Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:04, курсовая работа
Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация методики развития у детей индивидуальности в процессе музыкальных занятий.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предметом данного исследования является содержание и методика развития индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий.
Введение……………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий …………………………………………...….....6
1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………………………....6
1.2. Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий………………………………………………………………...…………...8
2. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий ………………………………….………………………..21
2.1.  Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий………………………………………………...21
2.2. Проверка эффективности проделанной работы …………………...29
Заключение………………………………………………………...……...34
Список литературы…………………………....………………………….36
Приложения
Формируя музыкальность у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.
Слушание музыки – важнейшая составляющая музыкальности. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые песни, пьесы для шумового оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания, но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры, которые в будущем помогут ему без скуки и презрения воспринимать прекрасное.
Музыкальное восприятие мы развивали в процессе проведения музыкально-дидактических игр. Дети слушали музыку в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвовал какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание стало по силам даже самым непоседливым. Например, « Мишка приехал в гости». Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, что долго добирался к детям. - А на чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас услышите в музыке. Педагог исполняет музыкальные отрывки («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.). Дети слушали и отвечали.
В своей работе мы использовали такой прием, как рассказывание сказки, иллюстрируемою музыкой. В сказку включались 2 – 3 инструментальные пьесы. Одна из них могла повторяться дважды. Музыка, включенная в сказку была программной, выразительной, короткой. Текст сказки – интересным, понятным, коротким. Сказка объясняла содержание прослушиваемых пьес, выстраивала художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке были хорошо продуманы.
Сказку, иллюстрируемую музыкой, предлагали не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Предшествовали сказке маленькая ритуальная песенка, движение или стихи (Приложение 1).
Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В своей практике на каждом занятии мы с ребятами «отправлялись» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятиях имели игровую форму. Например, песни мы разучивали по фразам, как эхо, для выполнения ритмических упражнений мы превращались в «дятлов» и т.д.
Каждое занятие было пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.
Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствовали поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивали запоминание.
В то же время мы учли, что у школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому мы старались не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.
В ребенке важно развивать 
все лучшее, что заложено в нем 
от природы; учитывая склонности к определенным 
видам музыкальной 
В ходе формирующего эксперимента мы старались использовать все виды музыкальной деятельности, в том числе и игру на музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
На занятиях мы предлагали детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например, педагог подходил к ребенку, давал ему бубен и просил назвать свое имя. Ребенок ударял по бубну, передавая ритмический рисунок своего имени с одновременным проговариванием ( Ви-ка – два удара, По-ли-на- три удара и т.д.) Если кто-то из детей затруднялся выполнить это задание, воспитатель помогал ему. Данные творческие задания предлагались детям не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей.
Далее мы использовали пьесу «Скворцы и вороны» из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Музыкальный руководитель играл пьесу, а воспитатель предлагал детям позвенеть колокольчиком с высоким звучанием, если поют скворцы и с низким звучанием, если закаркали вороны.
Мы заметили, что детям этого возраста доставляет огромное удовольствие выполнять различные движения с инструментами.
При развитии музыкальности большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Поэтому мы старались использовать различные ударные инструменты.
Постепенно у детей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения.
В целом работа формирующего эксперимента была завершена.
С целью определения эффективности разработанной методики развития индивидуальности младших школьников в процессе музыкальных занятий был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.
Задачи контрольного эксперимента:
На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
2.2. Проверка эффективности проделанной работы
Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ результатов 
| № п/п | Имя, фамилия ребенка | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | Общий балл | |
| 1 | 2 | |||||
| 1 | Баринов Семен | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | 
| 2 | Буланкина Вика | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 
| 3 | Гречковская Кира | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | 
| 4 | Кутепов Андрей | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | 
| 5 | Мирошниченко Алина | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | 
| 6 | Морозов Юра | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 
| 7 | Самохвалова Полина | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | 
| 8 | Смирнова Соня | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | 
| 9 | Фролов Артем | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | 
| 10 | Журавлева Полина | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | 
| 11 | Шаповалов Максим | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | 
| 12 | Пузова Настя | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 
| 13 | Кочеткова Кристина | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | 
| 14 | Максурова Даша | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | 
| 15 | Маркин Данил | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 | 
| 16 | Малов Егор | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 
По итогам выполненных заданий, учитывая общий балл, мы распределили детей по уровням музыкальности и получили следующие результаты (табл.3).
Таблица 3
Результаты распределения детей по уровням музыкальности
| 1 | Баринов Семен | 6 | НС | 
| 2 | Буланкина Вика | 6 | НС | 
| 3 | Гречковская Кира | 6 | НС | 
| 4 | Кутепов Андрей | 7 | С | 
| 5 | Мирошниченко Алина | 6 | НС | 
| 6 | Морозов Юра | 5 | НС | 
| 7 | Самохвалова Полина | 7 | С | 
| 8 | Смирнова Соня | 7 | С | 
| 9 | Фролов Артем | 6 | НС | 
| 10 | Журавлева Полина | 7 | С | 
| 11 | Шаповалов Максим | 7 | С | 
| 12 | Пузова Настя | 6 | НС | 
| 13 | Кочеткова Кристина | 6 | НС | 
| 14 | Максурова Даша | 7 | С | 
| 15 | Маркин Данил | 7 | С | 
| 16 | Малов Егор | 6 | НС | 
Данные результаты были переведены в проценты (Приложение 2).
Как видно из таблицы 3 и рисунка Приложения 2, 9 детей (56,3%) находятся на среднем уровне, 7 детей (43,7%) на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет.
Анализируя отдельно каждый показатель музыкальности, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений и на подпевание знакомой мелодии. Так, при выполнении первого задание на определение у детей ладового чувства 9 детей (56,3%) произведения слушали не внимательно, отвлекались. Есть дети, которые внимательно слушали, но никак внешне не проявляли своих эмоций.
7 детей (43,7%) никак не реагировали на музыку, она их не заинтересовала.
При определении музыкально-
Ритмический рисунок, хоть и с небольшими неточностями, простучали 8 детей (50%), а у остальных 50% ритмический рисунок не соответствовал заданной мелодии.
С удовольствием и желанием потанцевали под музыку все 16 детей, но у них не было смены движений, в зависимости от характера музыкального произведения. Движения детей были эмоционально не выражены.
В целом можно констатировать, что у детей развитие музыкальности находится не на должном уровне.
Результаты контрольной 
диагностики в 
Таблица 4
Результаты контрольной 
диагностики в 
| № п/п | Имя, фамилия ребенка | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | Общий балл | |
| 1 | 2 | |||||
| 1 | Баринов Семен | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | 
| 2 | Гречковская Кира | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 | 
| 3 | Кутепов Андрей | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 
| 4 | Мирошниченко Алина | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 
| 5 | Морозов Юра | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 
| 6 | Самохвалова Полина | 2 | 2 | 3 | 2 | 8 | 
| 7 | Фролов Артем | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | 
| 8 | Журавлева Полина | 2 | 3 | 3 | 2 | 10 | 
Информация о работе Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий