Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать роль программы в деятельности учителя музыки.
Объект исследования – программы по музыке для общеобразовательной школы.
Предмет исследования – процесс формирования и развития программы по музыке.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления программы «Музыка»;
- дать характеристику программы Д.Б.Кабалевского;
- рассмотреть современные программы по музыке, дать их обзор.

Оглавление

Введение 3
Программы по музыке для общеобразовательных школ – основа профессиональной деятельности учителя музыки 6
Раздел 1. Из истории становления программы «музыка» 6
Раздел 2. Характеристика программы по музыке
Д.Б. Кабалевского 11
Раздел 3. Обзор современных программ по музыке 17
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ (МУЗЫКА).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

       Итак, В работах Д.Б.Кабалевского высказана  четкая позиция в понимании общевоспитательной функции музыки в школе. Задача предмета «Музыка» рассматривается в широком плане: формирование музыкальной культуры народа на основе целостного постижения искусства в его социальной функции. Достоинство этой эстетической позиции, прежде всего, в том, что она представлена в конкретной педагогической форме – в виде новой программы по музыке для общеобразовательной школы.

        

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 3.

  Обзор современных программ по музыке 

       Программа «Музыка»

       Программа по предмету «МУЗЫКА» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством композитора Д. Б. Кабалевского. Авторы программы для 1 класса: И.В.Кадобнова, В.О.Усачева, Л.В.Школяр.        Авторы программы для 2-4 классов: Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендрова, И.В.Кадобнова, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Г.С.Тарасов

       В данной редакции она претерпела некоторые  изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в образовательных учреждениях России.

       Во-первых, в этом варианте программы логически соединены программа для 1-3 классов трехлетней начальной школы и программа для 1 класса четырехлетней начальной школы. Такое соединение не противоречит тем принципам и методам, которые изложены Д. Б. Кабалевским во вступительной авторской статье к программе, опубликованной впервые еще в 1974 г., и, как показал опыт преподавания предмета.

       Новую редакцию программы, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского, для четырехлетней начальной школы подготовили Э.Б.Абдуллин, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, В.О.Усачева, Л.В.Школяр

       Во-вторых, данный вариант программы дополнен теми направлениями музыкального развития младшего школьника, которые изложены в нормативных документах по образовательной области «Искусство». А именно, усилен аспект изучения музыкального фольклора, духовной музыки, значительно обновлен музыкальный материал при сохранении «золотого фонда» композиторов-классиков, а также песенный репертуар.

       В-третьих, в данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий, направленных на творческое развитие детей младшего школьного возраста. Это слушание музыки и размышление о ней, хоровое пение, музыкально-ритмическое движение и пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах, разного рода импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, ритмические и др.).

       В-четвертых, примерный музыкальный материал к каждой учебной теме подразумевает возможность включения и других произведений, отвечающих критериям художественной ценности, воспитательной значимости, педагогической целесообразности.

       Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она от урока к уроку раскрывается. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность.

       Тематическое  построение программы создает условия  для достижения цельности урока, единства всех, составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности учащихся», а различные грани музыки единого целого. Подчинение всего материала урока основной теме дает возможность учителю достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно- педагогическими задачами.

             Музыкальные произведения, включенные в программу, лишь как примеры, поясняющие тип, характер и степень сложности музыки, которая может быть привлечена к данному уроку. Знания и опыт учителя подскажут ему, какие произведения он может включить в уроки взамен указанных в программе. Он не должен бояться этих изменений: штамп в педагогике плох всегда, когда же речь об искусстве, он особенно плох и даже опасен, следует, однако, подчеркнуть, что отбор произведений для музыкальных занятий в школе требует тщательности. По возможности каждое сочинение, звучащее в классе, должно отвечать следующим требованиям: оно должно быть художественным увлекательным для детей, оно должно быть педагогически целесообразным (т. е. учить чему-то нужному полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль (т. е. способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса учащихся). Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушить ее тематическое построение, потому что следовательно развитие определенных тем основа основ данной программы.

       Тематическое  построение программы дает в руки два существенных преимущества. Во-первых, возможность свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем. Во-вторых, вооружение «тематическим компасом», который помогает ясно видеть направление занятий на протяжении всего года и облегчает решение весьма трудной задачи в области эстетического образования – установления критерия требований к учащимся.

       Программа почти полностью исключает из начального этапа обучения то, что принято называть музыкальной грамотой и то, что по существу, является не чем иным, как упрощенным курсом обычной, преподающейся в музыкальных школах элементарной теории музыки, чаще всего превращающейся в практике общеобразовательной школы в элементарную нотную грамоту.

       Какие же требования предъявляет  данная программа  к учителю?

       Круг  знаний и навыков, которыми должен обладать квалифицированный учитель музыки, хорошо известен. Помимо общепедагогической подготовки, он обязательно должен уметь играть на фортепиано (на баяне или аккордеоне), владеть четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, уметь петь, он должен иметь подготовку в области истории и теории музыки, уметь транспонировать по нотам и на слух, подобрать несложное сопровождение к мелодии. Словом, учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом, в противном случае он будет подобен учителю математики, не способному решить задачи, которые задает своим ученикам.

       Однако знать свой предмет учителю музыки еще не достаточно. Он должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен.

       Из  всех умений, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом. Без механической записи на уроке музыки, конечно не обойтись, особенно когда в классе должен прозвучать хор, оркестр, оперная сцена и т. п., она должна быть дополнением к живому исполнению учителя, а не заменой его.

       Настоящая программа по своему музыкальному материалу рассчитана, прежде всего, на русские школы Российской Федерации. Для ведения занятий в национальных школах в эту программу должны быть внесены некоторые коррективы за счет включены своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.

       Все формы музыкальных занятий со школьниками должны быть направлены на их духовное развитие. С каждым годом занятий все яснее и яснее будет становиться, что взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще. Основополагающая задача учителя - помочь формированию этих взглядов питомцев. На успешное решение этой задачи и должно быть прежде всего направлено внимание учителя, его творческая инициатива, его знания и опыт, его любовь к детям, подросткам, молодежи, его любовь к искусству и к жизни!

       Содержание  программы включает разработки уроков в 1-4 классе. В первом классе рассматривают темы: «Как можно услышать музыку» (развитие темы, кульминация темы, обобщение темы в последующих четвертях).

       В первом классе одна из центральных позиций, развивающая важнейший принцип концепции д. Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки и о необходимости воспитания на них духовного мира школьника, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента взращивания музыкальной культуры как части культуры духовной выступает музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Э.Грига, Дж.Верди, П.Чайковского, М.Мусоргского, С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Д.Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

       Следующая позиция – обращение к народному музыкально-поэтическому творчеству: хороводы, заклички, игры, загадки и поговорки, частушки и прибаутки - это родные корни, основа, необходимая в детстве.

       В качестве ведущей для музыкального развития детей выступает тема «Искусство слышать», а тема «Как можно услышать музыку» - главная тема года, которая рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки.

       Следующая методическая позиция связана с  важной проблемой: как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят в мир музыкальных образов и при этом максимально устранить «околомузыкальные приемы»; как сделать это вхождение желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

       Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому большое место на уроках отводится музыкальным играм, инсценировкам, играм-драматизациям, которые накоплены в опыте дошкольного музыкального воспитания.

       Ни одна программа не может обойтись без решения вопроса о месте знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе. Здесь во главу угла ставится задача развития личности ребенка, обогащения его духовного мира, развития способности видеть, слышать, чувствовать, думать; навыки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. Педагогическая стратегия, педагогическая мудрость уже на начальном этапе вхождения в музыкальное искусство состоит в том, что навыки должны созреть в процессе работы над музыкальными образами, над их духовным содержанием, а не над самими навыками.  

       Тема  «Как можно услышать музыку»

       Звучание  музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Что значит «слышать музыку»? Внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, изменять, оценивать, познавать и т. д.

             Колыбельная песня, колыбельность  – начало познания музыки и жизни. Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык - интонирование и  озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок. Искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости, музыка печали, музыка тревоги и т. д. Дом, земля-кормилица, матушка-Россия - звучащий образ Родины.

       Во  втором классе предлагается рассмотреть темы «Три кита» в музыке - песня, танец, марш», «О чем говорит музыка», «Куда ведут нас три кита», «Что такое музыкальная речь».

       Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе.

       Рассмотрение  жизненных связей песен, танцев и  маршей и их взаимопроникновение. Древняя  легенда про «трех китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

       Самостоятельное узнавание, определение учащимися  трех типов музыки. Восприятие особенных  черт и разновидностей песен, танцев и маршей на основе разнообразных форм исполнительской деятельности.

       Развитие  слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре на «трех китов» - песню, танец и марш. 

       Тема  «Куда ведут нас  «три кита».

Информация о работе Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки