Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация методики развития у детей индивидуальности в процессе музыкальных занятий.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.
Предметом данного исследования является содержание и методика развития индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий …………………………………………...….....6
1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………………………....6
1.2. Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий………………………………………………………………...…………...8
2. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий ………………………………….………………………..21
2.1. Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий………………………………………………...21
2.2. Проверка эффективности проделанной работы …………………...29
Заключение………………………………………………………...……...34
Список литературы…………………………....………………………….36
Приложения

Файлы: 1 файл

Пед подходы к развитию индивид ребенка в музыке.docx

— 119.50 Кб (Скачать)

План

 

Введение……………………………………………………………….……3

1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий …………………………………………...….....6

1.1. Понятие музыкальности и её признаки……………………………....6

1.2. Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий………………………………………………………………...…………...8

2. Методика развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий ………………………………….………………………..21

2.1.  Содержание методики развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий………………………………………………...21

2.2. Проверка эффективности проделанной работы …………………...29

Заключение………………………………………………………...……...34

Список литературы…………………………....………………………….36

Приложения

 

 

Введение

 

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных  состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и  инструментом познания, осмысления и  освоения прекрасного в самой  действительности, красоты и глубины  человеческих чувств, отношений.

Активное восприятие музыкальных  произведений способно удовлетворять  потребность людей в самих  переживаниях, которые монотонный быт  приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться  такие эстетические потребности, которые  в сегодняшних условиях жизни  практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения  человека.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает  чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни  не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным  произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в  какой-то степени обогащенной. Эта  особенность музыки дает возможность  ребенку духовно восполнять то, что  недостает ему в неизбежно  ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством  воображения удовлетворения множества  потребностей. Это было доказано в  работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.

Современное социально-экономическое  и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы  образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого  растущего человека. Необходимым  условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает  полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.

Проблема исследования заключается  в анализе развития индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий. Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация методики развития у детей индивидуальности в процессе музыкальных занятий.

Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки.

Предметом данного исследования является содержание и методика развития индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий.

Анализ отечественной  и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы восприятия музыки и позволили выдвинуть гипотезу исследования: развитие музыкальности детей возможно, если будут созданы определенные педагогические условия, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки.

Учитывая объект, предмет  и цель исследования, мы сосредоточили  внимание на решении следующих задач:

1) обосновать литературу по теме курсовой работы;

2) уточнить особенности формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий;

3) определить содержание учебной деятельности теоретического количества с целью формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий;

4) проанализировать собственный педагогический опыт с целью формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий.

Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной  деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и психология музыкальных способностей Теплова Б.М.

Для решения поставленных в исследовании задач использован  комплекс методов исследования взаимодополняющих  друг друга: изучения и анализа педагогической, психологической, методической литературы, наблюдений, экспериментов, количественной и качественной обработки результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана серия занятий  способствующих развитию индивидуальности и музыкальности детей.

Достоверность результатов  исследования определяется методической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов  исследования адекватным его целям, задачам, экспериментальной проверке выводов, подтверждение результатов  в ходе их апробации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы развития индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий

 

    1.  Понятие музыкальности и её признаки

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для  педагогики является вопрос о природе  музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее  время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельностью». [31, с.235]

Всем ли людям присуща  музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще  дискутируются в большинстве  исследований, посвященных проблемам  музыкальности.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и  воспитания в развитии биосоциального свойства личности музыкальности.

Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание  способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной  деятельности.

Значение музыкальности очень  важно не только в эстетическом и  нравственном воспитании, но и в  развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное  переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой  тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого  познания.

Каковы же основные признаки музыкальности? Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает  ассоциации. Ритмичное звучание марша  вызывает у него радость, подъем, пьеса  о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности  – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует  элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности  – проявление творческого отношения  к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая  его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности  у детей появляется эмоциональное  отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают  своеобразную эстетическую окрашенность.[8, с.8]

 

 

    1. . Развитие индивидуальности детей в процессе музыкальных занятий

Восприятие – это отражение  в коре головного мозга предметов  и явлений, воздействующих на анализаторы  человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его  глазами или того, что слышит его  ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними  переживаниями. В нем переплетаются  сенсорные ощущения музыкальных  звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием  музыкальных образов и яркие  ответные решения на них.

Дети неоднократно слушают  песню, разучивают ее. Необходимость  правильно исполнить мелодию  заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной  выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может  включиться в другие виды музыкальной  деятельности, когда он еще не в  состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий  вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного  детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. [22, с.91]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка  и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта  не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может  воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с  жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного  возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные  впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более  богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может  быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в  «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение  к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина  пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости  не является следствием возрастного  созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [8, с.140].

Информация о работе Развитие индивидуальности ребенка в процессе музыкальных занятий