Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:57, курсовая работа
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения свадебной лирики Белгородской области.
Цель курсовой работы – анализ свадебной лирической «У нас вечер, вечеринка» , выявление драматургии и раскрытие режиссерского решения.
Задачи:
- Определить исторические и региональные условия бытования данного образца.
- Выявить тему и идею произведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……………3
1 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЮЖНОРУССКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Свадебный обряд русской культуры: основные этапы и особенности……………5
Своеобразие и характерность свадебной традиции Белгородской области…….11
2 СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ БЕЛГОРОДЧИНЫ
2.1 Режиссерский анализ свадебной «У нас вечер-вечеринка»………………………21
2.2 Сценическое решение и постановочный план произведения через драматургические особенности «Унас вечер-вечеринка»…………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………
Народная
песня, в понимании и осознании
русским человеком-исполнителем –это
слово нараспев, то есть слово –первичная
основа исполнения, ведь именно в нем заложена
вся суть чувств и эмоций, а мелодия-напев
лишь является инструментом, подчеркивающим
и усиливающим своеобразие и индивидуальность
каждого произведения.
Текстовая основа любого произведения – это средства художественной выразительности:
В свадебной лирической используется приём психологического параллелизма в положительной форме. Такой прием вообще свойственен текстам свадебных песен. Невеста и жених часто сравниваются с птицами: «голубь со голубушкой», «лебедь со лебёдушкой». В данной песне присутствует символика женского образа.
Используются эпитеты, они являются украшением поэтического языка песенного материала (см.выше)
Для
народного языка характерно такое
построение предложения, где эпитет
(прилагательное) следует после
Еще
одним средством
-двойные существительные: вечер-вечеринка.
-двойные глаголы: села-пала.
Встречаются синонимические
Нельзя
не упомянуть об удивительной привязанности
народных текстов к уменьшительно-
Рассмотрев особенности художественной выразительности текста, необходимо перейти к разбору подтекста и структуры произведения.
В
изначальном источнике (В.М.Щуров
Жанры русского музыкального фольклора)
не определенно конкретный этап, в
котором исполнялось данное произведение.
Проанализировав электронные
ТЕКСТ | ОСМЫСЛЕНИЕ |
ЗАВЯЗКА | |
1.У
нас вечер вечеринка,
В нас при светлой при лучинке |
Девушки-подружки
заходят в дом к невесте. Эта строчка дает понимание праздничности и яркости момента *по южнорусской свадьбе преобладает характерность песен более положительная, позитивная |
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ | |
2.Прилетала
к нам голубка,
Да златая в ней головка |
Величание невесты,
ассоциативное представление |
КУЛЬМИНАЦИЯ | |
3.
Да села – пала на лавку
Да распустила крылушки под лавку |
Выражение действия
с помощью резких глаголов, меняет
настроение завязки, на «как будто» опустошенность,
отрешенность состояния невесты (обряд
«перехода»), присутствие определенного
сопоставления начала и этой части
Лавка
– это ассоциативное Смирение и понимание неизбежности |
РАЗВЯЗКА | |
«Да
вот тут – то мне ночь ночевать,
Да вот тут – то мне век вековать» |
Монолог девушки
с ощущением покорности, послушания
и неотвратимости событий.
* Сюжетный вариант развязки, который мы можем наблюдать в тексте песни «У нас вечер, вечеринка» композиционно, подчиняется принципу – ступенчатому сужению в действии: прилетала-села-пала- ночь ночевать- век вековать. |
*если
же данное произведение
мыслится как «повивальная»,
по параллельно со всеми
действиями и эмоциональным
состоянием, подружки
невесты проводят соответствующий
обряд.
Определив сюжетную линию, подтекст произведения, мы можем сделать вывод, что свадебная лирическая «У нас вечер- вечеринка» по форме композиционного строения выглядит как повествовательная часть + монолог.
У нас
вечер-вечеринка,
В нас при светлой при лучинке, В нас при светлой
при лучинке.
Прилетала к нам голубка, Да золотая
в ней головка. Да села пала на лавку, Да распустила
крылышки под лавку. «Да вот тут – то мне ночь ночевать, Да вот тут – то мне век вековать». |
завязка развитие действия кульминация развязка |
Повествовательная часть Монолог |
Подводя итог поэтического содержания песенного текста, подчеркнем определенную взаимосвязь композиции текста, его изложения и тонкой выразительности народной поэзии с конкретной темой, сюжетом и образом.
Определение
типа стиха так же является превоочередной
задачей, так как напрямую зависит и взаимодействует
с ритмической организацией произведения.
_
_ / _
_ _ / _
У нас вечер-вечеринка, _ _ / _ _ _ / _ В нас при светлой при лучинке, В нас при светлой при лучинке. _ _ / _ _ _ / _ Прилетала к нам голубка, _ _ / _ _ _ / _ [Да] золотая в ней головка. |
8-мисложник (с амфибрахическим окончанием) |
/ _ / _
_ / _
[Да] села пала на лавку, |
7-мисложник(с амфибрахическим
окончанием) |
_ _ / _ / _ _ _ / _ [Да] распустила крылышки под лавку. |
10-тисложник (с амфибрахическим окончанием) |
_ / _ _ / _ _ / «[Да]вот тут – то мне ночь ночевать, _ / _ _ / _ _ / [Да] вот тут – то мне век вековать». |
8-мисложник (с ямбическим окончанием) |
Тип стиха – силлабический, ударность имеет некоторую вариативность, за счет добавлений междометий (да) и внутрислоговых распевов, словообрывов.
Переменный размер, замысловатый ритмический рисунок, с ощущением внутридолевой пульсации, все это лишь украшает и дополняет, усиливает и подчеркивает основные смысловые акценты, эмоциональные спады и подъемы, определяя тем самым чувственность произведения при исполнении.
Важную роль играет музыкальная ткань произведения. Понимание насколько голоса соотносятся друг с другом, их интервальное и гармоническое соотношение в синтезе с текстом, слияние их и единое понимание – это залог характерного исполнения, «нужного» эмоционального состояния.
Фактурное изложение представляет собой гетерофонию монодийного типа. Основная мелодическая линия – средний голос. Остальные голоса иногда расходятся на терцию и кварту от основы, причем верхний голос более похож на подголосок, а нижний голос представляет собой (тип двух-голосия) – пение с подводкой. Вцелом, произведение мажорного наклонения с миксолидийской VII (низкой) ступенью.
Анализ
жанрового своеобразия и
«Носитель
фольклора отличается от исполнителя
тем, что он усвоил из устной традиции
не только широкий круг сюжетов, жанровую
специфику, основные идеи, технику создания
фольклорных произведений, но и весь
комплекс традиционных национальных воззрений,
строй образного мышления, закономерности
организации видения мира»6.
2.2
Сценическое решение
и постановочный
план произведения
через драматургические
особенности «Унас
вечер-вечеринка»
Фольклорное творческое направление последних десятилетий XX — начала XXI веков представляется важным этапом в цепи плодотворного длительного (а, в перспективе, бесконечного) художественного диалога двух ветвей музыкальной культуры - профессиональной и народной. Ведь на сегодняшний день фольклоризм есть вторичное бытие фольклора, в иных функциональных условиях, сознательное и целенаправленное использование фольклора художником, то есть имея на руках подлинные образцы фольклора, каждый исполнитель пытается сделать правдивую и приближенную исполнительскую форму произведению, но с учетом вкусов и приоритетом, музыкальных предпочтений современного слушателя, ведь главная задача сегодняшнего дня – сохранить и пропагандировать традиции и музыкально-песенное творчество русского народа.
В следствии такого , можно сказать, иногда вынужденного подхода к воплощению народной песни, фольклоризм вцелом воспринимается и реализуется как особый феномен, рожденный в результате взаимодействия народной и профессиональной художественных систем и представляющий воплощенный в музыке индивидуально неповторимый образ видения мира исполнителем .
Сценическое воплощение – это ответственный этап представления и публичной постановки художественно - эстетического образца русского фольклора, как маленькую часть большого пласта традиционной культуры.
Определим замысел, тему и идею, основываясь на выше сделанных выводах.
ЗАМЫСЕЛ: познакомить зрителя с южнорусской песенной свадебной традицией
ТЕМА заключается в описании конкретного момента действия обряда, в процессе которого выделяется объект – невеста
ИДЕЯ: освятить ритуальные действия девишника, показать обряд «расплетания косы» через эмоциональное состояние, чувственность и душевные переживания.
СВЕРХЗАДАЧА заключается в нахождении средств и методов для доступного понимания и донесения до слушательской аудитории всей красоты, глубины и драматургии, яркости художественного образа и своеобразия свадебной песенной традиции не только Белгородской области, но и Юга России в целом.
Завершающим этапом над произведение – это рассмотрение:
Предлагаемые обстоятельства: девишник («вечер-вечеринка» - определение конкретного времени суток), изба, подружки невесты приходят в дом.
Темпоритм: начало песни – умеренно, но с внутренним волнением, к концу происходит смена на умеренно-смиренно, умеренно-безысходно.
Сценография произведения
Текст | Сценический вариант |
У нас вечер-вечеринка, В нас при светлой при лучинке, В нас при светлой
при лучинке. Прилетала к нам голубка, Да золотая в ней головка. Да села-пала на лавку,
Да распустила
крылышки под лавку. «Да вот тут – то мне ночь ночевать, Да вот тут – то мне век вековать». |
-имитация
русской избы
-по периметру стоят лавки -стены украшены рушниками или платками - кое-где стоят прялки и кудели Со второго
плана сцены заходят девушки
с песней. Невесту ведут под руки, садят на лавочку (середина второго плана) Все её величают,
водят хоровод с характерным
таночным шагом. Невеста встает и выходит на первый план, пританцовывая, с приподнятыми руками (имитация крыльев) Обращаясь к зрителям, невеста декламирует свой монолог Девушки подружки заканчивают свои хореографические мизансцены и остаются полукругом вокруг нее на втором плане. |
Информация о работе Драматургия свадебной – лирической Белгородской области