Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация методики развития у детей индивидуальности в процессе музыкальных занятий.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предметом данного исследования является содержание и методика развития индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий …………………………………………...….....6
1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………………………....6
1.2. Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий………………………………………………………………...…………...8
2. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий ………………………………….………………………..21
2.1. Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий………………………………………………...21
2.2. Проверка эффективности проделанной работы …………………...29
Заключение………………………………………………………...……...34
Список литературы…………………………....………………………….36
Приложения

Файлы: 1 файл

Пед подходы к развитию индивид ребенка в музыке.docx

— 119.50 Кб (Скачать)

Интерес к игре на детских  музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается  запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

Дети с удовольствием  участвуют в различных видах  и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной  деятельности, праздниках, развлечениях).

Проблема развития музыкальности  детей дошкольного возраста волновала  многих педагогов и психологов, которые  рассматривали это развитие в  различных видах детской музыкальной  деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной  деятельности.

Некоторые системы музыкального воспитания детей, существующие в разных странах, построены на использовании  какого-либо вида музыкальной деятельности, который признается ведущим.

Так, система музыкального воспитания детей, созданная современным  немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В  пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т.е. нацеливает на активное действие, сотворчество) К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

Ритмические и мелодические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны  с простыми хороводными формами, со словом - его геометрической структурой, мелодико-интонационным произнесением, характером звучания (светлым, гулким, вязким и т.д.).

К. Орф считает, что наиболее сильным средством воздействия  на ребенка являются творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах.

Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных  видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных  инструментах).

Другой подход к музыкальному воспитанию детей мы встречаем в  венгерской системе, автором которой  является крупный венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы  лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.

Обучение детей пению  проводится с использованием релятивной (относительной) системы на основе песен  и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т.д.), которые  одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме  того используются слоговые обозначения  длительностей звуков: ти, та.

Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пении  по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения к устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овладевают ею.

В Японии распространен метод  Судзуки, построенный на признании  ведущей роли исполнительства, а  именно игре на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте  начинается с 3 лет.

Существующая в России система музыкального воспитания, разработанная  Д.Б. Кабалевским, построена на признании  ведущей роли восприятия музыки.

В основу системы дошкольного  и музыкального воспитания легли  труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Т.А. Вилькорейской, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.А. Румер, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и многих других педагогов  и психологов.

Н.А. Ветлугина разработала  многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала  ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала  свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н.А. Ветлугиной И.А. Дзержинская, Я. Бирзнопс, А. Вайгене, М .Викат, Т.В. Волчанская, С.В. Акишев, Р.А. Егорова, Р.Т. Зинич, В.В. Ищук, А. Катинене, Л.Н. Комиссарова, Е.Ф. Корой, Э.П. Костина, К.А. Линкявичус, М.А. Медведева, Н.А. Чичерина, А.И. Шелепенко, С.М. Шоломович и др.

Итак, развитие музыкальности  осуществляется через все виды музыкальной  деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная  деятельность).

Однако, нельзя не учитывать  положение психологии о ведущих  видах деятельности, оказывающих  влияние на развитие личности.

Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка  и соответственно им ориентировать  процесс воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов.

Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление  индивидуально-дифференцированного  подхода к детям.

 

 

  1. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий

 

 

2.1.  Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 учеников класса «1А» общеобразовательной школы №36 г. Владимира. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель опытно-экспериментальной  работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего школьного возраста, разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.

Исходя из, цели были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1) выявить начальный уровень музыкальности детей младшего школьного возраста;

2) разработать и провести целенаправленную работу по развитию индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий;

3) выявить динамику развития индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий.

Целью констатирующего этапа  стало выявление начального уровня музыкальности детей.

Были поставлены следующие  задачи:

  1. определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальности детей;
  2. выявить первоначальный уровень музыкальности младших школьников;
  3. проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).

К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Таблица 1

Показатели развития музыкальности

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

  1. Внимание
  1. Подпевание знакомой мелодии
  1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии из трех-пяти звуков
  1. Просьба повторить.
 
  1. Соответствие движения характеру музыки.
  1. Наличие любимых произведений
  1. Соответствие движений ритму музыки
  1. Внешние проявления (эмоциональные)
   
  1. Узнавание знакомой мелодии.

 

 

1.Ладовое чувство

Детям предлагалось послушать  два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения: Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».

Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):

3 балла - внимательно слушает  произведение от начала до  конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.

2 балла - слушает невнимательно,  отвлекается. Проявление эмоциональной реакции.  

1 балл - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

  1. Музыкально-слуховое представление.

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением. Экспериментатор предлагает ребенку послушать и подпеть знакомую ему песню «Пирожки».

Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):

3 балла - пропевание всей  фразы или мотива.

2 балла - подпевание отдельных  слов или окончаний слов, 1-2 звука.

1 балл - интонирование отсутствует,  эмоциональная реакция без подпевания.

  1. Чувство ритма.

1.Воспроизведение в хлопках  простейшего ритмического рисунка, мелодии «Ах вы сени».

Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):

3 балла - точное выполнение  ритмического рисунка.

2 балла - допускает небольшие  неточности.

1 балл - ритмический рисунок  не соответствует мелодии

  1. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.

Звучат фрагменты из трех произведений.

  1. Т. Ломова «Мелодия»,
  2. М. Журбин «Марш»,
  3. А. Гречанинов «Моя лошадка».

Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):

3 балла - выразительная  пантомимика, смена движений под  музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

2 балла - есть желание  двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

1 балл - мала двигательная  реакция на музыку.

В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три  уровня музыкальности: высокий, средний и ниже среднего.

Высокий (12-10 баллов) – проявляет  интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает

Средний (9-7 баллов) – проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения.

Ниже среднего (6-4 баллов) – интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит  ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию музыкальности.

Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 8 человек в каждой.

В начале формирующего эксперимента нами была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа  опытно-экспериментальной работы явилась разработка и апробация методики развития индивидуальности у детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. разработать методику развития музыкальности детей экспериментальной группы;
  2. на основе методики составить систему занятий по развитию музыкальности в процессе восприятия музыки.

Характеризуя музыкальность, надо рассмотреть те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности - слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

  1. способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);
  2. исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах);
  3. способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Музыкальность особенно проявляется  в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания.

Информация о работе Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий