Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования – показать роль программы в деятельности учителя музыки.
Объект исследования – программы по музыке для общеобразовательной школы.
Предмет исследования – процесс формирования и развития программы по музыке.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления программы «Музыка»;
- дать характеристику программы Д.Б.Кабалевского;
- рассмотреть современные программы по музыке, дать их обзор.
Введение 3
Программы по музыке для общеобразовательных школ – основа профессиональной деятельности учителя музыки 6
Раздел 1. Из истории становления программы «музыка» 6
Раздел 2. Характеристика программы по музыке
Д.Б. Кабалевского 11
Раздел 3. Обзор современных программ по музыке 17
Заключение 27
Список литературы
Кафедра теории и методики музыки
Курсовая
работа
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Чебоксары 2007
Содержание
Введение
Программы
по музыке для общеобразовательных
школ – основа
профессиональной деятельности
учителя музыки
Раздел 1. Из истории становления программы «музыка» 6
Раздел 2. Характеристика программы по музыке
Д.Б. Кабалевского11
Раздел 3. Обзор современных программ по музыке 17
Заключение
Список
литературы
Приложение
Введение
Известно, что с 1918 года разрабатывались различные программы по музыке.
В проекте программы, разработанной сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР и вышедшей в 1965 году, впервые после ряда лет предмет был назван «Музыка», а не «Пение».
Цель курса «Музыка» заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Каждый вариант программы открывался «Объяснительной запиской», в которой излагалось значение музыки в общем воспитании, цели школьного урока, его содержание. Вслед за ней шла собственно программа, в которой по классам формулировались основные задачи в области восприятия музыки, хорового пения, музыкальной грамоты и рекомендовался репертуар по каждому виду деятельности. Во многих программах отмечался репертуар «обязательный» и «дополнительный». Кроме того, учитывалось право учителя заменять те или иные произведения аналогичными или вновь выходящими (что относилось, главным образом, к современной музыке).
За истекший срок менялся объем программ, появлялись и уходили некоторые виды деятельности, например «движение под музыку» (ритмика), менялся репертуар, но форма в основном сохранялась.
Основным принципом программы Д.Б.Кабалевского служит изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки. Реализация этого принципа осуществляется в программе через ее построение на «трех китах»: песня, танец, марш. Это три основные сферы музыки. Они и сегодня продолжают фигурировать как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития.
В построении, структуре программы нет, ранее имевших место, разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкальная грамота», отдельных указаний объема знаний и навыков по классам, репертуара песен, предлагаемых для разучивания с детьми, и перечня произведений для слушания. В соответствии с тематическим принципом построения занятий в программе дано краткое содержание каждого урока и к нему репертуар. Каждый урок представляет собой конкретное звено в общей теме четверти (полугодия) и все они выражают принцип преемственности.
Современное
музыкально-эстетическое воспитание в
школе уже не испытывает дефицита
в программах по музыке. Наряду с базовой
программой Д.Б.Кабалевского в рамках
концепции модернизации содержания образования
в качестве экспериментальных рекомендован
ряд разработанных (в лаборатории Д.Б.Кабалевского
Академии Повышения педагогической квалификации
учителей) программ и методик по музыке
авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной,
В.О.Усачевой, Л.В.Школяр. В качестве существенного
дополнения к базовому минимуму по музыке
выступают учебно-методические комплекты
авторов Т.И.Науменко, В.В.Алеева, И.В.Кошминой,
Г.Ригиной, Е.И.Юдиной.
Цель исследования – показать роль программы в деятельности учителя музыки.
Объект исследования – программы по музыке для общеобразовательной школы.
Предмет исследования – процесс формирования и развития программы по музыке.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления программы «Музыка»;
- дать характеристику программы Д.Б.Кабалевского;
- рассмотреть современные программы по музыке, дать их обзор.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
-
анализ музыкально-
- педагогическое наблюдение;
- анализ современных программ по музыке;
- анализ программы по музыке Д.Б.Кабалевского;
Я считаю, что проблема выбранной мной темы исследования очень актуальна в настоящее время. С каждым годом пересматриваются и появляются новые программы по музыке, помогающие в работе учителей. Время не стоит на месте: меняется мир, меняются и программы, которые становятся все более развитыми, благодаря которым развиваются как учителя, так и учащиеся.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения.
Первый раздел посвящен истории становления программы «Музыка».
Во втором разделе я подробнее рассматриваю программу по музыке Д.Б.Кабалевского, ее основные цели, задачи, принцип строения.
В третьем разделе дается обзор современных программ по музыке.
В заключении формулируются выводы исследования.
В
приложении приводятся примеры новейших
учебно-методических комплектов.
Раздел 1.
Из истории становления программы «Музыка»
Школа закладывает основу музыкального воспитания народа, отсюда и значение школьной программы по музыке. Ее содержание неоднократно пересматривалось, так как и перед общим образованием и перед музыкальным искусством жизнь выдвигала новые задачи.
В статье «Основные принципы единой трудовой школы» А.В.Луначарский, говоря о том, какой должна быть новая школа, указывал: «Предметы эстетические – лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни» (14,10).Музыка признавалась равноправной дисциплиной наряду с другими общеобразовательными предметами; в официальных постановлениях Наркомпроса указывалось на обязательность классных занятий музыкой. Однако на практике эти указания реализовывались далеко не во всех школах. Там, где музыкальные занятия проводились, их цели, содержание определялись весьма различно, так как в первые послереволюционные годы не было единых учебных планов и единых требований.
В 1918-1919 годах в одних случаях уроки музыки (пения) предусматривались во всех классах с первого до последнего – по 2 часа в неделю; в других в эти же годы музыка квалифицировалась как необязательный, хотя и «весьма желательный» предмет в школе первой ступени, а в школе второй ступени ей отводилось по 1 часу в неделю в течение четырех лет. Уже из этих двух примеров видно, какие большие отличия имелись в намечаемых учебных планах. В ряде случаев музыка в них вообще не предусматривалась (например, в программах, изданных в городах Саратове, Пензе, Чите). Такое неустойчивое положение музыкального воспитания в школе сохранялось и в последующие годы. Даже спустя 10 лет после Октябрьской революции (в 1927г.) учебные планы не были едины, так как общепедагогические установки тех лет провозглашали необходимость «свободы» школ в этом отношении.
Постановления ЦК ВКП (б) о школе 1931-1932 годов, вызвавшие коренную перестройку работы школы, потребовали изменения всех учебных планов и программ, но положение музыки в школе не улучшилось. Естественно, что нестабильное положение школьного урока музыки отрицательно сказывалось на его содержании, отраженном в программах. Первые из них, намечавшие перспективу работы, отводили музыке почетное место в общей системе школьного образования: «Музыка (пение), слушание музыки, музыкальное творчество и музыкальная грамота входят, как необходимая часть, в жизнь единой трудовой школы. Цель музыки в единой трудовой школе – затронуть и раскрыть в учащихся ту сторону их духовного существа, которой одна музыка может глубоко коснуться, - их непосредственного, чисто музыкального ощущения жизни. Хоровое пение, слушание музыки и музыкальное творчество должно пронизывать всю жизнь единой трудовой школы...Задача работы в области музыки в первые годы школы только одна – научить детей чувствовать и любить музыку. Работа же над музыкальной сознательностью и получение знаний о музыке должны прийти после того, как сама музыка станет для детей понятным, родным языком» (15,29).Характерной для программ первых послереволюционных лет была недооценка обучения в начальных классах. Считалось, что дети не должны ни о чем рассуждать, ничего анализировать, только петь по слуху и «переживать» музыку; считалось, что в этих классах – «царство эмоций». Но в последующих классах на занятиях предусматривались и певческие упражнения, и музыкальные диктанты, пение интервалов, гамм, аккордов, даже гармония и анализ форм.
Одновременно с изданием программ, намечающих путь широкого музыкального воспитания учащихся, выходили и другие, где на первое место ставилась музыкальная грамота, точнее теория музыки, так как содержание предлагаемых знаний давалось не в связи с живыми музыкальными образами, а теоретически. В них и хоровое пение рассматривалось как материал для музыкальной грамоты, и песни подбирались в соответствии с ее освоением.
В 1923 году вышли «Программы ГУСа», коренным образом отличавшиеся от всех предыдущих программ. Они строились в соответствии с комплексными темами, едиными для всех предметов. Хотя авторы программ говорили о значении плана, последовательности в работе, но принцип группировки репертуара вокруг комплексных тем нарушал систему, педагогическую целесообразность в овладении навыками.
В 1930 году вышли «Программы фабрично-заводской семилетки». В них в подходе к оценке и разбору музыкальных произведений сказывалось имевшее тогда место отрицательное влияние социологизма. Поскольку все содержание музыкальной работы было направлено на то, чтобы «Научит учащихся разбираться в классовой сущности важнейших музыкальных явлений», то в репертуар программы были включены произведения и «чуждые по идеологии». Сопоставляя их с «здоровыми образцами», учащиеся должны были делать выводы о музыке, нужной для социалистического общества, и музыке, враждебной ему, а потому вредной и ненужной.
Так, положительные стороны, достижения теории и практики советской музыкальной педагогики переплетались в программах с отрицательными, ошибочными взглядами; верные установки получали часто неправильное направление при их раскрытии на конкретном материале.
Программа по музыке 1933 года. Ее положительными сторонами является большая стройность и ясность структуры. В начальной школе навыки и знания предусматривались по трем видам работы: пению, слушанию и движению, а музыкальная грамота как самостоятельный раздел отсутствовала. Ценным в этой программе было – развитие у детей «навыков самоорганизации». Но большое внимание к ритмике в начальной школе и к слушанию музыки в средней отодвигало на второй план вокально-хоровую работу. Певческие навыки и по объему и по детальности разработки значительно уступали навыкам и знаниям по музыкальной грамоте, а главное, вокальный репертуар был весьма труден, а иногда вовсе непосилен для детей.
В программах 1935-1937 годов были учтены результаты проверки программы 1933 года. Главное внимание в них уделено хоровому пению, был пересмотрен репертуар. Новым в этих программах было и введение требований к концу учебного года в каждом классе по всем видам музыкальной работы.
Программа 1938 года, переизданная в 1939-1940 годах, продолжала линию усиленного внимания к хоровому пению и музыкальной грамоте. В ней точнее сформулированы задачи музыкального воспитания в школе, яснее и более систематизированно изложено, какие знания и навыки хорового пения должны получить учащиеся, строже подобран репертуар, музыкальная грамота органичнее связана с пением и слушанием. К недостаткам программы можно отнести то, что при правильно сформулированных цели и путях ее достижения фактическое сокращение слушания музыки обедняло музыкальный кругозор учащихся, ограничивало их представления о музыкальном искусстве.
Информация о работе Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя музыки