Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования – показать роль программы в деятельности учителя музыки.
Объект исследования – программы по музыке для общеобразовательной школы.
Предмет исследования – процесс формирования и развития программы по музыке.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления программы «Музыка»;
- дать характеристику программы Д.Б.Кабалевского;
- рассмотреть современные программы по музыке, дать их обзор.
Введение 3
Программы по музыке для общеобразовательных школ – основа профессиональной деятельности учителя музыки 6
Раздел 1. Из истории становления программы «музыка» 6
Раздел 2. Характеристика программы по музыке
Д.Б. Кабалевского 11
Раздел 3. Обзор современных программ по музыке 17
Заключение 27
Список литературы
Путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.
Активное
привлечение различных форм музыкальной
деятельности детей с использованием
элементов театрализации
В третьем классе используются темы: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Построением музыки». В четвертом классе предлагаются темы: «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
Итак,
данная программа охватывает очень
ответственный возрастной период – именно
в это время формируется и получает первоначальное
развитие учебная деятельность. Учителю
необходимо задействовать все возможные
формы приобщения к музыке, чтобы, приходя
в школу уже в подростковом возрасте, ребята
не только не утратили интересы к урокам
музыки, а испытывали бы потребность в
общении с музыкой.
Программа «Музыка»
Авторы: Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С.Рачина, С.Л.Старобинский. Под общей редакцией Ю.Б.Алиева
В ходе музыкального воспитания в начальной школе учитель-музыкант формирует у детей любовь к музыке и потребность в общении с ней; воспитывает их музыкальные интересы, вкусы; формирует представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства, мысли и настроения человека. Одновременно педагог развивает музыкально-творческие способности учащихся, учит их воспринимать музыку, вырабатывает исполнительские умения и навыки. С целью музыкального образования он знакомит детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, дает необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.
В
начальной школе закладываются
основы музыкальной грамотности, понимаемой
как приобретение всевозможных знаний
о музыке и формирование умений и
навыков практического
Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. У учащихся развивается чувство ритма, пульсации, осваивают с ними простые размеры и соотношения длительностей.
В работе с младшими школьниками используется импровизация – вокальная, ритмическая, двигательная. Учитель учит ребят выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке или импровизировать, сопровождать на инструментах звучание произведения, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения.
В первом классе используются темы: «Музыка рассказывает о жизни»; «школа»; «Музыкальные портреты школьников»; «Природа и музыка»; «Музыка о доме»; «Музыкальные портреты»; «Музыка о животных»; «Сказка в музыке».
К концу первого года обучения дети должны научиться внимательно слушать музыкальные произведения с начала до конца, запоминать названия авторов произведений; верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; приводит примеры музыки разного эмоционального содержания, марша, танца, песни.
Темы второго класса: «Выразительные возможности музыки»; «Музыка изобразительная»; «Музыка выразительная»; «Кто исполняет музыку? (музыкальные инструменты, оркестры)»; «Кто исполняет музыку? (певцы, хоры)».
К концу второго года бучения дети должны приводить примеры музыкальных произведений об окружающей жизни, о чувствах человека; знали и понимали термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; знали названия женских и мужских певческих голосов, названия хора.
Темы, используемые в третьем классе: «Музыкальные формы и жанры»; «Малые формы инструментальной и вокальной музыки»; «Симфоническая музыка»; «Музыка в балете»; «Опера, оперные голоса».
К концу третьего класса учащиеся должны иметь представление о симфонической музыке; знать термины: симфонический оркестр, тема, фрагмент, опера, балет; знать группы инструментов;
В
четвертом классе используются
темы: «Русская народная
музыка и музыкальная
жизнь России»; «Оркестр
русских народных инструментов».
Факультативная программа «Русский фольклор»
Автор: Л.Л.Куприянова
Исключительна
роль традиционного культурного
наследия в решении задач художественно-
Цель программы: художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Темы первого класса: «Сентябрь – румянец осени»; «Октябрь – листопад, грязник»; «Ноябрь – ворота зимы»; «Декабрь – хмурень, шапка зимы»; «Январь – снеговик. Трескун»; «Февраль – лютый, кривые дороги»; «Март – протальник»; «Апрель – снегогон, водолей, первоцвет»; «Май – травень, цветень».
Согласно программе, в первом классе постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки, загадки. Здесь закладываются начальные знания традиционной народной культуры.
Темы второго класса: «Мир фольклора – мир народной мудрости»; «Осень – перемен восемь»; «Здравствуй, гостья зима»; «Не пугай, зима, весна придет»; «Весна - красна нам добра принесла».
Во втором классе происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий.
Темы третьего класса: «Были бы песни – будут и пляски»; «Куда запевала – туда и подголоски»; «Все в свой прок».
В третьем классе особое внимание уделяется характерному для фольклора органичному единству слова, напева, игры, танца.
Темы четвертого класса: «Всему свое время»; «Какова песня – таковы и слова». Здесь даются самые общие представления об основных средствах выразительности народного, музыкального, музыкально – поэтического и музыкально – пластического языка. В центре внимания – ритм, интонация, диалекты, тембры.
Программа рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю по часу.
Заключение
В данном исследовании мы попытались раскрыть содержание программы по музыке, значение ее в деятельности учителя музыки, проследить за ее развитием. В ходе работы мы обращались к точкам зрения различных авторов на поднятую тему.
Завершая работу над данной проблемой, мы можем сделать следующие выводы.
Школа закладывает основу музыкального воспитания народа, отсюда и значение школьной программы по музыке. Ее содержание неоднократно пересматривалось, так как и перед общим образованием и перед музыкальным искусством жизнь выдвигала новые задачи.
Д.Б.Кабалевский предложил тематический принцип как основу построения системы музыкальных занятий и конкретного урока.
В предшествующих программах по музыке тоже выделялись определенные темы, но они носили частных характер (в основном сводились к знакомству с отдельными композиторами) и относились лишь к одному разделу урока – слушанию музыки. Д.Б.Кабалевский подчеркивает необходимость иного понимания принципа тематизма, который определяет логику построения содержания предмета, начиная с его исходной ступени.
В соответствии с пониманием особой воспитательной роли музыкального искусства в формировании духовной культуры школьника в программе значительно увеличилось количество произведений народной, классической, современной музыки. Многолетний опыт общения с детьми убедил Д.Б.Кабалевского в том, что многие произведения музыкальной классики вполне доступны школьникам, способны оказать на них огромное нравственное воздействие.
В музыкальной педагогике ранее ставилась задача приобщения детей к музыкальному искусству, привития школьникам интереса к музыке, формирования у них определенных художественных умений и навыков. Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении.
Уроки пения переименовались в уроки музыки, так как последние ни в какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научит их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм, жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Современное музыкально-эстетическое воспитание в школе уже не испытывает дефицита в программах по музыке. Наряду с базовой программой Д.Б.Кабалевского в рамках концепции модернизации содержания образования в качестве экспериментальных рекомендован ряд разработанных (в лаборатории Д.Б.Кабалевского Академии Повышения педагогической квалификации учителей) программ и методик по музыке авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, В.О.Усачевой, Л.В.Школяр. В качестве существенного дополнения к базовому минимуму по музыке выступают учебно-методические комплекты авторов Т.И.Науменко, В.В.Алеева, И.В.Кошминой, Г.Ригиной, Е.И.Юдиной, Т.Н.Кичак. К этим учебникам появились рабочие тетради.
Современный учитель музыки должен быть очень «мобильным». В помощь ему появилось большое количество программно-методической литературы. За учителем стоит только правильность следования им и творческий подход к работе.
При написании курсовой работы, мы остановились на разработке ее теоретической части. В следующем году, при написании дипломной работы, мы планируем разработать практическую часть, в которой будут изучаться методические пособия, их использование в деятельности учителей музыки.
Список литературы
13. Кабалевский Д.Б. Фундамент муз. Культуры. – В кн.: Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973, с.15.
Информация о работе Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки