.docx

— 119.50 Кб (Скачать)

Формируя музыкальность  у детей, мы стремились к тому, чтобы  дети запоминали отдельные музыкальные  произведения, узнавали их при повторном  исполнении.

Слушание музыки – важнейшая  составляющая музыкальности. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые  песни, пьесы для шумового оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли  не только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания, но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры, которые в  будущем помогут ему без скуки  и презрения воспринимать прекрасное.

Музыкальное восприятие мы развивали в процессе проведения музыкально-дидактических игр. Дети слушали музыку в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвовал какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание стало по силам даже самым непоседливым. Например, « Мишка приехал в гости». Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, что долго добирался к детям. - А на чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас услышите в музыке. Педагог исполняет музыкальные отрывки («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.). Дети слушали и отвечали.

В своей работе мы использовали такой прием, как рассказывание  сказки, иллюстрируемою музыкой. В сказку включались 2 – 3 инструментальные пьесы. Одна из них могла повторяться  дважды. Музыка, включенная в сказку была программной, выразительной, короткой. Текст сказки – интересным, понятным, коротким. Сказка объясняла содержание прослушиваемых пьес, выстраивала художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке были хорошо продуманы.

Сказку, иллюстрируемую музыкой, предлагали не только на занятиях, но и  в других видах деятельности. Предшествовали сказке маленькая ритуальная песенка, движение или стихи (Приложение 1).

Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет  себя так полно, как в игре. В  своей практике на каждом занятии  мы с ребятами «отправлялись» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятиях имели игровую форму. Например, песни мы разучивали по фразам, как эхо, для выполнения ритмических упражнений мы превращались в «дятлов» и т.д.

Каждое занятие было пронизано  линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.

Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствовали поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивали запоминание.

В то же время мы учли, что  у школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому мы старались не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

В ребенке важно развивать  все лучшее, что заложено в нем  от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные  способности, способствовать общему развитию.

В ходе формирующего эксперимента мы старались использовать все виды музыкальной деятельности, в том  числе и игру на музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование  расширяет сферу музыкальной  деятельности школьника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются  индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных  инструментах, дети открывают для  себя мир музыкальных звуков и  их отношений, осознаннее различают  красоту звучания различных инструментов.

На занятиях мы предлагали детям творческие индивидуальные задания  с использованием бубна. Например, педагог подходил к ребенку, давал ему бубен и просил назвать свое имя. Ребенок ударял по бубну, передавая ритмический рисунок своего имени с одновременным проговариванием ( Ви-ка – два удара, По-ли-на- три удара и т.д.) Если кто-то из детей затруднялся выполнить это задание, воспитатель помогал ему. Данные творческие задания предлагались детям не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей.

Далее мы использовали пьесу «Скворцы и вороны» из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Музыкальный руководитель играл пьесу, а воспитатель предлагал детям позвенеть колокольчиком с высоким звучанием, если поют скворцы и с низким звучанием, если закаркали вороны.

Мы заметили, что детям  этого возраста доставляет огромное удовольствие выполнять различные  движения с инструментами.

При развитии музыкальности большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Поэтому мы старались использовать различные ударные инструменты.

Постепенно у детей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения.

В целом работа формирующего эксперимента была завершена.

С целью определения эффективности разработанной методики развития индивидуальности младших школьников в процессе музыкальных занятий был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.

Задачи контрольного эксперимента:

  1. выявить динамику развития индивидуальности младших школьников в процессе музыкальных занятий;
  2. определить эффективность разработанной методики развития индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий.

На данном этапе использовался  тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе  эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проверка эффективности  проделанной работы

Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ результатов констатирующей диагностики

п/п

Имя, фамилия ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Общий балл

1

2

1

Баринов Семен

2

2

2

2

6

2

Буланкина Вика

2

1

1

2

6

3

Гречковская Кира

1

1

1

2

6

4

Кутепов Андрей

2

1

2

2

7

5

Мирошниченко Алина

1

1

2

2

6

6

Морозов Юра

1

1

1

2

5

7

Самохвалова Полина

2

2

1

2

7

8

Смирнова Соня

2

1

2

2

7

9

Фролов Артем

1

1

2

2

6

10

Журавлева Полина

1

2

2

2

7

11

Шаповалов Максим

2

2

1

2

7

12

Пузова Настя

2

1

1

2

6

13

Кочеткова Кристина

1

1

2

2

6

14

Максурова Даша

1

2

2

2

7

15

Маркин Данил

2

2

1

2

7

16

Малов Егор

2

1

1

2

6


 

По итогам выполненных  заданий, учитывая общий балл, мы распределили детей по уровням музыкальности и получили следующие результаты (табл.3).

Таблица 3

Результаты распределения детей по уровням музыкальности

1

Баринов Семен

6

НС

2

Буланкина Вика

6

НС

3

Гречковская Кира

6

НС

4

Кутепов Андрей

7

С

5

Мирошниченко Алина

6

НС

6

Морозов Юра

5

НС

7

Самохвалова Полина

7

С

8

Смирнова Соня

7

С

9

Фролов Артем

6

НС

10

Журавлева Полина

7

С

11

Шаповалов Максим

7

С

12

Пузова Настя

6

НС

13

Кочеткова Кристина

6

НС

14

Максурова Даша

7

С

15

Маркин Данил

7

С

16

Малов Егор

6

НС


 

Данные результаты были переведены в проценты (Приложение 2).

Как видно из таблицы 3 и рисунка Приложения 2, 9 детей (56,3%) находятся на среднем уровне, 7 детей (43,7%) на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет.

Анализируя отдельно каждый показатель музыкальности, можно констатировать, что наибольшее затруднение у  детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений и на подпевание знакомой мелодии. Так, при выполнении первого задание на определение у детей ладового чувства 9 детей (56,3%) произведения слушали не внимательно, отвлекались. Есть дети, которые внимательно слушали, но никак внешне не проявляли своих эмоций.

7 детей (43,7%) никак не  реагировали на музыку, она их  не заинтересовала.

При определении музыкально-слуховых представлений 4 детей (25%) подпевали достаточно активно, пропевая отдельные слова, а 2 детей (12,5%) включались в звукоподражание в конце песни. У 10 детей абсолютно отсутствовало интонирование, дети не проявляли никакого желания подпеть экспериментатору.

Ритмический рисунок, хоть и с небольшими неточностями, простучали 8 детей (50%), а у остальных 50% ритмический рисунок не соответствовал заданной мелодии.

С удовольствием и желанием потанцевали под музыку все 16 детей, но у них не было смены движений, в зависимости от характера музыкального произведения. Движения детей были эмоционально не выражены.

В целом можно констатировать, что у детей развитие музыкальности находится не на должном уровне.

Результаты контрольной  диагностики в экспериментальной  и контрольной группах приведены в таблице 4 и таблице 5.

 

 

 

Таблица 4

Результаты контрольной  диагностики в экспериментальной  группе

п/п

Имя, фамилия ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Общий балл

1

2

1

Баринов Семен

3

2

2

2

9

2

Гречковская Кира

2

2

2

3

9

3

Кутепов Андрей

2

2

2

2

8

4

Мирошниченко Алина

2

2

2

2

8

5

Морозов Юра

2

1

1

2

6

6

Самохвалова Полина

2

2

3

2

8

7

Фролов Артем

1

1

2

2

6

8

Журавлева Полина

2

3

3

2

10

Информация о работе Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий