Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:57, курсовая работа
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения свадебной лирики Белгородской области.
Цель курсовой работы – анализ свадебной лирической «У нас вечер, вечеринка» , выявление драматургии и раскрытие режиссерского решения.
Задачи:
- Определить исторические и региональные условия бытования данного образца.
- Выявить тему и идею произведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……………3
1 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЮЖНОРУССКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Свадебный обряд русской культуры: основные этапы и особенности……………5
Своеобразие и характерность свадебной традиции Белгородской области…….11
2 СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ БЕЛГОРОДЧИНЫ
2.1 Режиссерский анализ свадебной «У нас вечер-вечеринка»………………………21
2.2 Сценическое решение и постановочный план произведения через драматургические особенности «Унас вечер-вечеринка»…………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»
Музыкально-педагогический факультет
Кафедра
хорового дирижирования
и народного хорового
искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Режиссуре народной песни»
Драматургия свадебной – лирической Белгородской области
«У
нас вечер, вечеринка»
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Пак Н.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Скороходова
М.П.
Хабаровск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЮЖНОРУССКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
2 СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ БЕЛГОРОДЧИНЫ
2.1 Режиссерский анализ свадебной «У нас вечер-вечеринка»………………………21
2.2 Сценическое
решение и постановочный план
произведения через
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…………31
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальный фольклор часто выполняет в известной степени служебную роль сопровождая народные обряды и трудовые процессы. Однако, прежде всего это – искусство, определяемое требованиями эстетики. Даже преследуя чисто утилитарные цели, люди исстари стремились строить жизнь по законам красоты. Они находили совершенные пропорции для жилища, обогащали его внешний вид узорчатой резьбой, изготавливали привлекательную по формам домашнюю утварь, шили нарядные национальные костюмы, сопровождали отдых и труд выразительными песнями. Музыкальный фольклор как искусство особенно ярко выражается в жанрах ( лирических, хороводных и свадебных песнях), главная цель которых - удовлетворение эстетического чувства.
Непременно учитывая роль
Велика познавательная роль фольклора. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом русской земли, об условиях жизни и заботах, понимании национальной истории. М.Горький говорил: «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного творчества народного творчества…» От глубокой древности неотступно и своеобразно сопутствует истории. В народных песнях о сложных личных и семейных отношениях рассказывают слова лирических, хороводных, календарных песен. Слабости характера, общественные пороки хлёстко высмеивает частушка. Из песен мы многое узнаём об общественных отношениях в старой России, о мировоззрении и психологии народа, о природе страны.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения свадебной лирики Белгородской области.
Цель курсовой работы – анализ свадебной лирической «У нас вечер, вечеринка» , выявление драматургии и раскрытие режиссерского решения.
Задачи:
- Определить исторические и региональные условия бытования данного образца.
- Выявить тему и идею произведения.
- Вскрыть подтекст, провести анализ словесного действия.
- Определить композиционный план.
- Выявить драматургию песни, вскрыть конфликт.
- Создать сценическое, режиссерское решение.
Объектом данного исследования являются свадебный обряд южнорусского певческого стиля.
Предмет исследования свадебная
лирическая Белгородской области «У нас
вечер, вечеринка».
1 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЮЖНОРУССКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
1.1
Свадебный обряд
русской культуры
:основные этапы и особенности
Традиционный
фольклор русского народа, в том
числе и свадебная обрядность,
это не только память о прошлом, но
и часть нашей национальной культуры.
Исследование свадебного репертуара стало
возможным благодаря
От многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев, действительным.
Интерес
к свадебной обрядности велик
и у многочисленных фольклорных
коллективов, стремящихся на сцене
воссоздать её отдельные элементы.
Действительно, свадьба изначально
являет собой торжественное
Разные её этапы дают широкий простор для воплощения на сцене. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух пространствах - домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).
Кроме
того, свадебные обряды и песни, их
сопровождающие, существуют на территории
России в массе разных вариантов,
предоставляющих возможность
Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников. Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает Филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; после крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.
У
русских свадьба как система
обрядов, закрепляющих брак, сложилась
примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов
носили юридический характер, например,
если при сватовстве отец невесты
выпивал предложенное роднёй жениха
вино, это расценивалось как
Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых.
Постепенно,
с изменением мировосприятия, свадебный
обряд стал осознаваться как эстетическое
действие, своего рода игра. Мало кто
из женихов и сегодня, перенося невесту
в дом через порог на руках,
знает, что это делалось с целью
обмануть домового, заставить его
принять девушку как
Существует два типа свадеб: драма(свадьба-похороны) и праздник(свадьба-веселье). Первый характерен прежде всего для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой.
Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира. Несмотря на обилие вариантов, можно выделить основные компоненты свадьбы вообще. Договоримся сразу, что "свадьбой" мы называем не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов, начиная со сватовства.
Итак, сватовство. Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.
Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие.
На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания.
Информация о работе Драматургия свадебной – лирической Белгородской области