Законотворчество в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования выступает теоретико-правовое изучение и раскрытие сущности законодательного процесса. Для достижения обозначенной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:
- развернуто раскрыть понятие законодательного процесса и его принципов;
- рассмотреть вопрос о субъектах законодательного процесса;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты законодательного про-цесса в Российской Федерации
1.1. Понятие законодательного процесса
1.2. Принципы законодательного процесса
Глава 2. Субъекты законодательного процесса
Глава 3. Стадии законодательного процесса
3.1. Законодательная инициатива
3.2. Обсуждение законопроекта
3.3. Принятие и утверждение закона
3.4. Обнародование принятого закона
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Официальное обнародование закона необходимо для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения вступления его в силу. Акт обнародуется от имени органа, издавшего и подписавшего его, чаще всего в виде опубликования, которое состоит в воспроизведении текста законодательного акта в специально предусмотренных для этого официальных изданиях.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Указы и распоряжения Президента, а также постановления и распоряжения Правительства - в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации».

При опубликовании закона указываются его название, даты принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, подписавшее должностное лицо (Президент РФ или исполняющий его обязанности), место и дата подписания, регистрационный номер.

В соответствии со п.2 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент «в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его». Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.

В правовой теории утвердился взгляд на обнародование как на стадию, завершающую законодательный процесс. Вместе с тем он разделяется не всеми учеными. Некоторые авторы связывают обнародование с процедурой подписания закона главой государства, утверждая, что обнародование может выступать в качестве стадии законодательного процесса только в случае, если главе государства предоставлено право самому принимать решение относительно того, обнародовать либо не обнародовать санкционированный им закон.[30] По мнению других авторов, обнародование не входит в число стадий официального прохождения законопроекта в законодательном органе. Образуя, как они утверждают, наряду с предварительной подготовкой законопроекта самостоятельную часть законодательной деятельности, не связанную с официальной деятельностью законодательного органа, обнародование представляет собой в этом качестве особую стадию законодательного процесса.[31]

Существует точка зрения, сторонники которой полностью исключают обнародование из сферы законотворчества, считая его началом реализации принятого законодательного акта.[32]

На мой взгляд, обнародование представляет собой самостоятельный этап юридической деятельности, отличный по своему характеру как от предшествовавших ему стадий законодательного процесса, так и от последующих стадий правоприменения. Обладая специфической целью, опубликование осуществляется в определенных временных границах. В правовом смысле оно имеет место лишь после принятия закона законодательным органом, его подписания компетентными должностными лицами и соответствующего оформления, т. е. тогда, когда процедура по созданию закона полностью завершена. Возможность исполнения такого закона наступает не ранее обусловленного срока его вступления в силу. Таким образом, не обнародование, а вступление закона в силу знаменует начало правоприменительной деятельности.

Итак, подводя итог третьей главе, можно сделать вывод о том, что принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

 

 

 

Заключение

Законодательный процесс - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законодательного процесса, основным показателем которого является реальное действие закона.

С формальной точки зрения сам законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона субъектами законодательного процесса. Таким образом, одной из характерных особенностей законодательного процесса является деление его на структурные элементы, именуемые в теории права процессуальными стадиями. Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата.

В результате исследования вопросов законодательного процесса был выявлен ряд насущных проблем.

Во-первых, необходимо изменить существующую практику законодательного процесса на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам.

Также, проблемы возникают с качеством самого закона. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Только научно обоснованная норма может быть облечена в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно. Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

Для решения проблем, возникающих в ходе законодательного процесса необходимо повысить роль Совета Федерации при рассмотрении и принятии законов.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов. Многими учеными и практиками данный вопрос не рассматривается в рамках законодательного процесса, в результате чего многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, делая неэффективным весь законодательный процесс. Все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Перечисленный перечень трудностей законодательного процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию законодательного процесса. Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. - № 7. 21 января 2009 года.

2.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5 - ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2004г. № 27. - Ст. 2710.

3.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

4.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант.

5.      Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант.

6.Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.2. - Свердловск, 1999. – 169 с.

7. Бошно С.Ю. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2009.- 63 с.

8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России.- М.: Норма, 2008. – 161 с.

9. Гузнов А.Г. Кененов А.А. Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты. -  Смоленск, 2009. – 180 с.

10. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Издательская группа Норма –Инфра -М, 2002. – 190 с.

11. Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. - М.: Юристъ, 2009. – 274 с.

 

12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.-  М.: Юристъ, 2010.-  490 с.

13. Колдаева Н.П. Законодательная инициатива как правовой институт.-  М.: Норма- Инфра -М, 2006. -  145 с.

14. Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 245 с.

15. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2010. – 156 с.

16. Кудрявцева Ю.В.  Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.: Издательство «Былина», 1999. – 320 с.

17. Комментарий к Конституции Российской Федерации./Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2010.- 105 с.

18. Любимов А.П. Парламентское право России. 3-е изд. - М.: Норма, 2009.- 326 с.

19. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. - М.: Норма, 2008. -248 с.

20. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. 2-е изд. - М.: Юристъ, 2009. – 235 с.

21.Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Былина», 2010. –  345 с.

22. Теория государства и права: Учебник. / Под. Ред. Матузов Н.И., Малько А.В. - М.: Норма, 2010. -  445 с.

23.Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА. 2000. – 581 с.

24.Тихомиров Ю.А. Теория закона.-  М.: Издательская группа Норма –Инфра -М, 2009. -  282 с.

25. Чиркин В.Е., Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009, - 479 с.

26. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. -  М.: Юристъ, 2009. -  287 с.

27. Абрамова А.И., Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права», 2007, №2.

28. Карлин А.Б. Совершенствовать законопроектную деятельность // Современное право. 2001. N 1.

29. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 2008. № 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 



[1] Законодательный процесс в России: граждане и власть // Фонд развития парламентаризма в России. М., 2006. - С. 13.

[2] Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. 2-е изд. - М.: Юристъ, 2009. - С. 195.

[3] Любимов А.П. Парламентское право России. 3-е изд. - М.: Норма, 2009.-С 226.

[4] Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2010. – С 56.

[5] Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. -  М.: Юристъ, 2009. - С. 187.

[6] Теория государства и права: Учебник. / Под. Ред. Матузов Н.И., Малько А.В. - М.: Норма, 2010. - С. 145.

[7] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. - М.: Норма, 2008. -С. 178.

[8] СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

 

[9] Карлин А.Б. Совершенствовать законопроектную деятельность // Современное право. 2001. N 1. - С.15

[10] Комментарий к Конституции Российской Федерации./Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2010.- С.15.

[11] Бошно С.Ю. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2009.- С. 17.             

[12] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России.- М.: Норма, 2008. - С. 131.

[13] Абрамова А.И., Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права», 2007, №2. - С. 15.

[14] Гузнов А.Г. Кененов А.А. Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты. - Смоленск, 2009. - С.77.

[15] Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.2. - Свердловск, 1999. - С.16.

[16] Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Издательская группа Норма –Инфра -М, 2002. - С. 156-157.

[17] Тихомиров Ю.А. Теория закона.- М.: Издательская группа Норма –Инфра -М, 2009. - С. 182.

[18] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М.: Юристъ, 2010.- С. 415 - 426.

[19] Колдаева Н.П. Законодательная инициатива как правовой институт.- М.: Норма- Инфра -М, 2006. - С. 8.

[20] Кудрявцева Ю.В.  Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.: Издательство «Былина», 1999. - С. 290.

[21] Тихомиров Ю.А. Указ соч.  С. 186.

[22] Колдаева Н.П. Указ.соч. С.8.

[23] Ковачев Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 88.

[24] Абрамова А.И., Указ.соч. С. 14 - 24.

[25] Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 2010.- С.30.

[26] Бошно С.Ю. Указ. Соч. - С.20.

[27] Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА. 2000. - С. 534 – 541.

 

[28] Чиркин В.Е., Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009, - С. 379.

[29] Абрамова А.И., Указ.соч. - С. 30.

 

[30] Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. - М.: Юристъ, 2009. - С. 173 - 174.

 

[31] Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Былина», 2010. –  С.145.

[32] Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 2008. № 5. - С. 28.

 


Информация о работе Законотворчество в РФ