Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать роль программы в деятельности учителя музыки.
Объект исследования – программы по музыке для общеобразовательной школы.
Предмет исследования – процесс формирования и развития программы по музыке.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления программы «Музыка»;
- дать характеристику программы Д.Б.Кабалевского;
- рассмотреть современные программы по музыке, дать их обзор.

Оглавление

Введение 3
Программы по музыке для общеобразовательных школ – основа профессиональной деятельности учителя музыки 6
Раздел 1. Из истории становления программы «музыка» 6
Раздел 2. Характеристика программы по музыке
Д.Б. Кабалевского 11
Раздел 3. Обзор современных программ по музыке 17
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ (МУЗЫКА).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

       Путь  введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.

       Активное  привлечение различных форм музыкальной  деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произведений. Взаимосвязь характера музыки с характером ее исполнения.

       В третьем классе используются темы: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Построением музыки». В четвертом классе предлагаются темы: «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

       Итак, данная программа охватывает очень ответственный возрастной период – именно в это время формируется и получает первоначальное развитие учебная деятельность. Учителю необходимо задействовать все возможные формы приобщения к музыке, чтобы, приходя в школу уже в подростковом возрасте, ребята не только не утратили интересы к урокам музыки, а испытывали бы потребность в общении с музыкой. 

       Программа «Музыка»

       Авторы: Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Е.В.Николаева, Б.С.Рачина, С.Л.Старобинский. Под общей редакцией Ю.Б.Алиева

       В ходе музыкального воспитания в начальной  школе учитель-музыкант формирует  у детей любовь к музыке и потребность в общении с ней; воспитывает их музыкальные интересы, вкусы; формирует представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства, мысли и настроения человека. Одновременно педагог развивает музыкально-творческие способности учащихся, учит их воспринимать музыку, вырабатывает исполнительские умения и навыки. С целью музыкального образования он знакомит детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, дает необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.

       В начальной школе закладываются  основы музыкальной грамотности, понимаемой как приобретение всевозможных знаний о музыке и формирование умений и  навыков практического музицирования. Детей учат понимать музыкальные  знаки, петь по нотам простые попевки  и песни.

       Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. У учащихся развивается чувство ритма, пульсации, осваивают с ними простые размеры и соотношения длительностей.

       В работе с младшими школьниками используется импровизация – вокальная, ритмическая, двигательная. Учитель учит ребят выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке или импровизировать, сопровождать на инструментах звучание произведения, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения.

       В первом классе используются темы: «Музыка рассказывает о жизни»; «школа»; «Музыкальные портреты школьников»; «Природа и музыка»; «Музыка о доме»; «Музыкальные портреты»; «Музыка о животных»; «Сказка в музыке».

       К концу первого  года обучения дети должны научиться внимательно слушать музыкальные произведения с начала до конца, запоминать названия авторов произведений; верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; приводит примеры музыки разного эмоционального содержания, марша, танца, песни.

       Темы  второго класса: «Выразительные возможности музыки»; «Музыка изобразительная»; «Музыка выразительная»; «Кто исполняет музыку? (музыкальные инструменты, оркестры)»; «Кто исполняет музыку? (певцы, хоры)».

       К концу второго года бучения дети должны приводить примеры музыкальных произведений об окружающей жизни, о чувствах человека; знали и понимали термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; знали названия женских и мужских певческих голосов, названия хора.

       Темы, используемые в третьем классе: «Музыкальные формы и жанры»; «Малые формы инструментальной и вокальной музыки»; «Симфоническая музыка»; «Музыка в балете»; «Опера, оперные голоса».

       К концу третьего класса учащиеся должны иметь представление о симфонической музыке; знать термины: симфонический оркестр, тема, фрагмент, опера, балет; знать группы инструментов;

       В четвертом классе используются темы: «Русская народная музыка и музыкальная жизнь России»; «Оркестр русских народных инструментов».  

       Факультативная  программа «Русский фольклор»

       Автор: Л.Л.Куприянова

       Исключительна роль традиционного культурного  наследия в решении задач художественно-эстетического  и творческого развития подрастающего  поколения. Освоение фольклорного материала формирует представления обучаемых о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать разнообразные творческие проявления детей.

       Цель  программы: художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.

       Темы  первого класса: «Сентябрь – румянец осени»; «Октябрь – листопад, грязник»; «Ноябрь – ворота зимы»; «Декабрь – хмурень, шапка зимы»; «Январь – снеговик. Трескун»; «Февраль – лютый, кривые дороги»; «Март – протальник»; «Апрель – снегогон, водолей, первоцвет»; «Май – травень, цветень». 

       Согласно  программе, в первом классе постепенно формируется детский коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки, загадки. Здесь закладываются начальные знания традиционной народной культуры.

       Темы  второго класса: «Мир фольклора – мир народной мудрости»; «Осень – перемен восемь»; «Здравствуй, гостья зима»; «Не пугай, зима, весна придет»; «Весна - красна нам добра принесла».

       Во  втором классе происходит расширение круга представлений учащихся о народных традициях. Развиваются коллективные и индивидуальные формы исполнения и творческих действий.

       Темы  третьего класса: «Были бы песни – будут и пляски»; «Куда запевала – туда и подголоски»; «Все в свой прок».

       В третьем классе особое внимание уделяется  характерному для фольклора органичному  единству слова, напева, игры, танца.

       Темы  четвертого класса: «Всему свое время»; «Какова песня – таковы и слова». Здесь даются самые общие представления об основных средствах выразительности народного, музыкального, музыкально – поэтического и музыкально – пластического языка. В центре внимания – ритм, интонация, диалекты, тембры.

       Программа рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю по часу.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       В данном исследовании мы попытались раскрыть содержание программы по музыке, значение ее в деятельности учителя музыки, проследить за ее развитием. В ходе работы мы обращались к точкам зрения различных авторов на поднятую тему. 

       Завершая  работу над данной проблемой, мы можем  сделать следующие выводы.

       Школа закладывает основу музыкального воспитания народа, отсюда и значение школьной программы по музыке. Ее содержание неоднократно пересматривалось, так как и перед общим образованием и перед музыкальным искусством жизнь выдвигала новые задачи.

       Д.Б.Кабалевский  предложил тематический принцип как основу построения системы музыкальных занятий и конкретного урока.

       В предшествующих программах по музыке тоже выделялись определенные темы, но они носили частных характер (в основном сводились к знакомству с отдельными композиторами) и относились лишь к одному разделу урока – слушанию музыки. Д.Б.Кабалевский подчеркивает необходимость иного понимания принципа тематизма, который определяет логику построения содержания предмета, начиная с его исходной ступени.

       В соответствии с пониманием особой воспитательной роли музыкального искусства в формировании духовной культуры школьника в программе значительно увеличилось количество произведений народной, классической, современной музыки. Многолетний опыт общения с детьми убедил Д.Б.Кабалевского в том, что многие произведения музыкальной классики вполне доступны школьникам, способны оказать на них огромное нравственное воздействие.

         В музыкальной педагогике ранее ставилась задача приобщения детей к музыкальному искусству, привития школьникам интереса к музыке, формирования у них определенных художественных умений и навыков. Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении.

       Уроки пения переименовались в уроки  музыки, так как последние ни в  какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научит их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм, жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. 

       Современное музыкально-эстетическое воспитание в  школе уже не испытывает дефицита в программах по музыке. Наряду с  базовой программой Д.Б.Кабалевского в рамках концепции модернизации содержания образования в качестве экспериментальных рекомендован ряд разработанных (в лаборатории Д.Б.Кабалевского Академии Повышения педагогической квалификации учителей) программ и методик по музыке авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, В.О.Усачевой, Л.В.Школяр. В качестве существенного дополнения к базовому минимуму по музыке выступают учебно-методические комплекты авторов Т.И.Науменко, В.В.Алеева, И.В.Кошминой, Г.Ригиной, Е.И.Юдиной, Т.Н.Кичак. К этим учебникам появились рабочие тетради.

       Современный учитель музыки должен быть очень  «мобильным». В помощь ему появилось  большое количество программно-методической литературы. За учителем стоит только правильность следования им и творческий подход к работе.

       При написании курсовой работы, мы остановились на разработке ее теоретической части. В следующем году, при написании  дипломной работы, мы планируем разработать  практическую часть, в которой будут  изучаться методические пособия, их использование в деятельности учителей музыки.

       Список  литературы

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. -112с.
  2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений /В.В. Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. -90,(6) с.
  3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. -352с.
  4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1983. -224с.
  5. Арчажникова Л.Г. профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. -111с.
  6. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, 1977, 488с.
  7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания в общеобразовательных учреждениях: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416с.
  8. Искусство. Каталог. – М., 2007-2008. 
  9. Кабалевский Д.Б. Иммунитет против пошлости. – В кн.: Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973, с.149.
  10. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. – Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. – М., 1983, с.22.
  11. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. – Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. – М., 1983, с.29.
  12. Кабалевский Д.Б. О творческой свободе учителя //Музыка в школе. – 1984. -№4.

    13. Кабалевский Д.Б. Фундамент муз. Культуры. – В кн.: Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973, с.15.

Информация о работе Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки