Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать роль программы в деятельности учителя музыки.
Объект исследования – программы по музыке для общеобразовательной школы.
Предмет исследования – процесс формирования и развития программы по музыке.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления программы «Музыка»;
- дать характеристику программы Д.Б.Кабалевского;
- рассмотреть современные программы по музыке, дать их обзор.

Оглавление

Введение 3
Программы по музыке для общеобразовательных школ – основа профессиональной деятельности учителя музыки 6
Раздел 1. Из истории становления программы «музыка» 6
Раздел 2. Характеристика программы по музыке
Д.Б. Кабалевского 11
Раздел 3. Обзор современных программ по музыке 17
Заключение 27
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ (МУЗЫКА).doc

— 145.50 Кб (Скачать)

       В первые годы Отечественной  войны (1941-1942) приостановилась работа над школьными программами по музыке. Но уже в 1943 году вышла новая программа, которая с незначительными изменениями переиздавалась ежегодно с 1944 по 1947 год. Лишь программа 1948 года, переиздававшаяся затем в 1949 и 1950 годах, значительно отличается от программы 1943 года.

       Цель этих программ – расширить музыкальный кругозор детей, воспитать их музыкальный вкус, научит понимать музыкальную речь, привить детям интерес и любовь к музыке. О том, что и музыкальный кругозор, и музыкальный вкус должны формироваться неразрывно с мировоззрением, с умственным и нравственным воспитанием, - нигде в программах не говорилось.

       При частичных отличиях в конкретном содержании, в отдельных знаниях  и навыках по одам обучения, в  репертуаре, общем для всех программ, изданных после проекта 1947 года, было указано на неразрывную связь  музыкального воспитания со всей школьной работой, поскольку их цели едины.

       Значительный  интерес представляет проект программы, разработанный сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР и вышедший в 1965 году. В нем впервые после ряда лет предмет был назван «Музыка», а не «Пение». Различия в последующих программах чаще всего сводились к структурным моментам. Так, вышедшая в 1971 году программа, также под названием «Музыка», при сохранении основного направления несколько отличалась от предыдущей программы 1970 года своей структурой. Если в программе 1970 года в начальных классах на первое место был выдвинут раздел «Развитие слуха на основе пения и слушания музыки» и в него же входили знания и навыки по музыкальной грамоте, то в программе 1971 года вновь указаны отдельно «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная грамота». На практике – урок распадался на отдельные «разделы». Только наиболее опытные учителя устанавливали связи, например, между слушанием и музыкальной грамотой, слушанием и пением, пением по нотам и распеванием, разучиванием песни и грамотой.

       В 1977 году вышла «Программа по музыке для общеобразовательной  школы (экспериментальная). 1-3 классы», разработанная под руководством Д.Б.Кабалевского. В 1981 году она почти без изменений переиздана ужу как обязательная. Уроки пения переименовались в уроки музыки, так как последние ни в какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научит их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм, жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

         

 

Раздел 2.

  Характеристика программы по музыке Д.Б.Кабалевского 

        Значение  музыки в школе далеко выходит  за пределы искусства.

        Так же как литература и изобразительное  искусство, музыка ре-

        шительно вторгается во все области воспитания и образования

        наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым

        средством формирования их духовного мира.

                                                                                                                           

                                                                                                                            Д.Б.Кабалевский.  

       В 70-е годы становится особенно ясной  необходимость создания педагогической концепции, которая бы давала определенное направление формированию музыкальной  культуры школьников, соответствующей основным принципам ее развития в условиях социалистического общества.

       Такая музыкально-педагогическая концепция  была создана Д.Б.Кабалевского и  получила свое воплощение, прежде всего, в «Основных принципах и методах  программы по музыке для общеобразовательной школы», - статье, предваряющей разработанную под его руководством новую программу по музыке, где она наиболее полно реализована, а также в ряде книг, в других статьях и многочисленных выступлениях.

       В этой статье Д.Б.Кабалевский отметил  необходимость «внесения коренных изменений в систему музыкальных занятий в общеобразовательной школе», что следует уже из факта переименования «уроков пения» в «уроки музыки». «За этим, казалось бы, внешним фактором, - пишет он, - кроется в высшей степени важное содержание.

       В 1977 году вышла «Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная). 1-3 классы», разработанная под руководством Д.Б.Кабалевского. В 1981 году она почти без изменений переиздана уже как обязательная.

       Концепция Д.Б.Кабалевского исходит из музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с жизнью. Выполняя эстетическую, воспитательную и познавательную функции, музыкальное искусство вместе с тем составляет неотъемлемую часть самой жизни. Д.Б.Кабалевский пишет: «Искусство неразрывно связано с жизнью, искусство всегда часть жизни» (7,149). Он подчеркивает, что «искусство, созданное человеком, создается им о человеке и для человека – в этом принципиальный смысл связи музыки и жизни… Именно поэтому искусство всегда обогащало и одухотворяло идейный мир людей, укрепляло их мировоззрение, умножало силы. Оно всегда обнаруживало себя как действенное оружие в идейной и политической борьбе» (12,254).

       Руководящим принципом музыкального развития школьников, осуществляемого на основе нового содержания обучения, стало постепенное, все более широкое и глубокое раскрытие связей между музыкой и жизнью.

       Данный  подход призван связать процесс обучения музыке в неразрывное целое с общим процессом развития музыкальной культуры в нашем обществе. Это вызвало необходимость построения принципиально новой системы музыкальных занятий, что нашло свое выражение в новой школьной программе.

         В музыкальной педагогике ранее ставилась задача приобщения детей к музыкальному искусству, привития школьникам интереса к музыке, формирования у них определенных художественных умений и навыков. Д.Б.Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении. Композитор видит огромную силу музыки в ее способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские и юношеские годы, и потому рассматривает музыкальное воспитание как ничем не заменимое средство формирования мировоззрения школьников.

       Данная  система характеризуется прежде всего тем, что в ней по-новому раскрыта общественная функция музыкального воспитания школьников. Музыкальное воспитание детей есть основа музыкальной культуры народа, и «попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента» (11,15).

       В соответствии с пониманием особой воспитательной роли музыкального искусства в формировании духовной культуры школьника в программе  значительно увеличилось количество произведений народной, классической, современной музыки. Многолетний опыт общения с детьми убедил Д.Б.Кабалевского в том, что многие произведения музыкальной классики вполне доступны школьникам, способны оказать на них огромное нравственное воздействие.

       С особой остротой ставится проблема интереса, увлеченности как фундаментальная проблема не только музыкальной, но и общей педагогики школы. Как художник Д.Б.Кабалевский нетерпимо относится к любым проявлениям формального обучения школьников музыке. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено, прежде всего, на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей к музыке. В противном случае этот прочес может принести музыкальному воспитанию больше вреда, нежели пользы.

       Школьникам  на уроке музыки нужно учиться, в частности, прилагать усилия к достижению более высоких художественных результатов в исполнении музыки. Но процесс духовного познания музыки – это деятельность эстетически окрашенная, она должна, прежде всего, приносить радость при живом соприкосновении с искусством. Выполнение технических заданий, непосредственно не связанных с художественной образностью музыкальных произведений, чуждо уроку музыки. Проблема построения занятий в большей мере связана с тем, как учитель увлечет искусством своих воспитанников. «Учитель музыки, – отмечает Д.Б.Кабалевский, - всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпима она на уроке искусства» (9,29). Проблема интереса, увлеченности поднимается до уровня основополагающего принципа музыкальной педагогики.

       Программа ставит перед учителем музыки три  основные педагогические задачи:

  1. развитие у школьников интереса к музыке;
  2. формирование способности творчески размышлять о ней;
  3. привитие учащимся навыков выразительного исполнения.

       Д.Б.Кабалевский предложил тематический принцип как основу построения системы музыкальных занятий и конкретного урока.

       В предшествующих программах по музыке тоже выделялись определенные темы, но они носили частных характер (в  основном сводились к знакомству с отдельными композиторами) и относились лишь к одному разделу урока – слушанию музыки. Д.Б.Кабалевский подчеркивает необходимость иного понимания принципа тематизма, который определяет логику построения содержания предмета, начиная с его исходной ступени. Знакомство с обобщенными музыкальными знаниями предусматривается в новой программе уже на первом уроке в первом классе. Знания о трех самых широких областях музыки (песня, танец, марш) позволяет детям обобщить уже накопленный ими до школы музыкальный опыт. Усвоение тематического содержания программы – это необходимое и важнейшее условие роста музыкальной культуры школьников. При этом доступность и прочность его усвоения обеспечивается взаимосвязью тем четверти, года, всего цикла обучения.

       Д.Б.Кабалевский  считает, что, всемерно используя на уроках различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе всех этих форм лежит эмоциональное активное ее восприятие. «Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев» (9,29). Восприятие музыки, включающее в себя размышление о ней, является основой формирования музыкальной культуры. «Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы» (8,22).

       Уроки пения, как правило, раньше ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной  грамоты. Знакомство с музыкой сводилось почти исключительно к репертуару, разученному в классе, неизбежно ограниченному сравнительно небольшими исполнительскими возможностями учащихся.

       Уроки музыки, ни в какой мере не отрицая  важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей духовной культуры».

       В соответствии с целостным подходом к изучению искусства необходима организация целостного урока музыки. Эта задача реализуется благодаря  тематическому принципу построения программы. Творческая организация музыкальных занятий, направленная на формирование у учащихся стремления к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, выражению своего отношения к музыке, составляет непременное условие организации урока музыки как урока искусства.

       В чем проявляется творческий характер организации музыкального занятия? Прежде всего, в отборе методов, направленных на активизацию мышления школьников, в применении методического принципа «сходства и различия», в установлении творческой связи нового учебного материала с предшествующим и последующим («забегание вперед» и «возвращение к пройденному»), в разнообразии построения уроков музыки.

       Основным  принципом программы Д.Б.Кабалевского служит изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки. Реализация этого принципа осуществляется в программе через ее построение на «трех китах»: песня, танец, марш. Это три основные сферы музыки. Они и сегодня продолжают фигурировать как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития.

       В построении, структуре программы  нет, ранее имевших место, разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная грамота», отдельных указаний объема знаний и навыков по классам, репертуара песен, предлагаемых для разучивания  с детьми, и перечня произведений для слушания. В соответствии с тематическим принципом построения занятий в программе дано краткое содержание каждого урока и к нему репертуар. Каждый урок представляет собой конкретное звено в общей теме четверти (полугодия) и все они выражают принцип преемственности.

Информация о работе Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки