Законотворчество в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования выступает теоретико-правовое изучение и раскрытие сущности законодательного процесса. Для достижения обозначенной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:
- развернуто раскрыть понятие законодательного процесса и его принципов;
- рассмотреть вопрос о субъектах законодательного процесса;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты законодательного про-цесса в Российской Федерации
1.1. Понятие законодательного процесса
1.2. Принципы законодательного процесса
Глава 2. Субъекты законодательного процесса
Глава 3. Стадии законодательного процесса
3.1. Законодательная инициатива
3.2. Обсуждение законопроекта
3.3. Принятие и утверждение закона
3.4. Обнародование принятого закона
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые аспекты законодательного процесса в Российской Федерации

1.1.           Понятие законодательного процесса

1.2. Принципы законодательного процесса

Глава 2. Субъекты законодательного процесса

Глава 3. Стадии законодательного процесса

3.1. Законодательная инициатива

3.2. Обсуждение законопроекта

3.3. Принятие и утверждение закона

3.4. Обнародование принятого закона

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законодательный процесс является одним из центральных конституционно-правовых институтов современного Российского демократического федеративного правового государства и обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельности одной из ветвей власти - законодательной власти. Он формирует правовые основы общественной жизни - современные политические, экономические, социальные условия российского общества, которые определяют особенности и порядок осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой системы. Без преувеличения можно сказать, что в наши дни в России впервые за всю ее историю складывается законодательный процесс в подлинном смысле этого слова. Он все более обретает черты подлинного парламентаризма, наполняется адекватным содержанием.

Актуальность избранной темы определяется ролью и значением закона, законодательства, законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни России, имеющимися потенциальными возможностями законотворчества, как формы реализации правовой государственности. В России идет поиск путей совершенствования законодательной деятельности и выработки мер, направленных на повышение качества принимаемых законов, в рамках основ законодательного процесса, очерченных Конституцией Российской Федерации.

Место законодательного процесса как института современной российской политической демократии, определяется положением парламента Российской Федерации в системе политической организации общества, его соотношением и взаимодействием с другими ветвями власти, формированием баланса в системе сдержек и противовесов. И в то же время именно свойство закона, как акта наибольшей юридической силы в правовой системе российского государства, определяет исключительно важную роль и значимость законодательного процесса.

Несмотря на наличие довольно обширной научной правовой литературы - и общетеоретической, и специальной - до настоящего времени отсутствует всестороннее осмысление законодательного процесса в России - во всем объеме, на всех уровнях, на всех этапах и стадиях. В исследовании данной темы трудно переоценить значение научных работ известных ученых: С.С.Алексеева, Т.А.Анчуткина, М.В.Баглая, О.Е.Кутафина, Л.В.Лазарева, А.П.Любимова, М.Н.Марченко, Г.В.Мальцева и т.д.

Объектом курсовой работы является институт правотворчества.

Предметом исследования выступает законодательный процесс в Российской Федерации.

Целью исследования выступает теоретико-правовое изучение и раскрытие сущности законодательного процесса. Для достижения обозначенной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:

- развернуто раскрыть понятие законодательного процесса и его принципов;

- рассмотреть вопрос о субъектах законодательного процесса;

- последовательно проанализировать стадии законодательного процесса в Российской Федерации;

- проанализировать актуальные проблемы, возникающие при реализации законодательного процесса и предложить пути их решения.

Структура работы подчинена содержанию избранной темы и логике исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и правовые аспекты законодательного процесса в Российской Федерации

1.1. Понятие законодательного процесса

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законотворчество является одной из важнейших сторон деятельности государства, которое ставит перед собой цель создания и (или) совершенствования единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы законодательных норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения. Одной из составляющих законотворчества является законодательный процесс.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует определение законодательного процесса, в связи, с чем вопрос наиболее точного определения занимает ученых на протяжении многих лет. Некоторые исследователи определяют законодательный процесс как «процесс принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации тремя его участниками: Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания и Президентом Российской Федерации».[1]

Однако подобный подход весьма уязвим. В приведенном определении не учитывается, что процесс подготовки и принятия законов должен быть регламентирован и не должен отождествляться только с законодательной властью, поскольку в нем принимают участие Президент и Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и политические партии.

Ряд ученых трактует законодательный процесс как «конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов»[2]. С таким определением трудно согласиться в полной мере, поскольку в нем не нашлось места собственно закону, а также обойден вниманием тот факт, что регламентация законодательного процесса не ограничивается только положениями Конституции Российской Федерации.

По мнению А.П. Любимова, законодательный процесс - это «определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов»[3].

Достаточно широко понимает суть законодательного процесса П.В. Крашенинников. По его мнению, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничивать от общесоциального понятия законотворчества. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значении: первое значение - порядок деятельности (в данном случае - по созданию закона) и второе - сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом при возможном в определенных случаях участии Правительства либо, в редких случаях, — посредством процедуры референдума. Законотворчество — более широкое понятие, охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку[4].

В научной литературе понятие «законодательный процесс» рассматривается также с учетом социально-политического аспекта. Социально-политический аспект отражает понимание законодательного процесса как процесса выявления и реализации в законе социальных интересов.

Прежде чем давать определение понятия «законодательный процесс» в широком смысле, необходимо определить цели такого процесса. Процесс - это совокупность последовательных действий, направленных на достижение какого-либо результата. Результатом законодательного процесса является принятый закон. Что касается понятия «закон», то здесь также существуют различные подходы. Так, отечественный правовед Г.Ф. Шершеневич полагал, что "законом называется норма права, издаваемая государственной властью в установленном порядке"[5]. Н.И. Матузов и А.В. Малько под законом понимают «нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения»[6]. По мнению В.В. Лазарева, «закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни[7]».

Характерно, что практически во всех приведенных определениях понятия «закон» присутствует «государственная или народная воля», в то время как в ранее приведенных определениях понятия «законодательный процесс» этот элемент незаслуженно обойден вниманием. Исследователи либо отождествляют государственную волю с волей органов законодательной власти, либо отказывают в праве на существование в законодательном процессе объективных составляющих и, соответственно, таких этапов законодательного процесса, как разработка законопроектов и их реализация, без которых невозможно выявление социальных интересов, что является основной проблемой при осуществлении законодательного процесса.Несомненно, главными представителями интересов, выражающихся в принятых законах, являются основные участники законодательного процесса. Отдельные этапы законодательного процесса, содержатся в ряде норм федеральных законов, правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Так, порядок внесения, рассмотрения и принятия федерального закона о бюджете регламентируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации, порядок ратификации международных договоров - Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».[8]

Таким образом, несмотря на различные точки зрения на определение понятия «законодательный процесс», можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса: 1) состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами; 2) осуществляется специальными субъектами; 3) результатом является создание акта высшей юридической силы — закона.

 

1.2. Принципы законодательного процесса

Законодательный процесс Российской Федерации основывается на определенных принципах. В научной литературе выделяют четыре основных принципа законодательного процесса:

1)     Демократизм и гласность законодательного процесса.

Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта законодательным органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением демократизма является референдум.

2) Также некоторые ученые выделяют в качестве принципа законодательного процесса - профессионализм[9]. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3) Законность законодательного процесса.

Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего Конституции Российской Федерации. Содержание правовых актов не должно быть антиправовым, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, нормам международного права.

4) Научный характер деятельности осуществляемой при реализации законодательного процесса и её связь с правоприменительной практикой. Требования этого принципа в том, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни.

Исследовав принципы законодательного процесса можно сделать вывод о том, что не все из перечисленных принципов находят применение на практике при принятии законов в Российской Федерации.

Проанализировав выше изложенные точки зрения на определение понятия «законодательный процесс», изучив его принципы, законодательный процесс можно определить как, регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

Глава 2. Субъекты законодательного процесса

К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона, не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс[10].

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях. Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. [11]

Информация о работе Законотворчество в РФ